Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Девятый день.

Поуч. 2-е. Преп. Кириллъ Бѣлоезерскій.

(О средствахъ къ достиженію христіанскаго мира между людьми).

II. По поводу мудраго миролюбія преп. Кирилла бѣлоозерскаго, опытъ котораго предложенъ вашему вниманію, благочестивые слушатели, побесѣдуемъ о средствахъ къ достиженію христіанскаго мира между людьми.

Вотъ эти средства по указанію слова Божія и богомудрыхъ отцевъ и учителей церкви:

а) Обуздывай свои страсти, изъ-за которыхъ чаще всего нарушается христіанскій миръ. Откуда брани и свары въ васъ? вопрошаетъ апостолъ Іаковъ. Не отсюду ли, отъ сластей вашихъ, воюющихъ въ удѣхъ вашихъ (Іак. 4, 1)? Значитъ, доколѣ существуютъ страсти въ нашей природѣ, дотолѣ не можетъ быть совершеннаго мира между людьми.

б) Вооружись терпѣніемъ. Вотъ апостольскій урокъ терпѣнія: терпѣніе дѣло совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецѣли, ничим-же лишени (Іоан. 1, 4). — Молю васъ ходити достойно званія, въ неже звани бысте, со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, съ долготертъніемъ, терпяще другъ друга любовію ( Ефѳс. 4, 1, 2). Если такъ будетъ устроено терпѣніе христіанина, то что можетъ преодолѣть его, и чего не можетъ побѣдить оно? Если христіанинъ укоряемъ не противоукоряетъ, стражда не злословитъ, если даже тѣмъ болѣе связуетъ уста свои для отвѣта на укоризны, чѣмъ сильнѣе и громче поносятъ его и клевещутъ: то стрѣлы враговъ по необходимости должны истощиться, обезсилѣть и притупиться, пламень ненависти и злобы, не встрѣчая болѣе пищи себѣ, долженъ погаснуть. Такъ побѣждалъ злобу Саула Давидъ своею кротостію и терпѣніемъ, и довелъ его до того, что онъ самъ осуждалъ себя и говорилъ: безумно сотворихъ, и погрѣшихъ много зѣло (1 Цар. 26, 21).

в) Дальнѣйшій совѣтъ къ достиженію христіанскаго мира можетъ быть предложенъ въ формѣ слѣдующей заповѣди: благотвори врагамъ твоимъ. Съ терпѣніемъ должно соединять благотвореніе въ отношеніи ко врагамъ. Аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его: аще ли жаждетъ, напой его: сіе бо творя, угліе огненное собираеши на главу его (Рим. 12, 20). Если одно терпѣніе не побѣдитъ зла, то зло уступитъ наконецъ благотворительности. Ибо что чувствительнѣе, что сильнѣе заставитъ меня видѣть — въ какомъ я опасномъ состояніи, какъ если угли огненные сыплются на самую главу мою? Такъ всего скорѣе и ощутительнѣе познаю я несправедливость и виновность моей ненависти противъ ближняго, когда испытываю его благодѣянія, когда вижу, что за ненависть мою онъ платитъ любовію, за обиды благотвореніемъ. Такая любовь христіанская сильна обезоружить самаго ожесточеннаго врага, смягчить жестокое его сердце, вразумить и даже расположить къ раскаянію и примиренію. И сію то любовь заповѣдалъ намъ небесный Учитель любви: любите враги ваша, благословите кленущія вы, добро творите ненавидящимъ васъ, и молитеся за творящихъ вамъ напасть (Матѳ. 5, 44).

г) Молись за враговъ, нарушающихъ христіанскій миръ — есть вмѣстѣ заповѣдь, и совѣтъ, и средство къ примиренію съ людьми. Молитва за враговъ благотворна для самого молящагося; ибо молясь о томъ, чтобъ Господь простилъ грѣхъ враждующимъ, христіанинъ погашаетъ и послѣднія искры озлобленія или недоброжелательства, какія могутъ скрываться въ сердцѣ его, и возбуждаетъ сильнѣе любовь свою къ ближнимъ. Благотворна эта молитва и для враговъ нашихъ; ибо она умилостивляетъ правосудіе Божіе, готовое покарать ихъ, и вмѣсто гнѣва привлекаетъ къ нимъ милосердіе.

д) Затѣмъ можно указать такое средство къ христіанскому миру: уклоняйся отъ людей, нарушающихъ христіанскій миръ. Вспомнимъ древнее правило святыхъ: уклонися отъ зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (Псал. 33, 15).

Люди гордые, раздражительные, преданные плоти и міру, по своему характеру всегда ненавидятъ миръ и постоянно склонны нарушать его. Всѣми силами нужно избѣгать ихъ, дабы и самому не обжечься пламенемъ вражды.

е) Приготовленіе себя предварительно къ перенесенію вражды есть одно изъ могущественныхъ средствъ къ сохраненію христіанскаго мира. Предъ смертію аввы Романа собрались къ нему ученики его и спрашивали: «какъ намъ послѣ тебя управляться?» Старецъ отвѣчалъ имъ: «знаю, что никому изъ васъ я не поручалъ никакого дѣла, если прежде не положилъ въ умѣ своемъ не гнѣваться, когда слово мое не будетъ исполнено. Такимъ образомъ все время наше мы прожили въ мирѣ». (Изъ «Достопамятн. сказ. о подв. свв. и блаж. отцевъ").

ж) Но если, не смотря на всѣ твои старанія къ миролюбію, возгорѣлась вражда, то не стыдись примириться съ ближними, если миръ нарушенъ.

Св. Григорій Двоесловъ такъ развиваетъ эту истину: «мы часто боимся презрѣнія отъ ближнихъ; намъ непріятно переносить словесныя обиды; если, паче чаянія, случится ссора съ ближнимъ, то мы стыдимся первые приступить къ прекращенію ея, потому что плотское сердце, желая славы сей жизни, отвергаетъ смиреніе. И большею частію тотъ самый человѣкъ, который желаетъ примириться съ враждующимъ, стыдится первымъ итти на примиреніе. Размыслимъ о дѣлахъ истины, чтобы видѣть, гдѣ лежатъ дѣла нашего возвращенія. Если мы члены верховной Главы, то должны подражать Тому, съ Кѣмъ соединены, ибо что говоритъ славный проповѣдникъ Павелъ для примѣра наученія нашего? По Христѣ убо молимъ, яко Богу молящу нами: молимъ по Христѣ, примиритеся съ Богомъ (2 Кор. V, 20). Вотъ мы грѣхомъ допустили разногласіе между нами и Богомъ, и не смотря на то, Богъ первый послалъ къ намъ Своихъ посланниковъ, чтобы мы, согрѣшившіе, по просьбѣ ихъ шли къ примиренію съ Богомъ. Итакъ, пусть будетъ стыдно гордости человѣческой, пусть всякій приводится въ смятеніе, если первый не приступаетъ къ примиренію съ ближнимъ, когда Самъ оскорбленный Богъ чрезъ Своихъ посланниковъ умоляетъ, послѣ нашей виновности, чтобы мы примирились съ Нимъ». (Изъ 32 бесѣды Григорія Двоеслова на евангеліе).

з) Убѣжденіе себя въ томъ, что въ происшедшей ссорѣ болѣе виноватъ ты, нежели твой соперникъ, весьма облегчаетъ первые шаги къ примиренію. Это миролюбивое настроеніе души твоей будетъ цѣлительнымъ бальзамомъ для твоего врага и скорѣе всего склонитъ его душу къ миру.

Одинъ инокъ, оскорбленный братомъ, пришелъ къ нему, чтобы помириться съ нимъ, но тотъ не принялъ его и дверей ему не отворилъ. Отвергнутый инокъ пошелъ послѣ того къ одному опытному старцу и сказалъ ему объ этомъ. «Знаешь ли, сказалъ ему старецъ, отчего обидѣвшій тебя братъ не захотѣлъ съ тобою примириться? Ты, идя къ нему мириться, себя самого въ душѣ оправдывалъ, а его мысленно обвинялъ. Совѣтую тебѣ такъ поступить: хотя и братъ твой согрѣшилъ противъ тебя, но ты утверди въ душѣ твоей ту мысль, что ты согрѣшилъ противъ него, а не онъ противъ тебя, — себя обвини, а его оправдай». Инокъ сдѣлалъ по совѣту старца, пошелъ къ своему брату, и что же? не успѣлъ толкнуть въ двери, какъ тотъ отворилъ ихъ тотчасъ и встрѣтилъ его съ распростертыми объятіями. (Прологъ на 17 сент.).

Итакъ, если ты хочешь мирно жить или помириться съ кѣмъ-нибудь, а тотъ не хочетъ, то ты въ душѣ своей старайся оправдывать его, хотя бы онъ былъ дѣйствительно внноватъ предъ тобою, а себя самого обвиняй, хотя бы ты былъ предъ нимъ по всему правъ. Души наши какъ-то понимаютъ другъ друга, и сердечныя наши расположенія сильно дѣйствуютъ на сердце другого. Въ ту минуту, какъ ты будешь оправдывать и извинять другого, тотъ съ своей стороны будетъ тебя оправдывать и извинять; такимъ образомъ между вами всегда будетъ миръ и согласіе.

и) Наконецъ, любовь къ молчанію есть одно изъ самыхъ дѣйствительныхъ средствъ къ сохраненію христіанскаго мира. Молчаніе — вотъ главнѣйшее средство къ прекращенію вражды. «Какъ скоро искра безпокойнаго неудовольствія затлилась внутри тебя, говоритъ приснопамятный святитель Филаретъ, митроп. московскій (т. I, стр. 167), тотчасъ возьми осторожость не дать ей внѣшняго воздуха, чтобы дымъ не превратился въ пламень и пожаръ не обнялъ тебя. Отъ чего бы ни произошло твое внутреннее смущеніе, закрой бережно сосудъ твой молчаніемъ и дай ему стоять въ терпѣніи, доколѣ безпокойное броженіе кончится, и вино твое очистится».

III. Будемъ же, братія, пользоваться этими средствами къ сохраненію христіанскаго мира между собою и нашими ближними, не забывая никогда той высокой награды, которая обѣщана миротворцамъ: «блажени миротворцы, яко тіи сынове Божіи нарекутся». (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 439-441.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0