Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Девятый день.

Поуч. 1-ое Святой Кириллъ Александрійскій.

(Безмѣрное милосердіе Божіе должно побуждать насъ не къ безпечности, но къ покаянію).

Первымъ дѣломъ святителя была борьба съ ересью новаціанъ. Новаціане были послѣдователями римскаго священника Новація. Они утверждали, что тѣ, кто впалъ въ тяжкій грѣхъ послѣ крещенія, особенно же отрекшіеся отъ вѣры во время гоненій, если бы даже потомъ и раскаялись, должны быть на всегда отлучены отъ церкви. Новаціане думали составить церковь изъ однихъ только совершенныхъ и, будучи ослѣплены гордостью, считали такими только себя. Въ знакъ своей мнимой святости они носили бѣлыя одежды. Не такъ думали истинные христіане, слѣдуя ученію и примѣру Христа, они утверждали, что нѣтъ грѣха, который превышалъ бы милосердіе Божіе, и что впавшіе въ тяжкіе грѣхи могутъ быть приняты въ церковъ, если искренно раскаятся. Святой Кириллъ сначала дѣйствовалъ противъ новаціанъ убѣжденіемъ, затѣмъ принужденъ былъ изгнать ихъ изъ Александріи. Еще болѣе, чѣмъ новаціане, возмущали спокойствіе церкви египетскіе іудеи и язычники. Ихъ было очень много въ Александріи и они постоянно наносили христіанамъ оскорбленія. Кириллъ изгналъ и ихъ, закрывъ синагоги и языческіе храмы. Удаляя изъ среды своей паствы враговъ православія, святитель въ то же время заботился и объ утвержденіи александрійскихъ христіанъ въ истинахъ вѣры, дѣйствуя словомъ и писаніями.

Св. Кириллъ принималъ дѣятельное участіе на 3-мъ вселенскомъ соборѣ, осудившемъ ересь константинопольскаго патріарха Несторія. Послѣ 32-хъ лѣтняго управленія александрійскою паствою святитель скончался (въ 444 г.), оставивъ по себѣ память, какъ о твердомъ защитникѣ православной вѣры и неутомимомъ проповѣдникѣ.

II. Воспользуемся урокомъ изъ борьбы св. Кирилла съ ересью новаціанъ и размыслимъ, къ чему побуждаетъ насъ безмѣрное милосердіе Божіе.

Отецъ небесный такъ безпредѣльно милосердъ къ намъ, что весь судъ Свой надъ нами предалъ Сыну Своему, Котораго послалъ въ міръ для избавленія нашего; такъ безконечно благъ къ намъ Единородный Сынъ Божій, Господь и Судія нашъ, что туне даруетъ намъ прощеніе грѣховъ, которое купилъ Онъ цѣною крови Своея, тяжкими страданіями и крестною смертію! Теперь — одно слово: согрѣшихъ ко Господу — и Господь отъемлетъ беззаконія ваша; теперь каждый только глаголи беззаконія твоя,и оправдишися. Но неизреченное снисхожденіе Божіе сколько утѣшительно для насъ, столько же, съ другой стороны внушаетъ намъ и спасительный страхъ; это удобство получить прощеніе грѣховъ сколько возбуждаетъ надежду, столько же научаетъ со страхомъ время житія жительствовать.

а) И во первыхъ, чѣмъ легче и удобнѣе можемъ получать нынѣ прощеніе грѣховъ, тѣмъ безотвѣтнѣе будемъ, когда явимся на судъ Божій неоправданными. Господь Іисусъ Христосъ требуетъ отъ насъ только одного, — истиннаго покаянія и исповѣданія грѣховъ своихъ: глаголи беззаконія твоя, да оправдишися. Что же скажемъ мы послѣ сего въ оправданіе свое, если явимся на судѣ Божіемъ неоправданными? извинимся-ли недостаткомъ времени? Но долготерпѣніе Божіе даруетъ намъ его съ избыткомъ. Мало-ли времени для покаянія проведшему десятки лѣтъ жизни, тогда какъ для истиннаго покаянія нуженъ только часъ? Разбойникъ и въ краткое время страданій крестныхъ успѣлъ исповѣдаться и наслѣдовать рай. Сошлемся ли на какія-либо препятствія, или на обремененіе дѣлами житейскими? Но развѣ могутъ быть такія препятствія, которыя не дали бы возможности притти въ храмъ Божій и исповѣдать грѣхи свои? Развѣ есть дѣла важнѣе дѣла спасенія? Такъ, сугубо виновными обрящемся на судѣ Божіемъ, если явимся тамъ во грѣхахъ, сугубой достойны будемъ казни какъ за содѣянные грѣхи, такъ и за то, что не воспользовались богодарованнымъ средствомъ къ снисканію прощенія грѣховъ.

б) Чѣмъ легче и удобнѣе можемъ получить нынѣ прощеніе грѣховъ, тѣмъ преступнѣе нерадѣніе наше о покаяніи. Оставаться во грѣхахъ, когда каждую минуту готово для насъ прощеніе и помилованіе, не есть ли крайнее неразуміе и жестокая неблагодарность къ Искупителю? Неужели за то, что Богъ безконечно милостивъ къ тебѣ, ты презираешь благодѣянія Его? Или о богатствѣ благости Его и кротости и долготерпѣніи не радиши, не вѣдый, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ (Рим. 2, 4)? Неужели не чувствуешь, что любовь Божія всѣмъ обиліемъ благости своей объемлетъ тебя, влечетъ тебя? И не самъ-ли ты многократно давалъ себѣ обѣтъ оставить путь нечестія, обратиться ко Господу и измѣнить образъ жизни своей? Что-жъ остаешься при одномъ безплодномъ желаніи? Почему не пользуешься временемъ долготерпѣнія Божія? Думаешь-ли, что ему не будетъ конца и что имъ можно воспользоваться всегда, по собственному своему произволу? Нѣтъ, возлюбленный, время долготерпѣнія Божія не продолжительнѣе настоящей жизни нашей; и конецъ его такъ же неизбѣженъ и также неизвѣстенъ для насъ, какъ часъ смерти нашей. А за гробомъ уже нѣтъ покаянія: тамъ часъ суда, а не помилованія; тамъ торжество правосудія, а не долготерпѣнія и милосердія.

Не медли убо обратитися къ Господу, и не отлагай день отъ дне; внезапу бо изыдетъ ярость Его, и во время мести погибнеши (Сирах. 5, 8, 9).

в) Чѣмъ легче и удобнѣе получаемъ мы; прощеніе грѣховъ, тѣмъ болѣе намъ должно быть благодарными Искупителю нашему; чѣмъ болѣе оставляется намъ, тѣмъ болѣе должно возлюбить Господа; чѣмъ болѣе являютъ намъ милосердія, тѣмъ осторожнѣе должны мы вести себя, чтобъ, по полученіи прощенія, не оскорблять паки своего Владыку и Господа новыми грѣхами. Что же дѣлаетъ послѣ сего тотъ, кто приходитъ къ таинству покаянія безъ намѣренія исправленія своей жизни, и отходитъ безъ твердой рѣшимости оставить навсегда исповѣданный грѣхъ, и паки возвращается къ прежнимъ беззаконіямъ? Не явно-ли посмѣевается онъ милосердію Божію? Не очевидно-ли поругается долготерпѣнію Господню? Не второе-ли распинаетъ Сына Божія и попираетъ святѣйшую кровь Его, которою избавленъ онъ отъ вѣчныя смерти, ради которой даровано ему отпущеніе грѣховъ? Чего долженъ ожидать себѣ такой презритель славы Божіей? Возлюби клятву, и пріидетъ ему; не восхотѣ благословенія и удалится отъ него. Богъ поругаемъ не бываетъ: страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31).

г) Чѣмъ легче и удобнѣе получаемъ сами прощеніе грѣховъ, тѣмъ скорѣе и охотнѣе должны прощать ближнимъ своимъ, согрѣшающимъ предъ нами; чѣмъ болѣе милосердія и снисхожденія оказываютъ намъ, тѣмъ снисходительнѣе намъ должно быть къ другимъ. Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ, небесный; аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ; согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14, 15). Между нами и ближними нашими нѣтъ ходатая и посредника: намъ должно мириться самимъ, пока находимся на пути жизни; иначе соперникъ нашъ предастъ насъ судіѣ, и судія предастъ слузѣ, и ввергнутъ насъ во тьму кромѣшную.

III. Итакъ, мысль о преизбыточествующемъ милосердіи Божіемъ къ намъ не только не должна служить возглавіемъ нашей безпечности, — напротивъ, болѣе и болѣе должна возбуждать насъ къ истинному покаянію: милость бо и гнѣвъ у Него, и на грѣшницѣхъ почіетъ ярость Его (Сирах. 5, 7). Аминь. (Сост. по «Полн. соб. пропов.» Димитрія архіеп. херс. и одес, т. IV», изд. 1890 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 437-439.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0