Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Одиннадцатый день.

Поуч. 1-е. Св. ап. Варнава.

(О дружбѣ).

II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы съ ап. Павломъ побесѣдуемъ, братія, о христіанской дружбѣ, которая въ настоящее время стала, къ глубокому прискорбію, весьма рѣдка.

а) А между тѣмъ неисчислимы блага отъ истинной дружбы. Счастливъ человѣкъ, имѣющій истиннаго друга. Сынъ Сираховъ говоритъ: «вѣрный другъ крѣпкая защита; кто нашелъ его, нашелъ сокровище. Вѣрному другу нѣтъ цѣны и нѣтъ мѣры добротѣ его. Вѣрный другъ — врачество для жизни» (Сир. 6, 14—16). Подобное говорится въ русскихъ присловіяхъ: «не имѣй ста рублей, а имѣй сто друзей. — Доброе братство милѣе богатства. — Другъ денегъ дороже». Дѣйствительно, услуги вѣрнаго друга неоцѣненны. Такъ, впадаешь ли ты въ бѣду и горе? вѣрный другъ постарается выручить тебя изъ бѣды, подобно тому какъ Іонаѳанъ выручилъ друга своего Давида; вѣрный другъ не пожалѣетъ своего спокойствія, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положеніе; вѣрный другъ, если не дѣломъ, то добрымъ совѣтомъ, поможетъ тебѣ: вѣдь и добрый совѣтъ ко времени дороже золота; вѣрный другъ однимъ участіемъ своимъ облегчитъ твое горе. Тяжело бываетъ горе, когда некому его высказать, не передъ кѣмъ его выплакать, — но оно вполовину облегчается, или совсѣмъ исчезаетъ, если есть близкое къ намъ существо, передъ которымъ мы можемъ излить наше сердце и въ сочувствіи котораго мы не сомнѣваемся. (См. кн. «Очерки хр. жизни», прот. Нечаева, нынѣ Виссаріона, епископа костр.).

б) Вотъ что такое дружба, и однако примѣры дружбы, истинной, а не призрачной, — что держится до первой лишь размолвки — такъ рѣдки.

Отъ чего это? — Не отъ чего, какъ отъ упадка въ насъ вѣры и благочестія. Ибо, согласитесь, — какой можно ожидать вѣрности отъ человѣка, для котораго нѣтъ ничего святого на землѣ? Какого ждать уваженія къ святости дружбы отъ того, кто не привыкъ никого и ничего уважать на свѣтѣ и кто стоитъ только на своихъ лишь личныхъ интересахъ, — каково между тѣмъ большинство людей въ наше время? Дружба — это высшая степень любви. А среди насъ и обычная-то любовь, всѣмъ отъ Христа заповѣданная, насколько имѣетъ мѣста! Что же удивительнаго, если товарищество и нынѣ между нами процвѣтаетъ и — еще какъ! — а дружбы нѣтъ, и не видно и не слышно? ІІравда, зваться друзьями, и нынѣ многіе зовутся; но это или — застольные друзья, которые когда тебѣ счастливится, то они второй ты, а — падешь, они же противъ тебя, и спѣшатъ, по слову мудраго, скрыться отъ лица твоего (Сир. 6, 10 и д.), или — друзья только на худое.

То друзья — не друзья, а враги. «Искренній другъ, говоритъ св. Максимъ, тотъ, кто въ скорби, нуждѣ и несчастіи и во время искушенія ближняго терпитъ съ нами оныя, какъ собственныя, неизмѣнно и великодушно». («Олюбви»).

в) Но если истиннаго друга такъ трудно найти, то какъ же надо дорожитъ другомъ, если такой уже найденъ и есть у кого! — «Друга ищи, а найдешь, — береги», заповѣдь нашихъ дѣдовъ. Не покидай стараго друга, говоритъ премудрый Сирахъ. (Сир. 9 гл.). Своего друга и друга отца твоего не оставляй, учитъ Премудрый (Притч. 27, 10). Впрочемъ, надо замѣтить и то: если кому откроется надобность въ разрывѣ дружбы, то надобно всегда это устроять такъ, чтобы разрывъ послѣдовалъ, на сколько возможно, безъ ссоры, безъ оскорбленій, по дружески же. Почему знать: можетъ быть твой другъ лучше измѣниться пожелаетъ, чѣмъ потерять твою дружбу? — Прекрасное на этотъ разъ наставленіе даетъ намъ, братія, преподобный Максимъ: «не будь скоръ на отверженіе духовной любви. Кого вчера почиталъ за духовнаго брата и за добродѣтельнаго, не считай сегодня порочнымъ и злымъ. Но, долготерпя любовію, вспомни вчерашнія добрыя твои о немъ сужденія и отложи отъ души сегодняшнюю ненависть» (Нрав. Богосл. Платона преосвящ.).

III. Всячески же, — есть ли у кого друзья по сердцу, или нѣтъ, будемъ, братія, помнить, что у каждаго изъ насъ есть Другъ на небѣ, Другъ единственный, несравненный и неизмѣнный, Господь нашъ І. Христосъ. Вы друзи Мои есте (Его собственныя слова), — аще творите, елика Азъ заповѣдаю вамъ (Іоан. 15, 14).

Кстати: вотъ и указатель вамъ, съ кѣмъ можно, а съ кѣмъ нѣтъ, заводить дружбу. Кто готовъ вмѣстѣ съ тобой благоугождать Господу Іисусу исполненіемъ заповѣдей Его, съ тѣмъ дружись. А кто не имѣетъ къ тому влеченія и расположенія, тотъ не можетъ быть твоимъ другомъ. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 442-443.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0