Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Семнадцатый день.

Свв. муч. Мануилъ, Савелъ и Измаилъ.

(Примѣръ жизни, подаваемый намъ св. мучениками: твердость въ вѣрѣ и любви).

Св. мученики пострадали въ Халкидонѣ, въ 362 г.

II. Св. церковь, установляя дни для благочестиваго воспоминанія св. мучениковъ, имѣла цѣлію показать намъ примѣръ ихъ твердости въ вѣрѣ и ихъ любви.

а) Св. мученики, нынѣ прославляемые, подаютъ намъ собою примѣръ твердости въ вѣрѣ.

І. Христосъ сказалъ: се есть животъ вѣчный: да знаютъ Тебе единаго истиинаго Бога и Егоже послалъ еси, Іисуса Христа (Іоан. 17, 3). Поэтому всѣ первые христіане вѣровали въ единаго Бога, всемогущаго Творца неба и земли, и посему гнушались идолами.

Эта вѣра не была въ нихъ какая-нибудь только мозговая, мертвая мысль объ І. Христѣ, но живая, сердечная увѣренность въ Его Божественности, — такая увѣренность, что ничто не въ силахъ было истребить въ нихъ ее, или заставить оставить ее. Ихъ вѣра и приверженность ко Христу были неизмѣнны. Когда ихъ спрашивали: «христіане вы?» — они смѣло отвѣчали: «мы христіане!» — Когда отъ нихъ требовали, чтобъ они приносили жертву идоламъ, они говорили: «не можемъ! единъ Создатель неба и земли. Ему единому подобаетъ слава, честь и поклоненіе!» — Имъ обѣщали разныя почести и дары, ежели отрекутся отъ Христа, они вспоминали слова Господа: кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою (Матѳ. 16, 26), и — не прельщались никакими обѣщаніями. — Имъ грозили разными муками и смертью, ежели не оставятъ вѣры; они тотчасъ вспоминали слова Господа: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити: убойтеся паче Бога; могущаго и душу и тѣло погубить въ гееннѣ (Матѳ. 10, 28), — вспоминали и не боялись никакихъ мукъ, никакой смерти. Такъ умерли тысячи юношей и дѣвицъ, отцовъ и матерей, вдовцовъ и вдовицъ, — тысячи всякаго званія, пола и возраста. Итакъ свв. мученики истинно подаютъ намъ великій примѣръ твердости въ вѣрѣ.

б) Во-вторыхъ, свв. мученики подаютъ намъ примѣръ любви. Именно изъ любви къ Богу и своему Спасителю и изъ любви къ ближнимъ шли они на мученія и смерть. Если-бъ они не имѣли любви къ Богу, къ своему Спасителю и къ своимъ ближнимъ, то не могли бы сдѣлать и шага къ мученичеству. Что побуждало ап. Павла подвергаться непрестанной опасности смерти при проповѣди евангелія? Только любовь къ ближнимъ и къ Богу, Который такъ сильно желаетъ спасенія всѣхъ. Онъ зналъ, что благовѣствованіе Христово есть сила Божія во спасеніе всякому вѣрующему (Римл. 1, 16); и поэтому, явленіемъ истины представляюще себе ко всякой совѣсти человѣчестѣй (2 Кор. 4, 2), всѣмъ былъ вся, да всяко нѣкія спасетъ (1 Кор. 9, 22). То же чувствованіе одушевляло и всѣхъ св. мучениковъ, потому что наибольшею частію мученичеству подвергаемы были распространители христіанской вѣры: епископы и священники. Если-бъ они не были привязаны любовію къ Спасителю и къ своимъ ближнимъ, то имъ стоило только оставить свои мѣста или свое дѣло по мѣсту, — и ихъ не постигло бы никакое гоненіе, никакая насильственная смерть: даже многихъ изъ нихъ хвалили бы и любили. Но они съ величайшимъ презрѣніемъ смотрѣли на всѣ земныя выгоды, какія имъ обѣщали за отреченіе отъ Христа, и старались быть полезными для людей распространеніемъ ученія своего Господа.

III. Братія! Примѣръ св. мучениковъ не долженъ остаться для насъ безъ силы! Кто не старается имѣть вѣры, подобной ихъ вѣрѣ, — мужества, подобнаго ихъ мужеству, — любви, подобной ихъ любви; тотъ не можетъ хорошо исполнять никакой своей должности, и тѣмъ паче главной должности — очищать свое сердце, и спасать свою душу. Кто боится Бога не больше какъ людей, кто не рѣшается потерять для своей вѣры ничего сколько-нибудь любезнаго ему на землѣ: тотъ не можетъ устоять не только въ жаркомъ, но часто и ни въ какомъ духовномъ сраженіи; тотъ не можетъ побѣдить ни при какомъ, тѣмъ паче при сильномъ искушеніи; тотъ большею частію погибъ для благочестія, и идетъ по большой дорогѣ грѣха прямо къ погибели.

Господь, по Своему неизреченному милосердію, да соблюдетъ насъ твердыми въ вѣрѣ и любви молитвами св. мучениковъ Савела, Мануила и Измаила, которыхъ совершаемъ память. Аминь. (Состав. по Ч.-М. и кн. «Слова и бесѣды на всѣ воскресн. и праздн. дни» Григорія, архіеп. казанскаго и свіяжск., т. III).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 455-456.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0