Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Восемнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. мучен. Леонтій.

(Побѣждающая сила христіанской доброты).

Но вотъ прибылъ въ Триполи и самъ Адріанъ, и сильно разгнѣвался на Леонтія, Ипатія и Ѳеодула. «Кто ты таковъ и какими волшебными средствами отвратилъ вѣрныхъ царскихъ слугъ отъ язычества къ христіанству?» спросилъ Адріанъ Леонтія. «Я воинъ Христовъ и сынъ Свѣта, просвѣщающаго всякаго человѣкаа. — «А вы ради чего отреклись отъ отеческихъ преданій и измѣнили царю?» спросилъ также Адріанъ Ипатія и Ѳеодула. — «Ради того, что мы получили гораздо лучшую награду отъ Царя небеснаго»; отвѣчали они. Адріанъ приказалъ жестоко мучить всѣхъ ихъ, и затѣмъ Ипатія и Ѳеодула убили мечомъ, а Леонтія били такъ, что онъ скончался подъ ударами.

II. Въ этомъ разсказѣ видите вы, братія мои, силу христіанской доброты, побѣждающей самыхъ грубыхъ, самыхъ черствыхъ язычниковъ — враговъ.

Эта доброта христіанская весьма содѣйствовала успѣхамъ распространенія христіанскаго ученія между язычниками.

Удивительно, съ какою быстротою распространялась вѣра христіанская въ первые времена христіанства. «Смотрите, мы существуемъ только со вчерашняго дня и уже наполняемъ все: ваши города, острова, крѣпости, дворцы, сенаты, лагери, судилища; оставляемъ вамъ только ваши капища», писалъ римскому сенату въ своей апологіи, или защитительной рѣчи въ пользу христіанъ, христіанскій писателъ конца 2-го вѣка, знаменитый ученый Тертулліанъ.

Объясняютъ такіе быстрые успѣхи христіанства среди язычниковъ и высотою ученія христіанскаго, и пустотою язычества, и особенною ревностію христіанскихъ проповѣдниковъ, и твердостію христіанскихъ мучениковъ въ ихъ страданіяхъ за вѣру, и чудесами, которыя совершались въ тѣ времена среди вѣрующихъ.

Все это такъ; но при этомъ очень не маловажное значеніе имѣла и самая жизнь христіанъ, исполненная любви, ласковости и доброты не только въ отношеніи къ своимъ приснымъ по вѣрѣ, но и въ отношеніи къ чужимъ, стороннимъ, — въ отношеніи къ иновѣрцамъ. На эту сердечную доброту первыхъ христіанъ, на ихъ широкую любовь ко всѣмъ, какъ на особенную силу въ дѣлѣ распространенія вѣры христіанской, указывалъ въ свое время и жестокій гонитель христіанъ, богоотступникъ, императоръ римскій Юліанъ. «Обратите вниманіе на то, что ничто столько не способствуетъ успѣхамъ суевѣрія христіанъ, какъ любовь, которую они оказываютъ всѣмъ», писалъ Юліанъ одному изъ языческихъ жрецовъ, совѣтуя ему, чѣмъ бы, по его мнѣнію, можно было поднять язычество въ его безсильной борьбѣ съ христіанствомъ. «Я думаю», продолжалъ онъ, «что и намъ нужно бы перенять это качество у христіанъ. Итакъ, основывайте больницы и страннопріимницы въ каждомъ городѣ; ибо вамъ будетъ стыдно, если мы оставимъ въ пренебреженіи своихъ нищихъ, тогда какъ... эти нечестивые галилеяне (такъ отступникъ отъ христіанства называлъ христіанъ) питаютъ не только бѣдныхъ, присныхъ имъ по вѣрѣ, но даже и нашихъ». Но могла ли сравниться благотворительность язычника, благотворительность по приказу, холодная, искусственно подогрѣтая, съ благотворительностію, добротою христіанъ, основанною на глубокихъ внутреннихъ началахъ любви христіанской? Могло ли язычество представить хоть въ немногихъ личностяхъ такую высоту самоотверженной любви къ ближнимъ, какую представляли, напримѣръ, египетскіе христіане во время моровой язвы, свирѣпствовавшей въ Александріи, въ Египтѣ, во второй половинѣ 3-го вѣка? Замѣтивши, что эта язва свирѣпствовала больше всего между язычниками, церковный историкъ Евсевій, словами современника бѣдствія епископа Діонисія, говоритъ: «тогда весьма многіе изъ нашихъ братій отъ избытка любви и братолюбія не щадили самихъ себя, но, поддерживая другъ друга, безбоязненно посѣщали родныхъ, неутомимо ходили за ними и, служа имъ ради Христа, вмѣстѣ съ ними радостно умирали, привлекая къ себѣ болѣзнь отъ своихъ ближнихъ... Они принимали тѣла святыхъ (христіанъ) на распростертыя руки и перси, закрывали имъ глаза, заключали уста, несли ихъ на своихъ плечахъ, прижимали ихъ къ себѣ и обнимали, украшали ихъ омываніями и одеждами, а вскорѣ и сами сподоблялись того же... Совершенно напротивъ поступали язычники, продолжаетъ историкъ: они прогоняли начавшихъ хворать, убѣгали отъ самыхъ любезныхъ, выбрасывали на улицу полумертвыхъ, оставляли безъ погребенія мертвыхъ, и такимъ образомъ старались избавиться отъ передаваемой и сообщающейся смерти, которую, однакоже, при всѣхъ ихъ усиліяхъ, не легко было имъ отклонить отъ себя» (Церк. ист. Евсев. т. I, кн. 7, гл. 22). Могло ли язычество представить такое дѣло благотворительности, какое, напримѣръ, представили христіане малоазійскаго города Амида, которые, по совѣту своего пастыря — епископа Акакія, продали церковные сосуды и выкупили 7,000 плѣнныхъ персовъ, захваченныхъ римскими войсками, томившими ихъ въ тяжкой неволѣ? Не удивительно, что и царь персидскій былъ изумленъ такою добротою амидійскихъ христіанъ и какъ на чудо пожелалъ посмотрѣть на ихъ епископа Акакія.

III. Вотъ чѣмъ и намъ, братія, нужно смягчать грубыя, упорныя сердца другихъ и склонять ихъ къ святой правдѣ и добру. Не гнѣвомъ и бранью, не жестокостію и побоями, а ласковымъ словомъ, обходительностію, участливостію, добротою побѣждайте вашихъ недоброжелателей; или иначе: добромъ побѣждайте злое. Въ такомъ только случаѣ побѣда несомнѣнно будетъ на вашей сторонѣ. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» за 1889 г., іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 459-460.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0