Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. Іоаннъ воинъ.

(О плодахъ молитвы).

I. Св. Іоаннъ, нынѣ прославляемый, служилъ воиномъ при царѣ Юліанѣ-отступникѣ. Юліанъ послалъ подъ его предводительствомъ отрядъ воиновъ для преслѣдованія христіанъ; но такъ какъ самъ Іоаннъ былъ христіаниномъ, то, вмѣсто того, чтобы преслѣдовать, онъ укрывалъ христіанъ и помогалъ имъ всѣмъ, чѣмъ могъ: и деньгами, и пищею, и одеждою; заключенныхъ уже въ темницѣ посѣщалъ, утѣшалъ и ободрялъ. (Вотъ почему и прибѣгаютъ съ молитвою къ св. Іоанну воину особенно въ случаяхъ нужды и обидъ). Когда Юліанъ узналъ о такомъ дѣйствіи Іоанна, то потребовалъ его къ себѣ въ столицу.

Отданнаго подъ судъ Іоанна связаннаго повели къ тирану-царю; дорогою морили его голодомъ и жаждою и били его; а потомъ, до прибытія царя, заключили на долго въ темницу. Здѣсь-то и напало на мученика Христова малодушіе; онъ боялся ожидаемой лютой казни. Іоаннъ воинъ противъ малодушія вооружился молитвою. «Господи! Ты видишь слабость мою, восклицалъ Іоаннъ, помоги мнѣ; сомнѣнія колеблютъ умъ мой; поддержи меня! Не устою, если Ты, всесильный, не поможешь мнѣ».

Господь услышалъ молитву мученика; сомнѣнія и малодушіе исчезли; въ сердцѣ появились миръ и надежда на Бога. По смерти Юліана, Іоанна освободили.

Тогда-то исповѣдникъ Христовъ посвятилъ всего себя на пользу и утѣшеніе скорбящихъ и бѣдствующихъ. Онъ говорилъ: «переносите терпѣливо скорби ваши, возлюбленные! Господь щедръ и милостивъ; Онъ не возложитъ на васъ бремени выше силъ вашихъ. Онъ знаетъ, что каждому изъ насъ нужно. Какъ послѣ бури наступаетъ тишина, такъ и горе смѣняется радостію. Но посреди радостей земныхъ, учитъ Іоаннъ, не забудемъ бывшихъ скорбей и будемъ сохранять свято заповѣди Господни». Скончался св. Іоаннъ въ глубокой старости.

II. Мы видѣли, братія, что св. Іоаннъ воинъ въ молитвѣ нашелъ помощь и утѣшеніе въ скорбяхъ и несчастіяхъ. Это и насъ да научитъ обращаться къ молитвѣ и отъ нея ожидать великихъ и богатыхъ плодовъ милосердія Божія.

Молитва доставляетъ и блага тѣлесныя, и блага душевныя.

А. Блага тѣлесныя главнѣйшія суть: здоровье и пища.

а) Молитва хорошее здоровье поддерживаетъ, а разстроенное здоровье поправляетъ. Многіе отчаянно больные получили выздоровленіе единственно посредствомъ усердной молитвы. Представимъ въ доказательство сего одинъ примѣръ, болѣе разительный. Царь израильскій Езекія сдѣлался сильно боленъ и слегъ въ постель. Уже пророкъ Исаія объявилъ Езекіи, что онъ умретъ отъ сей болѣзни, и велѣлъ ему распорядиться по дому и готовиться къ смерти. Но Езекія еще хотѣлъ жить. При вѣсти о смерти, залился слезами и обратился ко Господу съ сердечною пламенною молитвою о продолженіи жизни. Здѣсь совершилось чудо молитвы. Еще Исаія, предсказавшій царю смерть, не успѣлъ сойти со двора царева, а слезная молитва Езекіи уже дошла до ушей Царя небеснаго. «Возвратись, говоритъ Богъ пророку, и скажи Езекіи, что Я вижу его слезы, и исполняю по его молитвѣ. Онъ скоро выздоровѣетъ, чрезъ три дня будетъ въ состояніи посѣтить храмъ святый, и проживетъ еще пятнадцать лѣтъ». Обѣщанное Богомъ исполнилось. Царь Езекія выздоровѣлъ, и оставилъ намъ опытъ, доказывающій, что сила молитвы можетъ возстановлять разстроенное здоровье. Можно бы при семъ привести примѣры, подтверждающіе могущество молитвы давать разслабленнымъ крѣпость, слѣпымъ прозрѣніе, глухимъ слухъ, нѣмымъ языкъ, хромымъ хожденіе и даже мертвымъ жизнь; но, ради извѣстности сихъ примѣровъ и для сокращенія времени, оставимъ сіе, а вмѣсто того замѣтимъ, что молитва не только даетъ здоровье человѣку, но доставляетъ и пищу.

б) Дѣйствительно, молитва не только даетъ здоровье человѣку, но доставляетъ и пищу. І. Христосъ зналъ, что пища дается намъ отъ Отца небеснаго чрезъ молитву, — зная сіе, поучалъ учениковъ Своихъ въ молитвѣ просить и хлѣба. Отче нашъ, училъ Онъ, Иже еси на небесѣхъ — хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь! Молитву можно назвать рукою, которою мы пріемлемъ отъ рукъ Господнихъ хлѣбъ, необходимый для поддержанія и веселія нашей жизни. Отъ недостатка молитвы бываетъ на землѣ засуха и гладъ. При усердной и обильной молитвѣ хляби небесныя отверзаются, льются благовременные дожди, нисходятъ росы, и земля покрывается обильною жатвою. Во времена пророка Ииліи, въ израильской странѣ, за отступленіе отъ Бога, три года съ половиною не было ни дождя, ни росы, въ полѣ ни хлѣба, ни травы, голодъ доходилъ до высочайшей степени, терпѣли нужду не только бѣдные, но и богатые, уныніе становилось всеобщимъ. Что же? Молитва мгновенно дала сему печальному дѣлу другой радостный ходъ. Пророкъ Илія, подобострастный намъ, какъ говоритъ писаніе, помолился — и земля, въ теченіе трехъ лѣтъ съ половиною сухая и безплодная, оросилась дождемъ, принесла плоды, и обиліе въ пищѣ заступило мѣсто глада. Таковы тѣлесные плоды молитвы, но плоды молитвы душевные — несравненно важнѣе и обильнѣе.

Б. Душевные плоды молитвы весьма разнообразны и драгоцѣнны.

а) Молитва — мечъ на діавола. Она исторгаетъ души наши изъ плѣна сатанинскаго. Ибо молитва, кромѣ того что привлекаетъ къ намъ всесильную помощь и защиту Божію, заключаетъ въ себѣ еще противленіе діаволу, а это противленіе весьма спасительно: слово Божіе говоритъ противитеся діаволу, и бѣжитъ отъ васъ. И какъ ему не бѣжать? Ибо гдѣ не хотятъ исполнить злой его воли, тамъ ему нерадостно, противно и несносно. Правда, діаволъ долго не оставляетъ насъ и при усердной молитвѣ, льстя себя надеждою улучить минуту разслабить, разсѣять насъ; но когда усматриваетъ, что молитва наша день ото дня дѣлается постояннѣе, сильнѣе, богоугоднѣе, тогда бѣжитъ отъ насъ, посрамленный безуспѣшностію въ своихъ козняхъ.

б) Такъ молитва, удаляя отъ насъ сатану, избавляетъ насъ отъ пагубныхъ страстей и отъ грѣховъ. Нѣтъ такой страсти, которая бы отъ искренней и постоянной молитвы не угасла. Нѣтъ такого грѣха, который бы отъ усердной молитвы не сдѣлался слабѣе и наконецъ вовсе не прекратился. Какъ огнь истребляетъ сухое терніе, такъ молитва истребляетъ страсти грѣховныя. Молитва напоминаетъ о Богѣ, просвѣтляетъ умъ, пробуждаетъ совѣсть, обнаруживаетъ ужасъ грѣха, открываетъ святость добродѣтели, и такимъ образомъ мало по малу возбуждаетъ сердце къ прекращенію пороковъ. Что возбудило пророка Давида къ покаянію, послѣ прелюбодѣянія и человѣкоубійства? Молитва. Что вывело изъ тягчайшихъ грѣховъ Марію египетскую на путь святой жизни? Молитва.

в) Не довольно сего, что молитва очищаетъ душу отъ нечистотъ грѣховныхъ, она дѣлаетъ ее обителію небесной благодати. Ибо молитва усердная привлекаетъ къ намъ Всесвятаго Духа. Какъ пчела летитъ на благовонные цвѣты: такъ Духъ Святый снисходитъ на благоуханіе молитвы. Во время молитвы Духъ Святый низшелъ на апостоловъ; молитва низвела Святаго Духа на Корнилія сотника — перваго христіанина изъ язычниковъ; посредствомъ молитвы, всѣ праведные сдѣлались храмами Духа Божія. И такъ молитва есть проводникъ благодати, водворительница, въ душахъ нашихъ царствія Божія и насадительница въ сердцахъ нашихъ плодовъ Духа Святого, любви, радости и спокойствія, утѣшеніе въ скорбяхъ и несчастіяхъ. Молитва приноситъ полезные и безчисленные плоды.

III. Подражая св. Іоанну воину, насадимъ съ охотою, укоренимъ и возрастимъ на нивахъ сердецъ нашихъ молитву, какъ многоплодное древо жизни. Будемъ, возлюбленные, молиться! Молитва вознаградитъ за себя. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣчамъ» Іакова, архіеп. нижегородск., т. I.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 109-111.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0