Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Двѣнадцатый день.

Препод. Онуфрій Великій.

(О бытіи ангеловъ хранителей).

Преп. Пафнутій, предпринявшій странствіе съ тою цѣлію, чтобы видѣть жизнь подвижниковъ во внутренней отдаленной пустынѣ, и пораженный уже встрѣчею со многими изъ нихъ, живущими истинно сверхъ-естественною жизнью, встрѣтилъ наконецъ и преп. Онуфрія. Это былъ старецъ съ такими длинными волосами на головѣ и бородѣ, что они прикрывали его до ногъ, замѣняя одежду. Привѣтливо принялъ пустынникъ пришельца и вступилъ съ нимъ въ бесѣду, при чемъ разсказалъ ему о себѣ слѣдующее: — «Когда зародилось у меня желаніе пустынной жизни, — говорилъ онъ, сообщая о прежней своей жизни въ обители, — то ночью, взявъ нѣсколько хлѣба, я пошелъ въ глубь пустыни; вдругъ увидѣлъ передъ собою необыкновенный лучъ свѣта, какъ бы указывающій мнѣ путь, и услышалъ голосъ, говорившій мнѣ: «не бойся, я — ангелъ, охраняющій тебя съ самаго рожденія твоего, и по волѣ Божіей веду тебя въ пустыню. Будь совершенъ и смиренъ сердцемъ передъ Господомъ и съ радостію работай Ему, я же не отступлю отъ тебя»...

Разсказалъ также Онуфрій, какъ трудно ему было вначалѣ его пустынной жизни, какъ терпѣлъ онъ отъ холода и зноя, отъ жажды и голода, пока не нашелъ вблизи отъ своей пещеры финиковое дерево и источникъ воды.

Въ уединеніи своемъ Онуфрій проводилъ время въ молитвѣ и изученіи св. писанія, и радостно и спокойно жилось ему среди такихъ занятій... Не разъ озаряли душу его чудныя проявленія славы Божіей; передъ нимъ открывалась слава святыхъ, угодившихъ Богу; ему доступно было видѣніе ангеловъ...

Разсказавъ Пафнутію свою жизнь и проведя съ нимъ ночь въ бесѣдѣ и молитвѣ, Онуфрій мирно предалъ свою душу Богу. Съ благоговѣніемъ предалъ землѣ останки его Пафнутій и послѣ долгаго странствованія возвратился въ обитель свою, гдѣ и повѣдалъ братіи о чудныхъ подвижникахъ, встрѣченныхъ имъ въ далекой пустынѣ...

II. Утѣшительно, братія, знать, что ангелъ хранитель всегда защищаетъ хриетіанина отъ всѣхъ враговъ его — видимыхъ и невидимыхъ, и руководитъ его ко спасенію, какъ это и было показано препод. Онуфрію Великому, которому явился ангелъ въ видѣ сіяющаго луча свѣта и сказалъ ему: «не бойся, я — ангелъ, ходящій за тобой отъ рожденія, и приставленъ отъ Бога хранить тебя, и мнѣ повелѣно вести тебя въ пустыню». Вѣру въ бытіе ангеловъ — хранителей ясно и сильно проповѣдуютъ слово Божіе, богомудрые отцы и учители церкви и многочисленные случаи изъ жизни святыхъ.

а) Слово Божіе учитъ устами свят. царя пророка Давида: «ополчится ангелъ Господень окрестъ боящихся его». Самъ Господь нашъ І. Христосъ говоритъ о Своихъ послѣдователяхъ: «не презрите единаго отъ малыхъ сихъ, яко ангели ихъ выну (т. е. всегда) видятъ лице Отца Моего небеснаго» (Мѳ. 18, 10).

б) Св. отцы церкви также проповѣдуютъ эту истину. Св. Василій В. говоритъ: «ополчится ангелъ Господень окрестъ боящихся Его; ангелъ не отступитъ отъ всѣхъ увѣровавшихъ въ Господа, если только не отгонятъ его сами худыми дѣлами. Ибо какъ пчелъ отгоняетъ дымъ и голубей смрадъ; такъ и хранителя нашей жизни отдаляетъ многоплачевный и смердящій грѣхъ» (ч. 1, стр. 295).

Св. Іоаннъ Златоустый, въ изъясненіи посланія къ колоссянамъ, въ бесѣдѣ третьей, говоритъ: «прежде ангелы были по числу народовъ, а нынѣ по числу вѣрующихъ. Откуда сіе извѣстно? Слушай, что Христосъ говоритъ: блюдите, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ: глаголю бо, яко ангели ихъ на небеси выну видятъ лице Отца Моего небеснаго (Матѳ. 18, 10). Знай же, что каждый изъ вѣрныхъ имѣетъ ангела, да и каждый изъ древнихъ праведниковъ имѣлъ ангела». Онъ же, говоря о борьбѣ съ искусителемъ Господа нашего І. Христа, при изъясненіи словъ евангелиста (Матѳ. 4, 11): и се ангели приступиша и служаху Ему, замѣчаетъ: «доколѣ продолжалась брань, Христосъ не попускалъ являться ангеламъ, дабы симъ не отогнать того, котораго надлежало уловить» но когда изобличилъ его во всемъ и заставилъ бѣжать, тогда явились и ангелы. Познай отселѣ, что и тебя послѣ побѣды надъ діаволомъ примутъ съ рукоплесканіемъ ангелы, и будутъ ограждать во всѣхъ случаяхъ».

Св. Нилъ, ученикъ св. Златоустаго, говоритъ: «знай, что св. ангелы возбуждаютъ насъ къ молитвѣ, и стоятъ съ нами на ней, радуясь и вмѣстѣ молясь о насъ» («Добротолюбіе» въ рускомъ пер. т. 2 стр. 233).

в) Храненіе и служеніе свв. ангеловъ спасенію человѣческому подтверждается, кромѣ того, многочисленными примѣрами изъ жизнеописаній святыхъ. Вотъ нѣсколько такихъ примѣровъ:

Св. Антоній великій, будучи въ пустынѣ, однажды впалъ въ уныніе и молилъ Господа указать ему: какъ спастись? И вотъ онъ видитъ кого-то похожаго на себя, который сидѣлъ и работалъ, потомъ всталъ изъ-за работы и молился; потомъ опять сѣлъ и вилъ веревку; далѣе опять всталъ на молитву. Это былъ ангелъ Господень, который и сказалъ Антонію: «и ты дѣлай такъ, и спасешься». Услышавъ это, Антоній весьма обрадовался и ободрился. Сталъ такъ дѣлать и спасся.

Св. Іоаннъ лѣствичникъ о себѣ свидѣтельствуетъ: «когда я жаждалъ большаго успѣха, то въ семъ случаѣ просвѣщалъ меня являвшійся мнѣ ангелъ» (Лѣств. степ. 27).

Св. Ѳеодоръ, епископъ едесскій, спросилъ одного прозорливаго столпника, какимъ образомъ онъ узнаетъ и различаетъ праведныхъ и грѣшныхъ. Столпникъ отвѣчалъ: «если мимо столпа моего проходитъ мужъ праведный и боящійся Бога, то я вижу благодать Божію, и свѣтлые ангелы шествуютъ съ нимъ по обѣ стороны, а бѣсы идутъ издалека, не смѣя приблизиться къ нему; если же приходитъ человѣкъ грѣшный, то вижу вокругъ него полчище торжествующихъ бѣсовъ, а ангелъ — хранитель слѣдуетъ за нимъ въ отдаленіи, сѣтуя и сокрушаясь о погибели грѣшника. Но когда бѣсы хотятъ окончательно погубить этого человѣка, тогда является ангелъ съ огненнымъ оружіемъ и прогоняетъ ихъ».

Въ житіи священномученика Севастіана (18 декабря) разсказывается, что когда одинъ начальникъ разрушалъ идоловъ, то явился къ нему ангелъ въ видѣ юноши и сказалъ: «Господь І. Христосъ, въ Котораго ты увѣровалъ, посылаетъ тебѣ чрезъ меня совершенное здоровье». Онъ вскочилъ и хотѣлъ броситься къ ногамъ ангела и облобызать его, но тотъ сказалъ: «не дерзай коснуться меня, ибо ты святымъ крещеніемъ не омытъ еще отъ идольскаго смрада». Изъ этого видимъ, что св. ангелы служатъ спасенію только крещенныхъ людей.

Въ Патерикѣ упоминается, что одинъ пустынникъ, страдавшій отъ сильной боли въ желудкѣ, исцѣленъ былъ ангеломъ. Пришедши къ больному и узнавши причину его страданія, ангелъ-хранитель перстомъ своимъ, какъ-бы ножемъ, разрѣзалъ болѣзненное мѣсто, очистилъ накопившійся тамъ гной,потомъ рукою загладилъ рану, и этимъ дѣйствіемъ исцѣлилъ пустынника и возвратилъ ему тѣлесное здравіе.

Самый разительный примѣръ попечительности свв. ангеловъ о людяхъ, ввѣренныхъ храненію ихъ, представляется въ исторіи юнаго Товіи, составляющей главное содержаніе священной книги Товита.

Изъ приведенныхъ здѣсь немногихъ примѣровъ видимъ, что свв. ангелы наблюдаютъ за людьми не только въ бодрственномъ состояніи ихъ, но и во время сна, имѣютъ попеченіе не только о душевномъ спасеніи, но и о тѣлесномъ здравіи людей.

Въ притчѣ Господа нашего І. Христа о богатомъ и Лазарѣ говорится: бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле (Лук. 16, 22). Эти слова Господни даютъ намъ основаніе вѣрить, что служеніе ангеловъ-хранителей нашихъ простирается и на послѣднія минуты нашей жизни и за предѣлы настоящей жизни. Что ангелы-хранители присутствуютъ при разлученіи души съ тѣломъ, о семъ много сказаній представляетъ исторія кончины благочестивыхъ и грѣшныхъ людей. Св. Кириллъ александрійскій въ словѣ на исходъ души говоритъ: «душа поддерживается св. ангелами въ шествіи по воздуху и, возвышаясь, встрѣчаетъ мытарства, которыя стрегутъ восходъ, удерживаютъ и останавливаютъ души восходящія. Ангелъ старается защитить ее отъ злыхъ духовъ и, наконецъ, проводитъ Господу Богу предъ страшный престолъ Его».

III. Зная, что ангелы-хранители постоянно пребываютъ съ нами и что они ближайшіе и всегдашніе свидѣтели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только въ дѣйствіяхъ, но и въ словахъ и въ мысляхъ не оскорбить ихъ и чрезъ то не удалить ихъ отъ себя. Въ случаѣ же грѣхопаденія поспѣшимъ скорымъ и искреннимъ покаяніемъ привлечь къ себѣ небесныхъ хранителей нашихъ и помощниковъ, чтобы обрадовать не только ихъ, но и всѣхъ прочихъ ангеловъ на небеси, радующихся о единомъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 10). (Сост. свящ. Г. Д—ко по разн. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 445-447.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0