Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Четвертый день.

Поуч. 1-ое. Св. Митрофанъ, патріархъ Цареградскій.

(Тайна долголѣтней жизни).

II. Святитель Митрофанъ, прожившій 117 лѣтъ, даетъ намъ, братія, поводъ побесѣдовать съ вами о тайнѣ долголѣтней жизни.

а) Кто могъ бы намъ сказать, въ чемъ заключается тайна долголѣтней жизни? Всего лучше, конечно, спросить объ этомъ у того, кто самъ достигъ глубокой старости, а стало быть опытомъ жизни постигъ эту желанную тайну. Но гдѣ же эти старцы — избранники Божіи, къ которымъ и смерть-то боится подойти съ своей острою косою прежде, чѣмъ сѣдина украситъ ихъ головы? — Эти старцы — св. подвижники, ихъ жилища — тѣсныя келліи, дикія пустыни, темныя пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы повѣрить этому, если бы не было такъ много неложныхъ очевидцевъ-свидѣтелей. Раскройте житія св. отцевъ, подвизавшихся въ общежитіи, и читайте: большая часть дня и ночи у нихъ проходила въ церковномъ богослуженіи; затѣмъ колѣнопреклоненія и молитвенныя стоянья по цѣлымъ часамъ у себя въ кельѣ; потомъ — рукодѣлье, тяжелые труды монастырскихъ послушаній, и — часъ, два въ сутки для отдыха; при всемъ этомъ — пища самая скудная, часто одинъ хлѣбъ да вода, а то и просто одно какое-нибудь зеліе... На долго ли, кажется, достанетъ силъ тѣлесныхъ при такихъ трудахъ? А вотъ у этихъ старцевъ доставало ихъ на восемьдесятъ, девяносто, и даже на сто лѣтъ! Пахомій Великій жилъ до 85 лѣтъ; Евѳимій Великій — 97 лѣтъ; Ѳеодосій общихъ житій начальникъ — 105 л.; Савва Освященный и Іоанникій Великій — 94 г.; и наши русскіе подвижники: пр. Никонъ печерскій 90 л.; Сергій радонежскій 78 л.; Кириллъ бѣлозерскій 90 л.; Александръ свирскій 85 л.; Макарій желтоводскій 95 л. и друг.

б) Скажутъ: «то были святые люди; ихъ ужъ Самъ Богъ хранилъ Своею благодатію. Гдѣ ужъ намъ, грѣшнымъ, брать съ нихъ примѣръ?»

Но, во-первыхъ, никто и не говоритъ, чтобы нужно было непремѣнно бросить міръ, бѣжать въ пустыню; у насъ идетъ рѣчь о долголѣтіи, и вотъ мы указываемъ примѣры долголѣтней жизни у св. подвижниковъ, а эти примѣры ясно говорятъ, что строгіе посты, умерщвленіе плоти и другіе подвиги христіанскіе вовсе не сокращаютъ жизни человѣческой, какъ думаютъ мудрецы вѣка сего, и что, стало быть, св. заповѣди Божіи о постѣ и воздержаніи нисколько не противорѣчатъ человѣческой природѣ.

Во-вторыхъ, правда и то, что Богъ особенно хранилъ и продолжалъ жизнь Своихъ угодниковъ, дабы они своимъ словомъ и примѣромъ пользовали и другихъ. Однако-же не слѣдуетъ забывать, что вѣдь Господь за то и дарилъ имъ долгую жизнь, что они эту жизнь всецѣло Ему же на служеніе посвящали. Значитъ: живи по-Божьи, Богъ и тебя благословитъ долголѣтіемъ, — ихъ хранилъ, и тебя сохранитъ, имъ помогалъ, и тебѣ поможетъ.

Наконецъ, надобно еще вотъ что сказать: ужъ слишкомъ мы привыкли извинять себя тѣмъ, что мы не святые, что мы люди грѣшные. А того и не хотимъ понять, что вѣдь святые-то были такіе же люди, какъ и мы; что вѣдь и они имѣли ту же плоть и кровь — не ангелы вѣдь были, а стало быть и голодъ и жажду, и стужу и зной — все такъ же ощущали, какъ и мы. Стало быть напрасно мы думаемъ, будто святые такъ ужъ и жили только одною благодатію.

в) Нѣтъ, въ томъ-то и дѣло, что самая простота ихъ жизни, самая строгость ихъ подвиговъ, ихъ суровые посты, тяжелые труды, все это и было, разумѣется, не безъ содѣйствія благодати Божіей, причиною ихъ долголѣтней жизни. Какимъ образомъ? А вотъ послушайте: есть у насъ одинъ врагъ жизни — это грѣхъ; его оброки — болѣзнь и смерть. И съ какою жадностію этотъ господинъ собираетъ свои оброки!

Пьяницѣ онъ властно говоритъ: тебѣ долго не жить — ты мой!

Блуднику тотъ-же приговоръ: твоя развратная жизнь скоро истощитъ твои духовныя и тѣлесныя силы, сведетъ тебя въ могилу — ты мой!

Честолюбцу и сребролюбцу говоритъ: зависть, какъ червь, подточитъ и засушитъ ваши кости и сократитъ ваши дни — вы мои...

Гнѣвливый и раздражительный самъ сокращаетъ свою жизнь...

И вотъ святые Божіи всю жизнь вели борьбу со грѣхомъ, и крѣпко побѣждали въ своемъ сердцѣ этого лютаго врага: оттого онъ и не смѣлъ пресѣкать ихъ жизни серпомъ смертнымъ прежде, чѣмъ они, какъ пшеница Божія, созрѣвали для житницы небесной...

Правда, есть случаи, когда напр. младенцы, еще ничѣмъ не согрѣшившіе, умираютъ, когда зрѣлые мужи, полные любви къ Богу и ближнимъ, не достигшіе и половины дней своей жизни, восхищаются отъ сей земной жизни къ жизни небесной, — но эти случаи исключительные и находятся подъ особымъ смотрѣніемъ премудраго и всеблагаго Промысла Божія, то избавляющаго сихъ прежде времени умершихъ людей отъ грѣха и наказаній за него, то чрезъ преждевременную смерть ихъ наказывающаго людей, не хотящихъ цѣнить ихъ, какъ великихъ слугъ Божіихъ, или чрезъ отнятіе отъ земной жизни великихъ людей направляющій исторію людей на иной путь.

III. Итакъ, — вообще говоря, грѣхъ — вотъ настоящій врагъ нашей жизни; во всемъ воздержаніе — есть мать здоровья и долгоденствія. Святитель Митрофанъ воронежскій, соименный нынѣ прославляемому Митрофану цареградскому, такое правило давалъ: «мало пій, мало яждь — здравъ будешь». Вотъ въ чемъ тайна долголѣтней жизни! А стало быть и тѣ, кто говоритъ, будто «кому ужъ какой предѣлъ положенъ, кому сколько Богъ назначилъ жить, столько и проживешь», — говорятъ направду: Богъ назначаетъ предѣлъ жизни твоей, смотря потому, какъ ты самъ живешь: будешь жить хорошо — Богъ и вѣку тебѣ прибавитъ; будешь жить худо — и на долгую жизнь не расчитывай: твои же грѣхи сократятъ ее и отнимутъ у тебя прежде времени, Кто есть человѣкъ хотяй животъ, любяй дни видѣти благи; уклонися отъ зла, и сотвори благо (Псал. 33, 13. 15). Это урокъ многоопытнаго царя и пророка Давида. (Сост. съ допол. по № 95 «Троицк. лист.»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 424-425.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0