Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Пятый день.

Св. священномуч. Дороѳей Тирскій.

(Христіанамъ позволительно уклоняться отъ гоненій).

II. Жизнь св. священномученика Дороѳея, скрывавшагося отъ гоненія на христіанъ, свирѣпствовавшаго въ царствованіе Діоклитіана, представляетъ намъ, братіе, слѣдующій поучительный урокъ: христіанину позволительно уклоняться отъ гоненій за вѣру. Уклоняться отъ гоненій позволительно по тремъ причинамъ:

а) Первая та, что на это есть прямая заповѣдь Спасителя: «когда же будутъ гнать васъ въ одномъ городѣ, сказалъ Господь Своимъ ученикамъ, а чрезъ нихъ и всѣмъ вѣрнымъ Своимъ послѣдователямъ, бѣгите въ другой». (Мѳ. X, 23).

б) Вторая причина та, что чрезъ уклоненіе отъ гоненій христіане тѣмъ высказываютъ свою любовь къ своимъ гонителямъ, спасая ихъ отъ страшной отвѣтственности за пролитіе невинной крови. Св, Григорій Богословъ, рѣшая вопросъ — позволительно ли христіанамъ уклоняться онъ гоненій — отвѣчаетъ утвердительно, потому что «христіане, при всемъ своемъ мужествѣ и готовности къ терпѣнію, должны не только имѣть въ виду свою пользу, но и щадить гонителей, дабы, сколько возможно, не увеличить чѣмъ либо опасности, въ какой находятся враги ихъ». (Изъ «твор. св. Григорія Богослова», ч. I, изд. 3, стр. 115).

в) Третья причина, по которой нужно уклоняться отъ гоненій, та, что въ этомъ выражается смиренное сознаніе своихъ немощей, отсутствіе горделивой самонадѣянности и надежда на помощь Божію, ибо духъ бодръ, плоть немощна, сказалъ Спаситель. И дѣйствительно, какъ бы ни былъ человѣкъ искушенъ житейскимъ опытомъ, до какого бы совершенства ни достигъ онъ, никогда не можетъ быть онъ свободенъ отъ искушеній, никогда не можетъ ручаться за свою твердость и безопасность отъ паденія грѣховнаго. Въ житіи св. Пахомія великаго (Четьи-Мин. мая 15) приводится слѣдующій примѣръ того, какъ пагубна самонадѣянность. Одинъ инокъ высокой духовной жизни, стремясь къ высшей степени совершенства, желалъ быть мученикомъ за Христа, но такъ какъ церковь наслаждалась въ то время миромъ, то и не зналъ, какъ удовлетворить желанію сердца своего. Видя въ св. Пахоміи даръ чудотворенія и признавая его угодникомъ Божіимъ, самообольщенный инокъ приходилъ къ нему многократно и просилъ помолиться за него Богу, чтобы Господь удостоилъ его вѣнца мученическаго. Сколько угодникъ Божій ни совѣтовалъ ему, чтобы инокъ не питалъ въ сердцѣ своемъ такихъ горделивыхъ помышленій, но мужественно переносилъ подвигъ иночества и онъ будетъ имѣть участіе на небеси съ мучениками, — всѣ увѣщанія св. Пахомія были напрасны. Старецъ не переставалъ со слезами умолять его. Наконецъ святой сказалъ ему: «я помолюсь о тебѣ Спасителю міра, да подастъ тебѣ случай къ страдальчеству, но ты, какъ можно, берегись, чтобы, вмѣсто исповѣданія имени Христова, не отвергнуться отъ Него въ лютый часъ мученій; ты заблуждаешься, желая подвергнуться напасти, когда Самъ Господь учитъ насъ молиться, да не будемъ введены во искушеніе; если же желаніе твое такъ сильно, то пусть будетъ по твоему». Чрезъ два года послѣ сего случилось нѣкоторымъ братіямъ быть въ отдаленномъ мѣстѣ для собиранія камышей. Такъ какъ они долго тамъ замедлили, то пр. Пахомій, призвавъ инока сего, сказалъ ему: «иди посѣти братій и отнеси имъ пищу». Инокъ отправился въ путь — но, проходя чрезъ пустыню, онъ попался варварамъ язычникамъ, жившимъ въ неприступныхъ горахъ. Они взяли инока въ плѣнъ и увели въ свои жилища. Тамъ они приступили къ нему и сказали: «приди, поклонись богамъ нашимъ». Долго отрекался инокъ принести жертву идоламъ, но страхъ мученій и смерти заставилъ несчастнаго сдѣлать измѣнническое колѣнопреклоненіе и отречься отъ Христа. Послѣ сего онъ былъ отпущенъ на волю, какъ ихъ едииовѣрецъ, но что могло замѣнить погибель души его? Такъ инокъ чрезъ свою самонадѣянность подвергся тяжкому паденію и погубилъ трудъ многолѣтнихъ своихъ подвиговъ. (См. «Учил. благоч.»).

Если же это случилось съ опытнымъ въ духовной жизни подвижникомъ, то что сказать о насъ еще неопытныхъ младенцахъ въ подвигахъ благочестія? Можно ли намъ быть самонадѣянными и безпечными въ виду постоянныхъ искушеній и соблазновъ міра сего? Можно ли нынѣ безопасно желать и искать мученическихъ подвиговъ, или по крайней мѣрѣ скорбей, за исповѣданіе имени І. Христа? Не лучше ли и не безопаснѣе ли удаляться соблазновъ и опасностей и усердно молить Господа избавить насъ отъ искушеній? Кто ведетъ себя осторожно, чуждается дурныхъ обществъ, легкомысленно не относится къ людскимъ обычаямъ, не потворствуетъ своимъ прихотямъ, но живетъ скромно и богобоязненно, тотъ стоитъ на прямомъ пути спасенія, того Самъ Господь подкрѣпитъ и сохранитъ отъ напастей и паденій грѣховныхъ. Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же подаетъ благодать, которая и въ немощи проявляетъ великую силу.

III. Посему, братіе, не будемъ высокомудрствовать, ни мечтать о себѣ (Рим. 12, 16), но смиренно просить во всемъ Бога о помощи и искать въ Немъ одномъ всесильной защиты отъ нападеній искушеній со стороны грѣхолюбивой плоти нашей, міра, лежащаго во злѣ, и діавола, исконнаго и непримиримаго врага нашего спасенія. (Священ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 428-429.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0