Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Седьмой день.

Св. священномучен. Маркеллъ, папа Римскій.

(О долготерпѣніи Божіемъ).

— Зачѣмъ убиваешь ты слугъ Божіихъ, которые молятся за твое царство? — обратился однажды Маркеллъ къ самому императору Діоклитіану, встрѣтивъ его, ѣдущаго на колесницѣ, за которою шелъ въ оковахъ христіанинъ Киріакъ — ради устрашенія прочихъ исповѣдниковъ.

За эти слова христіанскій епископъ былъ преданъ истязаніямъ и осужденъ пасти скотъ. Освобожденный христіанами, онъ тайно продолжалъ управлять церковію и, совершивъ освященіе церкви, въ которую былъ обращенъ роскошный домъ посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины — христіанки, совершалъ богослуженіе въ этомъ домѣ, ставшемъ соборною церковью въ Римѣ. — Узнавъ объ этомъ, императоръ велѣлъ превратить освященный домъ въ стойла для животныхъ и содержалъ тамъ скотъ, а святителя осудилъ на всю жизнь ходить за этимъ скотомъ подъ наблюденіемъ стражи. Девять мѣсяцевъ протомился здѣсь святитель, терпя всякія поруганія, не имѣя никакой отрады, лишенный всякаго покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконецъ, въ изнеможеніи отъ страданій, — скончался (около 310 г.).

Пресвитеръ Іоаннъ съ клириками перенесъ тѣло святителя въ гробницу Прискиллы и предалъ его погребенію.

II. При разсказѣ о тѣхъ страшныхъ оскорбленіяхъ и униженіяхъ, какія причинялъ языческій императоръ св. храму, обративши его въ стойла для животныхъ, и тѣхъ страданій и поруганій, какія причинилъ онъ св. епископу, принудивши его ходить за скотомъ, у кого изъ васъ, братія, не вырвется скорбный сердца вопросъ: «доколѣ, Господи, терпишь поруганія святыни Твоего храма и св. Твоихъ слугъ? Какъ, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчасъ всякое нечестіе и неправду? Какъ, всемогущій Глава церкви, терпишь поруганіе и уничиженіе Своихъ членовъ, подвергая ихъ соблазнамъ и искушеніямъ рода прелюбодѣйнаго и грѣшнаго?»

Отвѣтъ на эти вопросы мы найдемъ, братіе, въ томъ свойствѣ Бога, по которому Онъ называется долготерпѣливымъ.

Долготерпѣніе Божіе есть великая тайна, братія. Этой глубочайшей тайны долготерпѣнія Божія не понимаютъ вполнѣ и самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грѣхами человѣческими, они просятъ у Господа дозволенія погубить нечестивыхъ, оскорбляющихъ величіе и святость Божію своими злыми дѣлами, — исторгнуть эти нечистые плевелы отъ среды живыхъ и ввергнуть ихъ въ геенну: хощеши ли да шедше исплевемъ я? Но премилосердыйи человѣколюбивый Господь говоритъ имъ: ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно съ ними и пшеницу; оставите рости обоя купно до жатвы. Всѣ святые, предстоящіе престолу Божію на небѣ, по сказанію тайновидца, вопіютъ къ Богу день и нощь: доколѣ, Владыко святый и праведный, не мстиши крове нашея отъ живущихъ на земли? Но неисповѣдимое долготерпѣніе Божіе говоритъ и имъ: почійте мало, дондеже совершатся братія ваши и клеврети ваши.

Почему Онъ долготерпитъ?

а) Потому, во-первыхъ, что самые нечестивые грѣшники, какъ люди, суть дѣло рукъ Божіихъ. И на нихъ напечатлѣнъ всесвятый образъ Отца небеснаго, и за нихъ принесена правосудію Божію величайшая и святѣйшая жертва — крестная смерть Единороднаго Сына Божія, и за нихъ пролита Божественная кровь, яко Агнца непорочна и пречиста Христа. Посему самая правда Божія требуетъ уже не смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему. Посему милосердіе Божіе щадитъ и великихъ грѣшниковъ, доколѣ не преисполнится мѣра грѣховъ ихъ, доколѣ не оскудѣетъ и изсякнетъ всякая надежда ихъ обращенія и покаянія, доколѣ не ожесточатся они вконецъ и не сдѣлаются годными для одного огня геенскаго.

б) Потому, во-вторыхъ, Господь терпитъ временное провозношеніе грѣшниковъ и уничиженіе праведныхъ, что для разсчета съ людьми у Него цѣлая вѣчность, что и награды и наказанія жизни будущей — безконечны. Потому само правосудіе требуетъ ожидать, чтобы святый святился еще, и праведный правду да творилъ еще, среди всѣхъ соблазновъ и искушеній міра, да очистится яко злато въ горнилѣ, да явится достоинъ той высочайшей славы, которою просвѣтятся праведницы яко солнце въ царствіи Отца ихъ, — чтобы обидяй обидѣлъ еще и скверный сквернился еще, да будетъ достоинъ того вѣчнаго огня, который уготованъ діаволу и аггеломъ его.

в) Потому, наконецъ, долготерпитъ и милосердствуетъ Господъ о падшемъ и развращенномъ родѣ человѣческомъ, что одному всевѣдѣнію Его извѣстно число избранныхъ не только между тѣми, которые теперь блуждаютъ еще или въ невѣдѣніи истины, или въ ослѣпленіи страстей, и которые, силою бдагодати Божіей, могутъ обратиться къ покаянію, но и между тѣми, которые произойдутъ отъ рода самыхъ нечестивыхъ и невѣрующихъ, и которые могутъ сдѣлаться истинными чадами Авраама по вѣрѣ и благочестію. Посему премудрость Божія щадитъ всѣхъ, чтобы восторгающе плевелы, не восторгнутъ вмѣстѣ съ ними и пшеницу; безконечная любовь и милосердіе Божіе долготерпѣливо ожидаетъ, доколѣ не выростетъ и не принесетъ плода вся посѣянная, вся сѣемая и вся имѣющая еще сѣяться на нивѣ Божіей — пшеница.

Ахъ, если бы каждый грѣшникъ могъ прозрѣть духовными очами, если бы могъ ясно увидѣть и сознать, почему и для чего щадитъ его долготерпѣніе Отца небеснаго; онъ палъ бы въ прахъ предъ Его неисповѣдимымъ милосердіемъ, онъ излился бы весь въ слезахъ благодаренія Его неизреченной благости, онъ провелъ бы всю остальную жизнь свою въ трудахъ и подвигахъ покаянія, изгналъ бы самъ себя въ пустыню, скитался бы въ горахъ и вертепахъ и въ пропастяхъ земныхъ, чтобы тамъ оплакивать грѣхи свои и умолять Господа о прощеніи, какъ и поступали дѣйствительно истинно каявшіеся грѣшники.

Тѣмъ не менѣе неизслѣдимое долготерпѣніе Божіе не можетъ и не должно ни подавать повода къ безпечности грѣшникамъ, ни повергать въ уныніе праведниковъ: да не величаются первые своимъ мнимымъ торжествомъ на земли, да не постыдятся послѣдніе Господа и словесъ Его въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ. Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по дѣломъ Его, — говоритъ Тотъ, словеса Коего суть ей и аминь. Небо и земля прейдетъ, словвса же Его не прейдутъ.

III. И такъ, не коснитъ Господь обѣтованія, но долготерпитъ о насъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ. Исполнится, наконецъ, мѣра нечестія и беззаконій человѣческихъ, — и прекратится время долготерпѣнія Божія. Созрѣютъ совершенно и пшеница и плевелы на нивѣ Божіей, и наступитъ пора жатвы. Пройдетъ предопредѣленное человѣчеству время покаянія и добродѣланія, и настанетъ день суда и воздаянія. Тогда послетъ Господь ангелы Своя, и соберутъ отъ царствія Его вся соблазны и творящія беззаконіе, и ввергнутъ ихъ въ пещь огненную, ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ: тогда праведницы просвѣтятся яко солнце во царствіи Отца ихъ. Тогда-то, брат. мои, откроется вся слава сыновъ Божіихъ, и все посрамленіе нечестивыхъ. Тогда-то узритъ небо и земля, что праведника — уничиженнаго, презираемаго и поругаемаго нынѣ — не бѣ достоинъ весь міръ; что участь грѣшника, какъ бы онъ ни величался и какъ бы ни блаженствовалъ на земли, — ужасна! Таково, братія мои, нѣкоторое разрѣшеніе тайны долготерпѣнія Божія. (Сост. по Ч.-М. и проп. Дим., архіеп. херс, т. IѴ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 432-434.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0