Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. ап. Сила и Силуанъ.

(Темничное заключеніе должно располагать къ покаянію, которое ведетъ ко спасенію, и посему его должно переносить съ терпѣніемъ и покорностью волѣ Божіей).

I. Св. апп. Сила и Силуанъ вмѣстѣ съ апостоломъ Павломъ проповѣдывали слово Божіе; посланный апостолами изъ Іерусалима въ Антіохію для прекращенія спора, возникшаго между вѣрующими относительно обрядоваго Моисеева закона, Сила съ того времени не отлучался отъ апостола Павла до прибытія въ Коринѳъ; вмѣстѣ съ нимъ во время апостольскихъ поученій претерпѣлъ многія страданія и заключеніе въ темницѣ. По прибытіи же въ Коринѳъ, былъ поставленъ епископомъ, и много потрудился для насажденія вѣры, подкрѣпляя проповѣдь свою знаменіями и чудесами.

Силуанъ же былъ епископомъ въ македонскомъ городѣ Солунѣ, гдѣ много пострадалъ за вѣру Христову и мученически скончался.

II. а) Обратите, братіе, вниманіе на страданія св. ап. Силы съ Павломъ во время темничнаго ихъ заключенія въ г. Филиппахъ. За изгнаніе духа пытливаго изъ одной отроковицы, которая лживыми прорицаніями приносила большую корысть своему господину, св. ап. Павелъ съ Силою были заключены въ темницу. Темничный стражъ, не довольствуясь тѣмъ, что заключилъ ихъ во внутреннюю темницу, забилъ еще ноги ихъ въ кладѣ. Что же дѣлаютъ свв. апостолы, измученные біеніемъ, страждущіе отъ ранъ, не могущіе дать какое-либо упокоеніе тѣлу отъ стѣсняющей ноги ихъ колоды, — что дѣлаютъ они въ то время, когда и неизнуренные и здоровые предаются покою? Полунощи же Павелъ и Сила молящеся пояху Богу. Видите-ль, братіе, что ни темница, ни узы не препятствуютъ апостоламъ дѣлать свое дѣло, совершать нощное бдѣніе во славу Божію, молиться и славословить Господа? Слышите-ль, что св. узники не молятся даже объ избавленіи ихъ изъ темницы, а только прославляютъ и благодарятъ Господа за то, что за славу пресвятаго имени Его сподобились безчестіе прияти? Такими-то святыми узниками, въ первыя времена церкви Христовой, наполнены были темницы городовъ языческихъ. Но для нихъ мрачная темница была преддверіемъ свѣтлаго и свѣтоноснаго царствія Божія, тяжелыя узы были ихъ истиннымъ богатствомъ и лучшимъ украшеніемъ. Эти узы и эти темницы они не промѣняли бы ни на какія царскія палаты, ни на какія сокровища міра.

б) Если съ такимъ спокойствіемъ и даже съ такою радостью сносятъ свое темничное заключеніе не только невинные, но даже святые благовѣстники Христова ученія, то во сколько разъ съ большею покорностью Промыслу Божію и сердечною благодарностью Ему должны сносить свое темничное заключеніе тѣ изъ нашихъ ближнихъ, которые по несчастію подверглись темничному заключенію и которые виновны въ разныхъ поруганіяхъ Божескаго и человѣческаго закона? Премудрый и великій Промыслъ Божій, не хотящій смерти грѣшника, но хотящій его обращенія чрезъ темничное несчастіе призываетъ ихъ къ покаянію, дабы, очистившись здѣсь отъ грѣховъ, избѣгнуть имъ вѣчныхъ мученій во адѣ послѣ смерти.

Представимъ примѣръ благотворности темничнаго несчастія и терпѣливаго перенесенія его съ преданностью волѣ всеблагаго Бога. Войдемъ въ одну темницу — въ Вавилонѣ; въ ней содержится Манассія, царь іудейскій. Сынъ благочестиваго родителя Езекіи, въ ранней юности наслѣдовавшій престолъ отца своего, онъ скоро совратился съ пути благочестія, предался идолопоклонству, волхвованіямъ и всѣмъ мерзостямъ языческимъ. Примѣръ царя увлекъ и народъ въ ту же бездну нечестія. Тщетно призывалъ его Господь къ покаянію и исправленію устами св. пророковъ, тщетно гремѣло грозное пророческое слово, предвѣщавшее ему бѣдствія и погибель. Манассія не внималъ гласу пророческому, гналъ и преслѣдовалъ проповѣдниковъ покаянія, и какъ бы въ поруганіе имени Божія поставилъ языческихъ идоловъ въ самомъ храмѣ Господнемъ. Но мѣра долготерпѣнія Божія исполнилась: и наведе Господь на Іерусалимъ начальники воевъ царя ассиріискаго, и яша Манассію во узахъ, и связаша его оковы ножными, и отведоша въ Вавилонъ, а тамъ заключили въ темницу. Тутъ-то убѣдился несчастный царь, что слово Божіе есть вѣчная, непреложная истина, что правосудіе Божіе неизмѣнно и непреложно, что какъ неисповѣдима благость и долготерпѣніе Божіе, такъ страшенъ и ужасенъ гнѣвъ Его. Что же дѣлаетъ несчастный царь въ темницѣ? Егда озлобленъ бысть, взыска лице Господа Бога своего, и смирися зѣло предъ лицемъ Бога отецъ своихъ и помолися ко Господу (2 Паралип. 33, 11. 12. 13). О чемъ онъ молился? Не объ избавленіи изъ темницы, не о возвращеніи престола царскаго, — нѣтъ, онъ сознавалъ себя недостойнымъ не только царства, а и самой жизни временной; недостойнымъ наслаждаться свѣтомъ солнечнымъ, видѣть красоту небесную. Онъ молился объ одномъ только прощеніи грѣховъ своихъ, чтобы не соблюлись они неизглажденными по смерти, чтобъ не отяготѣли на немъ въ вѣчности и не предали его вѣчному осужденію и мукамъ. Умножишася беззаконія моя, Господи, умножишася беззаконія моя, и нѣсмь достоинъ воззрѣти и видѣти высоту небесную отъ множества неправдъ моихъ: зане прогнѣвахъ ярость Твою и лукавое предъ Тобою сотворихъ.

Премилосердый Господь милостиво принялъ покаяніе грѣшника и не только простилъ ему грѣхи, но и возвратилъ ему царство. За то и Манассія посвятилъ всю остальную жизнь свою на изглажденіе всѣхъ слѣдовъ своего прежняго нечестія, на труды о благоденствіи и безопасности царства, на утвержденіе и распространеніе благочестія въ народѣ своемъ.

Этотъ примѣръ, братіе мои, ближе всѣхъ другихъ ко всякому изъ васъ. Не первый, безъ сомнѣнія, грѣхъ и не первое преступленіе закона приводятъ каждаго въ темницу. Милосердый Господь много долготерпѣлъ, ожидая добровольнаго покаянія и исправленія, не мало, конечно, каждый слышалъ предостереженій и совѣтовъ отъ людей добрыхъ и богобоязненныхъ, часто слышалъ угрозы Самого Господа въ святомъ евангеліи, нерѣдко, быть можетъ, пробуждалась въ иномъ и собственная совѣсть и громко вопіяла о покаяніи; иному попускалъ даже Господь избавляться и отъ темницы, чтобъ испытать его произволеніе и дать ему возможность самому добровольно очувствоваться и покаяться. Но вотъ, мѣра долготерпѣнія Божія исполнилась: преступники въ темницѣ и въ узахъ.

Увѣрьтесь же хотя теперь, что есть всевидящее око, предъ которымъ не утаится ничто, предъ которымъ вся нага и объявлена; что милосердіе и благость Божія не можетъ превратиться въ потворство беззаконію, — что есть всесущая правда, которая говоритъ грѣшникамъ: аще не покаетеся, вси погибнете.

Если же Господь и попуститъ кому-либо уйти отъ наказанія временнаго, то не будетъ ли это явнымъ предвѣстіемъ осужденія вѣчнаго? Не сбудется ли надъ симъ несчастнымъ иное страшное слово Господне: обидяй да обидитъ еще, и скверный да осквернится еще: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по дѣломъ его. Горе, горе человѣку тому, уне ему было бы, аще не бы родился человѣкъ той (Апок. 22, 11-12).

III. Такъ, братія возлюбленная, единый и единственный путь избавленія и спасенія вашего — искреннее, всесердечное покаяніе Манассіино. Сознать всю тяжесть беззаконій и неправдъ своихъ, исповѣдатъ ихъ не только предъ правосудіемъ Божіимъ, но и предъ судомъ человѣческимъ, рѣшиться понести за нихъ всякое наказаніе временное, чтобъ избавиться отъ осужденія вѣчнаго, — вотъ, чѣмъ можете снискать не только временное, а и вѣчное оправданіе и милованіе отъ Господа! Лучше, тысячу разъ лучше претерпѣть всѣ скорби въ этой жизни, нежели по смерти впасти въ руцѣ Бога живаго, имущаго власть погубити и тѣло и душу въ гееннѣ огненнѣй. (Сост. по проп. Димитрія, архіеп. херсон. и одес.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 108-109.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0