Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Восьмой день.

Св. великомученикъ Ѳеодоръ Стратилатъ.

(О повиновеніи властямъ).

Въ эту самую ночь чудное явленіе предвозвѣстило Ѳеодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдругъ небесный свѣтъ осіялъ его и онъ услышалъ голосъ, говорившій ему: «дерзай, Ѳеодоре, Я съ тобою!» Ѳеодоръ понялъ, что ему скоро надо будетъ страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости.

Между тѣмъ царь подходилъ къ городу. Ѳеодоръ, узнавъ о его приближеніи, вошелъ въ комнату свою и, ставъ на колѣни, усердно молился Богу. «Господи Боже истинный! говорилъ онъ. Укрѣпи меня и дай мнѣ силу стоять мужественно за имя Твое, и если нужно, положить жизнь мою за Тебя, умершаго ради нашего спасенія.»

Укрѣпившись молитвою, Ѳеодоръ надѣлъ богатую одежду, сѣлъ на коня и выѣхалъ съ гражданами и воинами на встрѣчу царю, которому почтительню поклонился. Ликиній принялъ Ѳеодора милостиво; при звукѣ музыки трубъ и литавръ, въѣхалъ онъ торжественно въ городъ.

Когда ни ласки, ни угрозы царя не заставили св. Ѳеодора поклониться идоламъ, чего требовалъ отъ него царь, то отданъ былъ приказъ предать его всѣмъ ужасамъ мученій. Его били воловьими жилами, стругали, жгли и распяли на крестѣ, откуда ночью ангелъ Господень снялъ его и исцѣлилъ его раны. Пришедшіе утромъ увидѣли Ѳеодора сидящимъ у подножія креста, невредимымъ и громко прославляющимъ Господа... Множество народа, бывшаго наканунѣ при мучительствѣ Ѳеодора поражено было этимъ чудомъ и многіе немедленно приняли вѣру во I. Христа, слыша при этомъ Ѳеодора, проповѣдующаго о Христѣ.

Одинъ изъ близкихъ къ царю людей пошелъ къ Ликинію и объявилъ ему, что весь городъ оставляетъ боговъ и обращается къ Тому, Котораго проповѣдуетъ Ѳеодоръ. Ликиній послалъ палача, чтобы взять Ѳеодора и предать его казни. Народъ съ яростію бросился на палача, чтобы убить его; но Ѳеодоръ усмирилъ волновавшуюся толпу, говоря: «подобаетъ мнѣ итти къ Господу моему Іисусу Христу». Помолившись и благословивъ увѣровавшихъ и служителя своего Авгаря, онъ отдался въ руки палача и съ покорностію пошелъ на казнь. Казнь была совершена. Всѣ христіане съ свѣчами и кадилами сопровождали тѣло священномученика до мѣста погребенія.

II. Св. великомучен. Ѳеодоръ стратилатъ и до страданій своихъ и во время страданій, наприм., почтительно встрѣчая царя и усмиряя народный мятежъ, являетъ собой примѣръ глубокаго почитанія царя и земныхъ властей во всѣхъ случаяхъ жизни кромѣ тѣхъ, когда земная власть требуетъ отречься отъ истинной вѣры въ Бога и истиннаго богопочитанія: тогда и словами и дѣлами жизни св. великомуч. Ѳеодоръ убѣждаетъ всѣхъ въ той истинѣ, что Бога нужно слушать болѣе, нежели человѣка.

По примѣру св. великомученика Ѳеодора стратилата и мы должны повиноваться земнымъ властямъ.

а) Свящ. писаніе необходимость повиновенія земныиъ властямъ доказываетъ именно тѣмъ, что онѣ установлены Богомъ: всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ, ибо нѣтъ власти не отъ Бога, говоритъ св. ап. Павелъ; существующія же власти отъ Бога установлены. Если такимъ образомъ всякая власть отъ Бога, то тѣмъ болѣе власть Самодержавнаго Монарха, власть, всѣ другія власти подъ собою объемлющая, власть, которой повѣряется участь многихъ людей или даже цѣлыхъ народовъ, устанавливается надъ нами Всевышнимъ Творцомъ и находится въ непосредственной зависимости отъ Него. Отъ Самого Господа монархи наши получаютъ самодержавіе и царствуютъ надъ народомъ по волѣ Божіей: ибо, восшедши на престолъ, они становятся непосредственными орудіями промышленія Божія о подданныхъ. Господомъ, говоритъ слово Божіе, цари царствуютъ и повелители узаконяютъ правду; имъ начальствуютъ начальники и вельможи и всѣ судьи земли (Прч. VIII, 15, 16). Итакъ каждый изъ насъ, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человѣку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему надъ нами правителей. Будьте покорны всякому человѣческому начальству для Господа, — изъ уваженія къ Господу: или повинуйтесь ему, какъ Самому Господу (1 Петр. II, 13). Такъ заповѣдуетъ св. апостолъ Петръ и устраняетъ всѣ возраженія тѣхъ людей, которые не столько въ видахъ исправленія, сколько оправданія своего противленія власти, стали бы указывать на беззаконные, соблазнительные поступки своихъ начальниковъ.

Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ подтвердилъ заповѣдь о повиновеніи земнымъ властямъ всею Своею земною жизнію. Онъ — Царь царей, Господь живыхъ и мертвыхъ, не подалъ ни малѣйшаго повода къ противленію властелинамъ земли — рабамъ Своимъ; исполнялъ всѣ обязанности возлагаемыя ими, — платилъ дань царю за Себя и за апостола Петра, съ кротостію и смиреніемъ. Онъ подвергся суду земныхъ начальниковъ, остался послушливъ имъ до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошелъ съ покорностію, какъ агнецъ безгласный.

Но повиноваться начальству должно не только потому, что оно установлено Богомъ и что не повинующіеся власти грѣхъ пріемлютъ (Рим. XIII, 22) и навлекаютъ на себя гнѣвъ начальника, который не напрасно мечъ носитъ, но и по совѣсти и по сознанію долга. Въ самомъ дѣлѣ, правители народные — величайшіе благодѣтели для подчиненныхъ имъ людей, какъ потому, что ведутъ послѣднихъ къ вѣчному спасенію, такъ и потому, что устрояютъ общественный порядокъ и благосостояніе, удовлетворяютъ всѣмъ потребностямъ народнымъ. Всѣмъ и каждому извѣстно, что съ ослабленіемъ правительственной власти все приходитъ въ разстройство; «при недостаткѣ попеченія падаетъ народъ» (Притч. XI, 14); «ни городъ, ни село, ни домъ, ни торжище, ни другое что устоитъ, разсуждаетъ св. Златоустъ, — но все будетъ уничтожено сильнѣйшимъ, немощнѣйшихъ пожирающимъ». Итакъ мы уже для того должны повиноваться своимъ начальникамъ и безпрекословно исполнять возлагаемыя ими на насъ обязанности, чтобы собственная совѣсть наша не укоряла насъ въ гнусной неблагодарности своимъ благодѣтелямъ; покорности отъ насъ требуетъ простое чувство честности и справедливости. Правительство ограждаетъ насъ отъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ, оберегаетъ нашу личность, охраняетъ собственность, устрояетъ наше личное благосостояніе. Поэтому и мы съ своей стороны обязаны платить хотя малою долею того, что оно даетъ намъ: заботиться о цѣлости, крѣпости и благосостояніи государства; вѣрно выполнять обязанности, возлагаемыя на насъ тѣми званіями и служеніями, въ которыя мы поставлены Промысломъ Божіимъ, и воздавать, по слову апостола, всѣмъ должное: кому подать, подать; кому оброкъ, оброкъ; кому страхъ, страхъ; кому честь, честь (Римл. XIII, 7). «Безчисленныя блага, замѣчаетъ святитель Златоустъ, бываютъ отъ властей земныхъ, поэтому, если бы и гнѣвъ какой послѣдовалъ отъ начальника на преступающаго законъ, и въ такомъ случаѣ должно оказывать повиновеніе, дабы не оказаться безсовѣстнымъ и неблагодарнымъ предъ благодѣтелемъ» (Бесѣда 23-я на Римл.).

б) Истинные христіане издревле были непоколебимо вѣрны всякому царю, «какъ второму по Богѣ и высшему надъ всѣми и меньшему единаго истиннаго Бога» (Терт. къ Скапулу гл. 2); безусловно покорялись и всѣмъ поставленнымъ отъ царя начальникамъ. «Въ чемъ мы, христіане, не повиновались земнымъ властямъ? спрашивалъ св. Іустинъ мученикъ отъ лица всѣхъ христіанъ у своихъ властелиновъ гонителей... Мы первые изъ всѣхъ стараемся платить подати, какъ намъ заповѣдано Іисусомъ Христомъ. Мы покланяемся единому Богу, а вамъ съ радостію служимъ и вмѣстѣ молимся за царей» (Аполог.). И подлинно, помимо одной религіи, въ которой совѣсть первенствующихъ христіанъ никогда не позволяла имъ соединиться съ злочестивыми язычниками, во всемъ остальномъ они безпрекословно повиновались своимъ повелителямъ. Когда, наприм., богоотступникъ Юліанъ повелѣвалъ «принести жертву идоламъ», христіане отказывались; а когда говорилъ: «ступайте — сражайтесь», они немедленно исполняли приказаніе царя (Август. на псал. 124).

III. Братія! Все, что заповѣдуетъ намъ слово Божіе, и все, что завѣщаетъ намъ дѣлать мать наша — святая церковь, должно быть неизмѣннымъ правиломъ и руководствомъ и для христіанъ всѣхъ послѣдующихъ временъ; а примѣръ первенствующихъ христіанъ долженъ быть непреложнымъ образцомъ для христіанъ всѣхъ вѣковъ. И если древніе христіане повиновались властелинамъ-язычникамъ, врагамъ христіанства, а иногда даже извергамъ человѣчества, то не тѣмъ-ли болѣе должно повиноваться благочестивьшъ нашимъ государямъ, первороднымъ сынамъ церкви и главнымъ на землѣ покровителямъ вѣры и благочестія?. (Сост. по Ч.-М. и проп. прилож. къ «Рук. для сельск. пастыр.» за 1891 г. март. мѣс).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 434-436.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0