Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Тридцатый день.

Поуч. 3-ье. Св. великомучен. Іоаннъ воинъ.

(Самое надежное утѣшеніе въ скорбяхъ христіанинъ можетъ найти у подножія креста Христова).

I. Изъ жизни св. великомученика Іоанна воина, нынѣ прославляемаго, извѣстно, что онъ, самъ испытавъ много скорбей, всю свою жизнь посвятилъ на то, чтобъ утѣшать скорбящихъ и обуреваемыхъ разными несчастіями людей Вотъ гдѣ основаніе, почему къ св. Іоанну воину обращаются христіане, впавшіе въ разныя несчастныя обстоятельства жизни, и просятъ его молитвенно ходатайствовать предъ Богомъ и по мѣрѣ вѣры своей получаютъ просимое.

II. Какъ св. великомученикъ Іоаннъ воинъ, утѣшая скорбящихъ, указывалъ имъ на крестъ Христовъ, такъ сдѣлаемъ въ настоящемъ случаѣ и мы, и скажемъ, что самое скорое, прямое и надежное утѣшеніе во всѣхъ своихъ скорбяхъ христіанинъ найдетъ у подножія Господняго креста.

Нѣтъ человѣка на землѣ, который не хотѣлъ бы владѣть благомъ, услаждающимъ всѣ горести души. А какъ много скорбей на землѣ! Онѣ неизбѣжны здѣсь ни для кого. Гдѣ найти защиту противъ скорбей временныхъ? Путешествуютъ по морямъ и сушѣ, тратятъ труды и издержки, стараясь найти желаемое счастіе. И какъ часто концемъ всѣхъ трудовъ бываетъ одно крушеніе духа! Гдѣ же течетъ свѣтлая и чистая струя счастія для души нашей? Нигдѣ болѣе, какъ при подножіи креста Христова.

а) Тяжело терпѣть потерю богатства, добытаго трудомъ, особенно если не находятъ потомъ помощи въ вопіющей нуждѣ и у тѣхъ, которые могли бы помочь. Но, лишаясь утѣшенія человѣческаго, не находятъ ли утѣшенія у подножія креста Христова? Кого видимъ мы на крестѣ? Видимъ Господа нашего, Который, служа спасенію людей, не имѣлъ, гдѣ главы преклонить, съ Котораго нечестивые сняли послѣднюю одежду и оставили нагимъ, Котораго въ жаждѣ поили желчію и уксусомъ. Для чего терпѣлъ Онъ все это? Съ тѣмъ, чтобы доставить въ вѣчности покой и довольство тѣмъ, которые терпѣливо переносятъ нищету, голодъ и жажду. Вѣсте, яко васъ ради обнища богатъ сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2 Кор. 8, 9). Помните эту благодать великую и утѣшайтесь въ нищетѣ своей всѣ нищіе Божіи! Вы лишены временнаго и тлѣннаго богатства: а на крестѣ возвращается вамъ вѣчное богатство. Васъ не окружаютъ почетъ и довольство, которыми окружаетъ богатство: но васъ окружаетъ честь земной участи Господа вашего. Вы не блистаете среди знати земной: но вступили на дорогу знати небесной: О, благословляйте Господа за долю свою!

б) Тяжело переносить клеветы и незаслуженно терять доброе имя. Это несчастіе тяжелѣе потери богатства. Но кто терпѣлъ такія поношенія, какія терпѣлъ Господь нашъ? Онъ, Господь славы — на крестѣ позорномъ? небесная святость распятъ среди злодѣевъ. «Кто обличитъ Меня во грѣхѣ?» смѣло говоритъ Онъ врагамъ Своимъ и за земную, человѣческую, жизнь Свою. И однако вотъ Онъ обезчещенъ, обезславленъ, оставленъ землею и небомъ. О, какъ тяжелы скорби безславія Его! Что значитъ предъ этимъ безславіемъ взносимое на меня грѣшнаго безславіе? Грѣшнику развѣ прилична слава? Не безславіе ли — законная доля его? Пусты, несправедливы люди, приписывая мнѣ грѣхъ, котораго по милости Божіей не имѣю я: но сколько другихъ грѣховъ на мнѣ! Сколько нечестій и беззаконій, которыхъ не видятъ люди и видитъ Богъ мой! Такъ крестъ Христовъ — учитель и утѣшитель мой. Онъ говоритъ мнѣ о моихъ беззаконіяхъ, за которыя распялся Господь мой, и велитъ смириться волнующейся гордости моей. Онъ говоритъ мнѣ о славѣ, въ которую взошелъ со креста невинно страдавшій Господь и утѣшаетъ меня надеждою, что и меня ошибкою поносимаго не забудетъ Господь во царствіи Своемъ. Апостолъ Христовъ учитъ насъ: «такъ какъ вы участвуете въ Христовыхъ страданіяхъ, радуйтесь... Если за имя Христово злословятъ васъ: то вы блаженны; ибо Духъ славы, Духъ Божій, на васъ почиваетъ» (1 Петр. 4, 13-14). Пусть другіе незаслуженно пользуются славою, а тебѣ достается въ удѣлъ темная неизвѣстность: не ревнуй успѣвающему здѣсь въ пути своемъ, не завидуй творящему законопреступленіе (Псал. 36, 7). Онъ спѣетъ среди радостей для вѣчнаго страданія, а ты спѣешь среди скорбей для вѣчнаго блаженства.

в) Какъ не страдать, если тѣло покрыто ранами жгучими, или организмъ совсѣмъ разстроенъ, отъ неправильнаго ли обращенія крови, или отъ другой какой причины? Страданіе тяжелѣе становится, когда искусство врача напрасно истощается въ средствахъ прекратить страданія больного. Гдѣ же найти облегченіе страдальцу? Въ участіи друзей? Если друзья не умные будутъ развлекать больного пустыми разговорами: это не облегченіе больному, а новая тяжесть на совѣсть его. Другое дѣло, если укажутъ ему на крестъ Христовъ. Да, страданіе распятія — самое страшное страданіе и какъ же переноситъ его І. Христосъ? Молча, ни словомъ, ни движеніемъ не обнаруживая какой либо нетерпѣливости. Послѣ того намъ ли, грѣшнымъ рабамъ Его, быть нетерпѣливыми въ своей болѣзни? Господь терпитъ муки за наши грѣхи: а наша болѣзнь — не плодъ ли грѣховъ нашихъ? Онъ страдаетъ для того, чтобы въ свое время преобразить тѣло смиренія нашего и облечь его въ славное безсмертіе (Флп. 3, 21). Пусть же гніетъ грѣшное тѣло наше: намъ дано будетъ тѣло лучшее, тонкое, свѣтлое, облеченное красотою небесною, лишь бы мы очистились здѣсь отъ грѣховъ покаяніемъ. «Вѣрно слово, говоритъ намъ съ полною увѣренностію апостолъ Божій, вѣрно слово: если съ Нимъ умерли, то съ Нимъ и оживемъ. Ежели терпимъ, то будемъ и царствовать съ Нимъ» (2 Тим. 2, 11-12). Болѣзнь тѣлесная, переносимая въ виду креста Христова, очищаетъ тѣло отъ порчей, внесенныхъ въ организмъ грѣхомъ, очищаетъ душу отъ движеній самолюбія и молитвою низводитъ въ насъ крѣпость небесную.

г) Тяжела потеря близкихъ сердцу, отнимаемыхъ у насъ смертію. Потеря супруга или супруги, потеря дѣтей милыхъ, потеря отца или матери, сестры или брата невольно исторгаетъ горькія слезы. Не утѣшаютъ въ этой потерѣ ни богатства, ни чести, а еще болѣе увеличиваютъ горечь ея, выставляя безсиліе всего земного. Гдѣ помощь этой скорби? Безотрадна скорбь язычника на гробѣ близкихъ сердцу его: — онъ теряетъ ихъ навсегда. При крестѣ Спасителя скорбь о смерти растворяется сладкою надеждою на жизнь безсмертную. Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20). Живъ начальникъ нашъ, наша глава, съ Нимъ живы и всѣ подчиненные Его, всѣ члены тѣла Его. Не скорбите объ умершихъ, говоритъ намъ апостолъ: если мы знаемъ, что «Іисусъ умеръ и воскресъ, то также и умершихъ во Іисусѣ Богъ приведетъ съ Нимъ» (1 Сол. 4, 13-14); мы соединены на вѣки съ тѣми, которыхъ смерть разлучила съ нами на время. Грѣхъ ввелъ въ міръ смерть. Христосъ, удовлетворившій за грѣхъ правдѣ и ниспославшій духъ жизни, ввелъ въ міръ жизнь. — Не всѣ мы умѣемъ пользоваться здѣсь жизнію Христовою; то же могло быть и съ отшедшими отъ насъ. Итакъ намъ остается молиться предъ крестною жертвою за отшедшихъ отъ насъ, да покроетъ она собою грѣхи ихъ. Такъ говоритъ намъ крестъ Христовъ!

III. По временамъ самые твердые послѣдователи Христовы, забывая сладость правды распятаго Іисуса, приходятъ въ неизъяснимое уныніе; искушенія, задерживающія совершенствованіе духовное, ослабленіе жара ревности о благочестіи поставляютъ ихъ иногда въ такое состояніе, что они чувствуютъ себя какъ бы оставленными небомъ, безъ силъ, безъ помощи, отверженными отъ лица Божія; воды скорбей до того умножаются въ душѣ ихъ, что какъ бы готовы поглотить ихъ. И здѣсь-то особенно взоръ вѣры на распятаго Господа исполняетъ утѣшеніемъ скорбныя сердца.

Такъ для всякой скорби нашей утѣшеніе прочное, утѣшеніе сладкое — въ крестѣ Христовомъ. Аминь. (Сост. по «Слов. бесѣд. и рѣч.» Филарета, (Гумилевскаго), арх. чернигов. и нѣжинск. изд. 3-е, С.-Пб., 1883 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 111-113.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0