Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюнь.
Первый день.

Поуч. 3-е. Преподобный Діонисій Глушицкій.

(Какова, по Евангелію, должна быть наша благотворительность?)

Строгій подвижникъ, посвятившій себя на служеніе Богу, Діонисій училъ братію словомъ и примѣромъ. «Дѣти, будьте милостивы и щедры», говорилъ преподобный, «ибо немилующіе ненавидимы Богомъ, милующій же нищаго взаимъ даетъ Богу, по словамъ писанія». Впрочемъ братіи не всегда нравилась щедрость Діонисія. Чтобы побудить его быть менѣе щедрымъ къ неимущимъ, иноки однажды подослали къ нему юношу, одѣтаго въ видѣ нищей странницы. Діонисій оказалъ помощь. Въ тотъ же день вечеромъ испытавшіе святого возвратили ему деньги и, сказавъ, кто былъ мнимая странница, укоряли его за безразсудную раздачу денегъ. Преподобный позвалъ юношу, отдалъ ему деньги обратно и сказалъ братіи: «если вы, противъ моей воли, отнимете у него деньги, то нарушите двѣ заповѣди: одну, показавъ себя немилостивыми къ нищимъ, другую — запрещающую требовать обратно отъ того, кому дали. Господь Богъ велитъ дѣлать добро, сколько есть силъ; и такъ перестаньте побуждать меня къ немилосердію».

II. Въ день памяти преп. Діонисія, отличавшагося милосердіемъ и щедростью, приличнымъ и небезполезнымъ нахожу, братіе, показать вамъ, какова, по евангелію, должна быть наша благотворительность. Въ основаніе своей бесѣды полагаемъ правило, которымъ Іисусъ Христосъ нѣкогда заключилъ свое наставленіе о сей же добродѣтели. Будите милосерди, говорилъ Онъ, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36). Это значитъ, что какъ Богъ ни въ какой милости и никому не отказываетъ; такъ и мы должны: во-первыхъ, жертвовать въ пользу несчастныхъ всѣмъ своимъ изобиліемъ; во-вторыхъ, жертвовать всѣмъ не для нѣкоторыхъ только, но для всѣхъ и каждаго несчастнаго. Изложимъ эти мысли нѣсколько пространнѣе.

а) Должно, говоримъ, жертвовать въ пользу несчастныхъ всѣми избытками своего достоянія; къ этому обязываетъ насъ самое намѣреніе Промысла, допустившаго такое неравное раздѣленіе благъ земныхъ, по коему одни изобилуютъ всѣмъ до излишества, другіе лишаются всего до крайностей.

Ибо для чего такое неравное раздѣленіе? Почему Провидѣніе, отъ коего нищета и богатство (Сир. 11, 14), къ однимъ такъ милостиво, къ другимъ такъ, повидимому, не милосердо? Потому ли, что одни достойнѣе другихъ? Но Богъ не правосудный только мздовоздаятель, но и Отецъ премилосердый; и для кого бы милосердіе, ежели не для недостойныхъ, когда для достойныхъ довольно щедротъ одного правосудія? Или потому, что одни успѣли предвосхитить себѣ изобиліе своею опытностію, заботливостію, трудами? Но ужели Богъ не могъ бы пролить золотого дождя и на другихъ, не требуя отъ нихъ никакого усилія? Удобно есть, предъ очима Господнима, внезапу обогатити нищаго (Сир. 11, 21), говоритъ сынъ Сираховъ, удобно есть, — однакожъ небо не дождитъ злата на бѣдныхъ; вѣрно и ихъ доля — также на земли! Для чего-жъ, спрашиваемъ еще, такое неравное раздѣленіе? Не для того, разсуждаетъ апостолъ, чтобы однимъ была отрада, другимъ скорби, но ко изравненію (2 Кор. 8, 13—15); дабы тѣмъ, чѣмъ избыточествуютъ одни, восполнялось лишеніе другихъ, и чѣмъ изобилуютъ другіе, восполнялось бы лишеніе первыхъ, да будетъ равенство. И такъ неравный раздѣлъ благъ земныхъ почти необходимъ — для того, чтобы богатые, восполняя своимъ изобиліемъ лишеніе бѣдныхъ, не могущихъ, по какимъ бы то ни было причинамъ, сами себѣ доставить или сами свое поддержать благополучіе, — восполняли и свое собственное лишеніе избыткомъ бѣдныхъ, тѣми т. е. благословеніями, которыя почіютъ на бѣдныхъ для богатыхъ, и покупаются цѣною милосердія богатыхъ къ бѣднымъ. Такъ, слушатели, въ порядкѣ промысла, богатые суть посредники между Богомъ и бѣдными; равно какъ и бѣдные суть посредники между Богомъ и богатыми! Бѣдные передаютъ богатымъ щедроты небесныя; Самъ Богъ благоволилъ избрать такихъ посредниковъ между собою и богатыми. Богу же угодно, чтобы богатые раздавали бѣднымъ блага земныя; да будетъ такимъ образомъ равенство не то, при которомъ бы исключалось всякое различіе въ разсужденіи долей земного счастія, но то, при которомъ бы ни бѣдные не нуждались въ необходимомъ для довольной и покойной жизни, ни богатые не были бы несчастны отъ самаго своего изобилія. Кто послѣ сего не видитъ, что несчастные, хотя не по законамъ естественнымъ или гражданскимъ, однако-жъ по духу евангельскаго ученія, имѣютъ на избытки счастливыхъ право законное; что всякій избытокъ въ рукахъ счастливца, какъ бы нѣкоего приставника, есть законная доля несчастныхъ; и что всякое употребленіе этого избытка, послѣ законныхъ своихъ нуждъ, не на пользу несчастныхъ, есть похищеніе доли, законно имъ принадлежащей? И какое похищеніе? Оно вопіетъ на небо! Посему то слово Божіе такъ часто упрекаетъ счастливцевъ въ немилосердіи къ несчастнымъ; посему то такъ часто грозитъ немилостію на судѣ не сотворшимъ милости; посему-то такъ часто напоминаетъ намъ о долгѣ милосердія.

б) Изложивши причины, почему мы должны жертвовать всѣми избытками своего достоянія въ пользу несчастныхъ, покажемъ, почему мы должны быть такъ благотворительны не для нѣкоторыхь только, но для всѣхъ и каждаго несчастнаго.

Позвольте вопросить васъ, слушатели, когда евангеліе повелѣваетъ намъ любить ближнихъ, дѣлаетъ ли оно какой либо разборъ между нашими ближними? Или паче не осуждаетъ ли всякаго такого разбора заповѣдію о любви ко врагамъ? Что же это значитъ? то, что такъ какъ всякій человѣкъ есть нашъ ближній, кто бы онъ и каковъ бы ни былъ, другъ или врагъ, чужой или присный, добродѣтельный или порочный; то и христіанская благотворительность объемлетъ всѣхъ и каждаго несчастливца, подобно какъ и Отецъ небесный сіяетъ солнце Свое не на однихъ добрыхъ, но и на злыхъ, и дождитъ не на однихъ праведниковъ, но и на неправедныхъ (Матѳ. 5, 45).

Есть, однако-жъ, благотворительность не такъ всеобъемляющая, и тѣмъ болѣе опасная, что внушается, повидимому, самымъ благоразуміемъ; это благотворительность или слишкомъ осторожная, милующая только тѣхъ, коихъ несчастіе ни мало несомнѣнно; или слишкомъ пристрастная, милосердная только къ роднымъ и друзьямъ.

Слышимъ нѣкія, говоритъ апостолъ, безчинно ходящая у васъ, ничтоже дѣлающыя, но лукавно обходящыя. Таковымъ запрещаемъ и молимъ о Господѣ нашемъ іисусѣ Христѣ, да съ безмолвіемъ дѣлающе свой хлѣбъ ядятъ (2 Сол. 3, 11, 12). Есть и у насъ такіе нищіе; но не о нихъ наше слово; хотя можно бы, и по отношеніи къ таковымъ, присовокупить апостольское наставленіе: вы же, братіе, не стужайте доброе творяще, и каждаго изъ таковыхъ, не аки врага имѣйте его, но наказуйте, якоже брата (—13, 15). Есть несчастные, которыхъ безпорядочной или праздной жизни мы не знаемъ подлинно; но которыхъ и несчастіе не такъ достовѣрно; чтобы нельзя было усомниться. Осторожные благотворители отказываютъ не рѣдко и таковымъ; но по какой, достойной уваженія, причинѣ? По вѣроятности ли подозрѣнія? Но почему болѣе довѣряютъ своему подозрѣнію, нежели словамъ несчастливца, увѣряющаго въ подлинности бѣдственнаго своего положенія? Почему не довѣряютъ ему, по крайней мѣрѣ, ради того вида, въ которомъ онъ является предъ ними? Самая рѣшимость его — казать себя несчастнымъ — не есть ли уже нѣкоторый видъ несчастія? По осторожности ли, чтобы не обмануться (ибо обманываться непріятно)? Но почему таковые болѣе осторожны въ томъ, чтобы обманувшись не сдѣлать лишняго, такъ сказать, благодѣянія, нежели въ томъ, чтобы — не опустить должнаго? Можно усомниться въ несчастіи не только вымышленномъ, но и подлинномъ, когда оно не имѣетъ очевидныхъ признаковъ; можно слѣд. по одному подозрѣнію, т. е. безъ всякой достаточной причины, не оказать благодѣянія и самому несчастному. Боятся, можетъ быть, оказать подозрѣваемому несчастливцу пособіе къ развратной праздности? Напрасная боязнь! Если онъ добродѣтеленъ, то не употребитъ во зло ихъ милости; если же развратенъ, то холоднымъ отказомъ они не исправятъ его, но или дадутъ ему случай клеветать и злословить ихъ, или склонять его къ какимъ либо постыднымъ и преступнымъ средствамъ доставать себѣ пропитаніе, т. е., думая отклонитъ отъ предполагаемаго только разврата, они сами введутъ его въ подлинное какое либо преступленіе. Должно, слушатели, въ такомъ случаѣ повиноваться гласу любви, которая всему вѣру емлетъ (Кор. 13, 7). Не погибаетъ сокровище, говоритъ Златоустъ, аще даси милостыню; аще же не даси, погибнетъ. И какъ ей погибнуть, когда милуя нищаго (Притч. 19, 18), извѣстнаго намъ или неизвѣстнаго, подлиннаго или мнимаго, даемъ взаимъ Самому Богу? Посему то чаша студеной воды, поданная кому бы то ни было во имя Христово, не погубитъ мзды своей. Злоупотребленіе слѣд. или обманъ пріемлющаго не уничтожитъ добродѣтели дающаго. Всякому просящему у тебе, христіанинъ, дай; — такъ заповѣдалъ тебѣ Іисусъ Христосъ (Лук. 6, 30).

Нехристіанская благотворительность и та, которая милосерда только къ приснымъ по плоти. Ежели степени плотскаго родства однихъ изъ подобныхъ намъ поставляютъ къ намъ ближе, другихъ отъ насъ отдаленнѣе: то свойство по духу сближаетъ всѣхъ христіанъ въ столь тѣсное отношеніе, въ какомъ находятся члены одного тѣла. Вы есте тѣло Христово, говоритъ апостолъ вѣрующимъ, и уди отъ части; ибо единѣмъ духомъ мы вси воедино тѣло крестихомся, аще іудеи, аще еллини, или раби, или свободни, и вси единѣмъ духомъ напоихомся (1 Кор. 12, 27, 13). Гдѣжъ то преимущество, по коему право на нашу благотворительность могло бы исключительно или наипаче принадлежать приснымъ по плоти? Скажете, законъ естественной любви преимущественнѣе влечетъ къ кровнымъ; справедливо, ежели христіанинъ водится однимъ естественнымъ закономъ плоти; но чѣмъ тогда отличимъ христіанина отъ язычника? ибо и язычники тоже творили. Если такъ, то напрасно украшается сей благотворитель именемъ ученика Христова; оно праздное для него титло! Что касается до исключительнаго благосердія къ друзьямъ и немилосердія ко врагамъ; первое, подобно предпочтительной любви къ роднымъ, не ставитъ христіанина выше язычника; а послѣднее уже осуждено заповѣдію любить враговъ. Христіанская благотворительность милосердствуетъ (1 Кор. 13, 4) ко всѣмъ, не изслѣдывая кто несчастный, другъ или врагъ, кровный или не кровный. Аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его, аще ли жаждетъ напой его (Рим, 12, 20); и ежели бѣдствуетъ человѣкъ вовсе тебѣ неизвѣстный, будь для него сострадательнымъ самаряниномъ.

III. Такова благотворительность, которой требуетъ отъ насъ Іисусъ Христосъ въ евангеліи! Можно бы теперь повторить вопросъ: такова ли наша благотворительность? Но, чтобы не продолжить слова, предоставимъ такое испытаніе собственной совѣсти каждаго. Напомнимъ только, что судъ на немилосердыхъ уже изреченъ: понеже не сотвористе единому сихъ меньшихъ, говоритъ Іисусъ Христосъ, ни Мнѣ сотвористе; идите...... во огнь вѣчный (Мате. 25, 45). (Сост. по «Слов. и рѣч.» Николая, еписк. тамбов., изд. 1872 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 417-420.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0