Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Тринадцатый день.

Св. муч. Акилина.

(Уроки изъ ея жизни: любовь къ молитвѣ и терпѣніе суть великія добродѣтели христіанина).

И такъ десяти лѣтъ отъ роду Акилина осталась сиротою. Хотя и жила она въ городѣ, гдѣ было уже не мало христіанъ въ концѣ III-го столѣтія, но между ея подругами многія были дѣтьми язычниковъ. Акилина, хорошо помнившая наставленія своей матери, была внимательна и усердна къ исполненію ихъ; особенно любила она молиться Богу, любовь къ Которому мать умѣла вкоренить въ ея сердцѣ съ первымъ пробудившимся въ немъ сознаніемъ. Можно себѣ представить, какъ поражена была молодая христіанка, когда узнала, что подруги ея не знаютъ истиннаго Бога, что имъ внушается боготвореніе идоловъ. Она старалась убѣдить ихъ въ ложности такого почитанія; она постоянно говорила имъ о Томъ Богѣ, Которому сама научена была поклоняться, и о христіанскомъ ученіи, въ которомъ возростили ее ея родители...

Между тѣмъ въ это время (293 г.) происходило жестокое гоненіе на христіанъ. Однажды, услыхавъ разговоръ Акилины съ ея подругами о Христѣ, одинъ язычникъ, находившійся на службѣ у римскаго правителя, донесъ ему на Акилину, которой тогда было 12 лѣтъ. Правитель (Волузіанъ) призвалъ къ себѣ Акилину и потребовалъ отъ нея принести жертву богамъ, грозя ей мученіями, если она не исполнитъ его воли. Но она рѣшительно отказалась. Вразумленная свыше, она съ не дѣтскимъ разумомъ опровергала поклоненіе идоламъ.

— Но гдѣ же твой Богъ, Акилина! что же Онъ нейдетъ избавить тебя? спрашивалъ правитель молодую исповѣдницу въ то время, когда уже она была предана истязаніямъ...

— Мой Богъ со мною, Христосъ Избавитель. Это Онъ посылаетъ мнѣ терпѣніе... и чѣмъ больше ты будешь мучить меня, тѣмъ болѣе Онъ дастъ мнѣ терпѣнія и силы... отвѣчала мученица. И съ не дѣтскою твердостію продолжала переносить страшныя мученія, среди которыхъ, наконецъ, въ изнеможеніи упала на землю. Полагая, что она умерла, ее вынесли за городъ. Ночью, чудно исцѣленная отъ ранъ, Акилина стала благодарить Бога и молила Его, чтобы Онъ послалъ ей скорый конецъ. Вставъ, она пошла въ городъ и утромъ явилась въ домъ правителя.

Объяснивъ это чудо волшебствомъ, которое вообще приписывалось христіанамъ, правитель велѣлъ предать смерти Акилину. Но не успѣли довести мученицу до мѣста казни, какъ она, среди молитвы, мирно предала свою душу Богу...

II. Св. мучен. Акилина преподаетъ намъ, братія, два урока для подражанія ей: это любовь къ молитвѣ и дивное терпѣніе скорбей, которыми она украсилась, будучи только 12 лѣтъ.

а) Молитва — это благоговѣйное и сладостное возношеніе ума и сердца къ Богу, не всѣмъ извѣстна, какъ должно: Иные не находятъ въ ней не только никакого духовнаго услажденія, но даже испытываютъ скуку во время святого краткаго молитвословія, утромъ и вечеромъ. Для друтихъ же, напр. святыхъ, молитвенное бодрствованіе впродолженіе большей части дня есть величайшее наслажденіе для ихъ боголюбивой души. Но этотъ чудвый даръ имъ дается не сразу, а послѣ многихъ трудовъ.

«Молитва, говоритъ современный, недавно почившій въ Бозѣ наставникъ въ духовной жизни (епископъ Ѳеофанъ тамбовскій), не есть какое-либо однократное, прерывчатое дѣйствіе, а есть состояніе духа постоянное и непрерывное, подобно тому, какъ постоянны и непрерывны въ тѣлѣ дыханіе и біеніе сердца. Надо трудиться въ молитвѣ неутомимо, ревностно домогаясь достигнуть, какъ обѣтованной земли, горѣнія духа, при трезвенномъ вниманіи къ Богу. Трудись въ молитвѣ, и молись обо всемъ, молись паче всего объ этомъ высшемъ предѣлѣ молитвы — горѣніи духа, и вѣрно получишь искомое».

«Не подумайте, что тутъ разумѣется какое-либо недосягаемое для людей житейскихъ состояніе: нѣтъ, — оно, конечно, есть высокое состояніе, но достижимо для всѣхъ. Вѣдь всякій иногда чувствуетъ, во время молитвы, приливы теплоты и усердія, когда душа, отрѣшаясь отъ всего, глубоко входитъ въ себя и горячо молится Богу. Вотъ это-то, по временамъ бывающее, какъ бы наитіе духа молитвеннаго и надо довести до постояннаго состоянія, — тогда будетъ достигнутъ предѣлъ молитвы».

«Средство къ этому — трудъ молитвенный. Когда трутъ дерево объ дерево, — они согрѣваются и даютъ огонь. Такъ, когда и душу тереть въ трудѣ молитвенномъ, она дастъ, наконецъ, огонь молитвенный. Трудъ молитвенный составляетъ должное совершеніе молитвы, со вниманіемъ и чувствомъ, благоговѣйное совершеніе обычныхъ молитвословій, обученіе души возноситься къ Богу чрезъ богомысліе, обращеніе всего во славу Божію и частыя взыванія къ Богу изъ сердца».

«Молимся мы утромъ и вечеромъ: но разстояніе между утромъ и вечеромъ — большое. Если только въ это время обращаться къ Богу, то хоть бы кто и усердно молился, — днемъ и ночью опять разсѣется, и къ молитвенному времени душа опять станетъ холодна и пуста, какъ прежде. Пусть и опять усердно помолишься; но если опять охолодѣешь и разсѣешься, — такъ что пользы? Это будетъ значить — созидать да разорять, созидать да разорять: только трудъ одинъ. Если же мы положимъ себѣ закономъ — не только утромъ и вечеромъ совершать со вниманіемъ и чувствомъ правило молитвенное, но и кромѣ того еще упражняться ежедневно въ богомысліи, каждое дѣло свое обращать во славу Божію и часто взывать къ Богу изъ сердца краткими молитвенными словами, напр.: «Господи І. Христе, Сыне Божій, молитвъ ради пречистыя Твоея Матери и всѣхъ святыхъ, помилуй мя», то этотъ долгій промежутокъ, отъ утренней до вечерней молитвы, и обратно, мы наполнимъ частыми къ Богу обращеніями, частыми молитвенными дѣйствіями. Хоть это и не будетъ непрестанная молитва, но молитва очень часто повторяемая, которая чѣмъ чаще будетъ повторяться, тѣмъ ближе будетъ подходить къ непрестанной». (Слова преосвящ. Ѳеофана, еписк. тамбовск.).

б) Другой урокъ изъ жизни св. муч. Акилины тотъ, что христіанинъ по примѣру сей мученицы, претерпѣвшей за Христа и въ самомъ юномъ возрастѣ страшныя мученія, долженъ переносить ихъ съ тѣмъ терпѣніемъ, которымъ украшена нынѣ прославляемая св. мученица. «Чѣмъ больше будешь ты меня мучить за Христа Избавителя, отвѣчала она своему мучителю, тѣмъ болѣе Онъ дастъ мнѣ терпѣнія и силы». Вотъ гдѣ получила св. мученица дивную силу для своего терпѣнія; вотъ отъ Кого она ожидала награды за свое терпѣніе.

Св. отцы и учители церкви не находятъ словъ къ достойному восхваленію добродѣтели терпѣнія. Такъ одинъ изъ древнихъ учителей церкви вотъ какъ изображалъ силу и значеніе христ. добродѣтели терпѣнія. «Богъ — говоритъ онъ; надежная порука намъ въ терпѣніи. Если ты довѣришь Его власти испытанную тобою неправду, — Онъ отмститель ея; если ты предаешь въ руки Его причиненный тебѣ вредъ — Онъ вознаградитель; если печаль — Онъ уврачеватель; если смерть — Онъ воскреситель жизни. И какъ великъ просторъ для терпѣнія — сдѣлать Бога должникомъ своимъ! Ибо терпѣніе внимательно слѣдитъ за всѣмъ, что пріятно Богу, и неуклонно шествуетъ за всѣми заповѣдями Его. Терпѣніе укрѣпляетъ вѣру, управляетъ миромъ, споспѣшествуетъ любви, научаетъ скромности, выжидаетъ раскаянія, налагаетъ печать исповѣданія, укрѣпляетъ плоть, сохраняетъ духъ, обуздываетъ языкъ, останавливаетъ руку, простертую для насилія, попираетъ искушенія, отгоняетъ соблазны; оно дѣлаетъ совершеннымъ мученичество, утѣшаетъ бѣднаго, научаетъ умѣренности богача, сокращаетъ время для больного, и здороваго не утомляетъ. Оно увеселяетъ вѣрующаго, привлекаетъ къ вѣрѣ язычника, слугу дѣлаетъ пріятнымъ для господина, а господина для Бога. Терпѣніе укрѣпляетъ женщину и дѣлаетъ совершеннымъ мужа; оно любезно въ отрокѣ, похвально въ юношѣ, достойно удивленія въ старцѣ. Вообще, во всякомъ полѣ и во всякомъ возрастѣ оно похвально». (Тертулліанъ въ соч. «О терпѣніи»).

III. Богъ, богатый милостями Своими, да поможетъ намъ, по молитвамъ св. муч. Акилины, пріобрѣсть даръ молитвы и христіанское терпѣніе, безъ которыхъ нельзя достигнуть царствія Божія. (Свящ. Г. Д—ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 448-450.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0