Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать первый день.

Св. муч. Юліань Тарсянинъ.

(О райскомъ блаженствѣ).

Св. Іоаннъ Златоустъ почтилъ память его въ одной изъ бесѣдъ своихъ.

II. Св. муч. Юліанъ, вытерпѣвъ въ теченіи цѣлаго года самыя разнообразныя и мучительныя страданія за І. Христа и наконецъ принявъ самую лютую смерть, которую измыслила діавольская злоба язычниковъ, — принявъ и такія страданія и такую смерть для того, чтобы не лишиться блаженства въ раю со Христомъ Спасителемъ и всѣми святыми, учитъ насъ, братія, достигать блаженной жизни въ раю, несмотря на всѣ препятствія узкаго и скорбнаго пути къ нему. Что же такое рай и какъ намъ получить райское блаженство?

а) Рай — это благословенное отечество прародителей нашихъ, это любезное пристанище надежды нашей, это единственный желанный предметъ любви христіанской, послѣднее воздаяніе вѣрѣ христіанина!.. И кого бы намъ спросить, братіе, кто бы намъ повѣдалъ: что такое рай? Спросимъ о томъ двоихъ богомудрыхъ мужей, которые видѣли его воочію, это св. апостолы Іоаннъ Богословъ и Павелъ. Іоаннъ говоритъ: и вознесъ меня (ангелъ) въ духѣ на великую и высокую гору и показалъ мнѣ великій городъ, святый Іерусалимъ, который нисходилъ съ неба отъ Бога (Апок. 21, 10). Но сей городъ былъ только образомъ рая Божія, на который если бы мы когда нибудь удостоились взглянуть, то очи наши увѣрились бы въ красотѣ его, а умъ нашъ все же не постигнулъ бы, что такое рай. Ап. Павелъ былъ восхищенъ до третьяго неба, въ самый рай Божій; онъ видѣлъ то, чего никогда не видѣли очи людскія, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человѣку, что приготовилъ Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9); тамъ слышалъ онъ слова, которыхъ на человѣческомъ языкѣ нельзя и пересказать (2 Кор. 12, 4). Вотъ два человѣка видѣвшіе рай: одинъ изъ нихъ Іоаннъ — орелъ Богословія, другой — Павелъ, сосудъ избранный. Но оба они говорятъ о немъ не ясно и прикровенно. Стало быть и никакой человѣкъ не объяснилъ бы намъ, что такой рай. Не даромъ же одинъ праведникъ говорилъ: «о рай Божій! мы можемъ тебя пріобрѣсть, но не можемъ тебя умомъ нашимъ постигнуть!»

Христосъ Спаситель нашъ называетъ рай жизнію безсмертною и вѣчною, и радостью безконечною. Возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отниметъ у васъ, говоритъ Онъ (Іоан. 16, 22). Подумай, христіанинъ, что такое здѣшнее счастіе! Положимъ, былъ бы ты царемъ, владѣлъ бы цѣлымъ свѣтомъ; положимъ, у тебя не было бы враговъ, не зналъ бы ты ни скорбей, ни болѣзней, былъ бы и собою красивъ, и богатъ, и славенъ: не правда ли, вѣдь въ этомъ то и состоитъ, по нашему мнѣнію, величайшее счастіе на землѣ? И однакоже такое счастіе есть то же несчастье! Вѣдь сколько бы ты ни прожилъ, а все же тебѣ надобно умереть, и при томъ каждый часъ бояться смерти, а этотъ-то страхъ и дѣлаетъ тебя несчастнымъ... А тамъ, смотришь, и въ самомъ счастьи-то все еще чего нибудь недостаетъ!.. Положимъ, что ты никогда не умрешь, и страхъ смерти не тревожитъ тебя; но и тогда развѣ когда нибудь возможно насытить всякое желаніе сердца человѣческаго? Ты счастливъ, но желалъ бы быть еще счастливѣе; а стало быть и счастіе твое не полно, не достаточно, а слѣдовательно, хотя бы и смертенъ былъ, ты все же несчастливъ... Подумай же теперь: имѣть все то счастье, какого бы ни пожелало сердце твое, не бояться смерти, которая отнимаетъ теперь отъ насъ счастіе, быть всегда и богатымъ, и здоровымъ, не знать и не бояться ни нищеты, ни болѣзней, ни зависти человѣческой, — что же это была бы за блаженная жизнь! А такова и есть жизнь райская, жизнь полная радости нескончаемой, вѣчной, такой радости, которая никогда не можетъ убавляться, но всегда, во вѣки вѣковъ, будетъ одна и та же полная, всесовершенная, радость неизреченная... Возрадуется въ раю сердце ваше, и этой радости вашей никто-никто и никогда уже не отниметъ у васъ! — Да, въ блаженной вѣчности ты будешь радоваться радостію Божіею, будешь царствовать во царствіи Божіи, будешь прославленъ славою Божественною. Тогда подобны Ему — Самому Богу будемъ, говоритъ апостолъ, потому что увидимъ Его, какъ Онъ есть (1 Іоан. 3, 2).

б) Но можно ли намъ получить райское блаженство? Очень можно; вѣдь наше спасеніе находится въ нашихъ же рукахъ. — Какъ же это такъ? А вотъ послушайте. Сотворилъ Богъ рай для праведныхъ, а адъ для грѣшныхъ. Заперъ Онъ рай, заперъ и адъ. Однако же ключи адскіе удержалъ при Себѣ: имѣю ключи ада, говоритъ Самъ Онъ въ Откровеніи ап. Іоанну. А ключи райскіе Онъ отдалъ Своимъ апостоламъ въ лицѣ ап. Петра и ихъ преемникамъ, архипастырямъ и пастырямъ церкви: и дамъ тебѣ ключи царствія небеснаго. Стало быть: ключи отъ ада находятся въ рукахъ Божіихъ, а отъ рая — въ рукахъ человѣческихъ. О какъ человѣколюбивъ промыслъ Спасителя нашего! Когда человѣкъ захотѣлъ бы самъ мучиться во адѣ, то оказывается, что ключи адскіе не у него въ рукахъ; а когда хочетъ спастись, то ключи райскіе въ его рукахъ! Значитъ, Самъ Богъ хочетъ, чтобы для людей трудно было попасть въ муку вѣчную, и потому Онъ не даетъ имъ ключей адскихъ. А райскіе ключи Онъ людямъ поручилъ. И замѣтьте: Господь говоритъ: дамъ тебѣ ключи, а не ключъ, стало быть рай Божій не однимъ ключемъ отпирается. — Какіе же это ключи? Да всякіе есть: и желѣзные, и золотые, и деревянные. У нищаго, напримѣръ, ключъ деревянный: онъ убожествомъ своимъ можетъ отпереть себѣ рай. У богатаго ключъ золотой: онъ богатствомъ своимъ можетъ отпереть себѣ райскія двери. А желѣзный ключъ терпѣнія, смиренія, труда, есть у каждаго человѣка. Стало быть каждый человѣкъ можетъ спастись, можетъ рай получить.

в) Надобно только одно помнить: тѣсенъ и прискорбенъ путь, вводящій въ царство небесное. Это слова Самого Господа. Тѣсенъ этотъ путь, и потому многіе подвижники, вступивъ на него, оставили міръ, бросили все мірское позади себя, и прошли симъ путемъ въ нищетѣ и всякихъ лишеніяхъ; святые мученики омочили сей путь даже не потомъ, а кровію своей. Стало быть, кто ходитъ высоко поднявъ голову, кто гордится предъ другими, тому не пройти здѣсь, если не наклонитъ головы, если не смирится: узки врата и тѣсенъ путь! Кто пресыщается земными благами, тучнѣетъ отъ невоздержанія, тому не пройти, если не изнуритъ своего тѣла постомъ и трудами: узки врата и тѣсенъ путь! У кого много всякаго ненужнаго добра, кто не дѣлится съ ближними своими добромъ, кто при этомъ обремененъ еще и другими суетными попеченіями, тому не пройти здѣсь, если не убавитъ всего этого: узки врата и тѣсенъ путь! Тѣсенъ путь и прискорбенъ, полонъ терній и волчцевъ! Много нужно пота пролить, много надобно труда приложить, много должно потерпѣть и пострадать, чтобы въ рай пройти: многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе небесное! У кого тѣло любитъ нѣгу и покой, кто хочетъ итти гладкою, цвѣтами устланной дорогой, кто не можетъ и одного слова обиднаго переварить, тому не пройти въ рай: узки туда врата, тѣсенъ и прискорбенъ путь!

III. Боже милосердія и щедротъ! даруй намъ, молитвами св. муч. Юліана и всѣхъ святыхъ Твоихъ, желаніе достигать царствія небеснаго и не лиши насъ, слабыхъ и немощныхъ, Твоей всесильной благодатной помощи. (Извл. въ сокращ. изъ «Поучит. словъ» Иліи Минятія, сн. 108 № «Троицк. лист.»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 466-468.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0