Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Одиннадцатый день.

Поуч. 2-е. Св. апостолъ Варѳоломей.

(О лести).

II. Хорошо говорить то, что есть на душѣ — въ умѣ и сердцѣ, говорить то, что чувствуешь и думаешь. Тутъ человѣкъ не двоится, не говоритъ противъ себя, — онъ себѣ не противорѣчитъ, своими сужденіями и рѣчами никого въ обманъ не вводитъ. Если что онъ находитъ неправильнымъ и незаконнымъ, онъ прямо скажетъ, что это неправильно, скажетъ всякому, кто бы онъ ни былъ, — не убоится и лица, облеченнаго властію. Если же что по его мнѣнію законно и заслуживаетъ похвалы, ничѣмъ нельзя заставить его похулить то, развѣ когда самъ убѣдится въ своей ошибкѣ и перемѣнитъ свои мысли о томъ, — до этого же времени онъ будетъ твердъ и неизмѣненъ въ своихъ сужденіяхъ. Къ несчастію въ нынѣшнее время многіе поступаютъ иначе. Они думаютъ такъ, а говорятъ по другому, — съ вами они объ извѣстномъ предметѣ, объ извѣстномъ лицѣ такого мнѣнія, а въ другомъ мѣстѣ съ другими лицами они высказываютъ мнѣнія другія. Въ глаза хвалятъ, а за глаза осуждаютъ, — одобряютъ то, что въ душѣ считаютъ недостойнымъ одобренія; — преклоняются предъ тѣмъ, и говорятъ льстивыя рѣчи тому, кого заочно въ мысляхъ своихъ считаютъ человѣкомъ недостойнымъ ни малѣйшаго уваженія, — приписываютъ ему въ глаза такія качества, какихъ на самомъ дѣлѣ за нимъ не признаютъ. Кто замѣчаетъ въ себѣ подобный недостатокъ, всѣми мѣрами долженъ стараться искоренить его въ себѣ, если желаетъ быть служителемъ Христовымъ, и достойно носить имя Его.

а) Христосъ — Учитель нашъ есть Истина, и намъ внушаетъ всегда говорить одну истину. Кто же говоритъ не то, что чувствуетъ и мыслитъ, тотъ не по истинѣ ходитъ, тотъ лжецъ и подражаетъ не Христу, а врагу Его діаволу, который есть лжецъ и отецъ лжи. Онъ первый солгалъ и высказалъ первымъ людямъ не то, что думалъ и зналъ. Онъ зналъ, что они умрутъ, если вкусятъ запрещеннаго плода, а говорилъ другое, что будутъ, какъ боги, значитъ будутъ жить вѣчно. Такъ поступаетъ и всякій льстецъ. Онъ тоже лжетъ и обманываетъ. Онъ можетъ быть и такимъ же губителемъ другихъ. Вмѣсто того, чтобы сказать слово правды человѣку, и тѣмъ благотворно подѣйствовать на его душу, неисправнаго исправить, увлеченнаго и обольщеннаго вразумить и на путь добрый обратить, онъ чрезъ свою лесть еще болѣе укореняетъ его на худомъ пути, поощряетъ его къ худой жизни. «Меня хвалятъ», разсуждаетъ выслушивающій льстивыя рѣчи, «стало быть, я еще не такъ худъ, чтобы много безпокоиться о себѣ, можно оставаться и такимъ, каковъ сейчасъ», и остается.

Въ житіи святого Кассіана Римлянина разсказывается: когда преп. Кассіанъ и другъ его Германъ ходили по пустынямъ, чтобы поучиться у отшельниковъ жизни святой, то случилось — въ одномъ мѣстѣ отъ одного старца Пафнутія услышали похвалу себѣ за тѣ лишенія, которыя они переносили въ страннической жизни своей. Что же странники отвѣтили ему? «Ты намъ скажи не то, что можетъ привести насъ въ надменіе и гордость, а то, изъ чего бы мы могли научиться сокрушенію и смиренію». И такъ если и слова заслуженной похвалы говорить другому въ глаза не полезно, и даже вредно, — то сколько зла можетъ произойти изъ того, когда говорятъ слова хвалы не заслужившему ее, заслужившему наоборотъ слова осужденія, порицанія.

б) Часто льстятъ низшіе высшимъ, подчиненные начальствующимъ изъ за личныхъ выгодъ своихъ, чтобы взойти въ расположеніе и любовь ихъ. Какая и эта низкая лесть! Любовь нужно заслуживать не льстивыми словами, не подслуживаніемъ, а строгимъ отношеніемъ къ долгу своему, строгимъ исполненіемъ обязанностей своихъ, словомъ: стараться вести себя такъ, чтобы всѣмъ поведеніемъ своимъ, особенно любвеобильнымъ отношеніемъ ко всѣмъ, быть достойнымъ любви одинаково и низшаго и высшаго. Любовь пріобрѣтается любовію больше и прежде всего.

Часто льстятъ благотворителямъ, богатымъ за благодѣянія, полученныя отъ нихъ, чтобъ и въ будущемъ не лишиться любви и расположенія ихъ. Но зачѣмъ и здѣсь кривить душею своею и злоупотреблять словомъ своимъ? Хотите возблагодарить ихъ, лучше молитесь за нихъ, — хотите новыя милости, новую помощь получить отъ нихъ, старайтесь заслужить все это добрымъ поведеніемъ своимъ, употребленіемъ на пользу себѣ получаемаго отъ нихъ.

III. Мужа льстива гнушается Господь, говоритъ Псалмопѣвецъ. Господь истребитъ всѣ уста льстивыя, говоритъ онъ же. Вотъ что будемъ помнить. Итакъ будемъ хранить уста свои отъ лести, какъ говоритъ ап. Петръ. Будемъ говорить кійждо истину ко искренному своему. Если же нѣтъ нужды говорить, или безполезно говорить, то запечатлѣемъ уста свои, молчаніе наложимъ на нихъ, и ни въ какомъ случаѣ не рѣшимся говорить словъ лжи, низкой лести. Будемъ помнить, что мы ученики Учителя истины, и призваны къ истинѣ. Только истину говорящихъ любитъ Господь, какъ за это возлюбилъ Христосъ и апостола Варѳоломея, молитвами котораго и да помилуетъ Онъ всѣхъ васъ. (Сост. по №23 журн. «Кормчій» за 1895 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 444-445.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0