Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-ое. День празднованія Смоленской иконы Божіей Матери и другихъ.

(О празднуемыхъ 28 іюля иконахъ Божіей Матери: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской съ уроками для нашего назиданія).

I. Нынѣ, въ 28-й день іюля, совершается церковію празднованіе, между прочимъ, и въ честь нѣкоторыхъ чудотворныхъ иконъ Божіей Матери, явленныхъ на Руси, — а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Такъ какъ нѣкоторые изъ васъ, бр., вѣроятно, ничего не слыхали объ этихъ святыхъ иконахъ, то я разскажу вамъ нынѣ о каждой изъ нихъ хоть въ краткихъ словахъ.

а) Смоленская икона Божіей Матери, иначе называемая еще Одигитріею, или, съ греческаго языка, путеводительницею, очень древняя. По преданію, она написана св. евангелистомъ Лукою и долго хранилась въ православномъ греческомъ царствѣ. Въ 1046 году, говорится въ старинныхъ лѣтописныхъ книгахъ, этою иконою греческій царь Константинъ Мономахъ благословилъ свою дочь царевну, которую выдавалъ въ замужество за русскаго князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитріею — путеводительницею, такъ какъ она была путеводительницею царевнѣ въ русскую землю. Сынъ князя Всеволода, Владиміръ Мономахъ перенесъ эту икону въ Смоленскъ, устроивъ для нея соборный храмъ Уепенія Богоматери; съ того времени эта икона и стала называться Смоленскою. Въ злосчастный 1237 годъ нашествія татарскаго на Смоленскъ, отъ этой иконы былъ таинственный голосъ, повелѣвавшій нѣкоему благочестивому смолянину Меркурію выступить противъ полчищъ татарскихъ и защитить домъ Богоматери; таинственный голосъ обѣщалъ ему побѣду надъ врагами и въ то же время мученическую смерть. Такъ и случилось: заступленіемъ Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленскъ былъ тогда спасенъ отъ татарскихъ полчищъ, и Меркурій, во время битвы, смертельно раненъ былъ въ голову стрѣлою. Черезъ 260 лѣтъ послѣ того, этою же Смоленскою иконою литовскій князь Витовтъ благословилъ дочь свою, выдавая ее въ замужество за московскаго князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена въ Москву. Но чрезъ 50 съ лишнимъ лѣтъ послѣ того, смоляне выпросили свою икону у великихъ князей московскихъ, и она была возвращена въ Смоленскъ. Вмѣсто ея москвичи сдѣлали себѣ съ нея точный списокъ, который и донынѣ находится въ Новодѣвичьемъ монастырѣ и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрія оставалась въ Смоленскѣ до начала нынѣшняго столѣтія, до 1812 года; въ этомъ году, неизвѣстно почему, она перенесена была въ городъ Ярославль. Но въ Смоленскѣ съ 1602 года существуетъ еще другой образъ Богоматери, особенно чтимый вѣрующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась въ 1812 году, во время нашествія на русскую землю двадесяти языкъ. Икона эта была въ рядахъ русскихъ войскъ, во все время нашей великой отечественной войны; съ нею наши воины мужественно сражались въ знаменитую Бородинскую битву, — и ея благодатной силѣ приписывали счастливый успѣхъ надъ врагами. По освобожденіи нашего отечества отъ галловъ и двадесяти языкъ, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена въ Смоленскъ съ богатыми приношеніями. Икона эта и нынѣ находится въ Смоленскѣ, въ каменномъ храмѣ надъ проѣзжими воротами.

б) Гребеневская икона Богоматери называется такъ отъ города Гребени. Когда великій князь Дмитрій Донской возвращался въ Москву послѣ славной Куликовской побѣды надъ татарами, жители города Гребени въ благодарность поднесли великому князю побѣдителю свою прославленную чудотвореніями икону Богоматери. Великій князь съ благоговѣніемъ принялъ этотъ образъ и поставилъ его въ одномъ изъ московскнхъ храмовъ въ великолѣпномъ кіотѣ. Съ этимъ образомъ въ 1612 году дружина русская во главѣ съ княземъ Трубецкимъ освободила Китай городъ и Кремль отъ поляковъ и ихъ союзниковъ. И до сихъ поръ эта икона хранится въ Москвѣ въ нарочито сооруженной для нея церкви Гребеневской Богоматери. Сюда и теперь стекается много богомольцевъ на поклоненіе этой чудотворной иконѣ.

в) Игрицкая икона Богоматери названа такъ отъ урочища Игрица въ 15-ти верстахъ отъ города Костромы. Въ 1624 году, пастухи близъ лежащаго села Савицкаго, пася скотъ, зашли случайно въ полуразрушившуюся церковь Игрицкой пустыни и увидѣли тутъ, къ своему изумленію, совершенно новый образъ Богоматери. Когда объ этомъ разнесся слухъ по всей окрестности, тогда бояринъ села Савицкаго Емеліанъ Севрюкъ, будучи безнадежнымъ слѣпцемъ, поспѣшилъ къ этой иконѣ съ своими родственниками и духовенствомъ: отслужили тутъ молебствіе съ водосвятіемъ, окропили больного освященною водою, и къ удивленію всѣхъ, больной тутъ же, на глазахъ всѣхъ прозрѣлъ. Въ скоромъ времени на мѣстѣ явленія этой чудотворной Игрицкой иконы, при рѣкѣ Песочнѣ, устроенъ былъ Песоченскій монастырь; тутъ и поставлена была чудотворная Игрицкая икона. Здѣсь она и донынѣ находится. Ежегодно, на 9-й недѣлѣ послѣ Пасхи, Игрицкую икону съ крестнымъ ходомъ торжественно переносятъ въ Кострому, гдѣ она пребываетъ въ продолженіе нѣсколькихъ недѣль для утѣшенія благочестивыхъ поклонниковъ: а потомъ она опять съ крестнымъ ходомъ возвращается въ Песочинскій монастырь.

г) О Югской иконѣ Богоматери есть такое сказаніе. Въ 1616 году въ обители Богоматери Печерской, въ предѣлахъ города Пскова, жилъ благочестивый старецъ схимонахъ Дороѳей. Въ это время шведы вторглись въ предѣлы псковскіе и грозили опустошеніемъ Печерской обители. Старецъ Дороѳей поэтому случаю думалъ было уйти на свою родину въ село Никульское, близъ города Мологи. Собираясь въ путь, онъ пошелъ помолиться передъ иконою Печерской Богоматери и услышалъ отъ нея голосъ, повелѣвавшій взять съ собою образъ Богоматери, который былъ скрытъ въ такомъ-то мѣстѣ, — голосъ указывалъ и гдѣ именно находится этотъ образъ. Старецъ Дороѳей пошелъ на то мѣсто, и дѣйствительно, къ великому удивленію и радости своей, нашелъ образъ Богоматери, какъ будто только что написанный. Съ этимъ образомъ онъ и пошелъ на родину. Въ семи верстахъ отъ села Никульскаго, близъ рѣки Юга, онъ остановился для отдыха и оставилъ икону на пнѣ дерева. Послѣ краткаго отдыха, онъ думалъ было взять икону и продолжать путь; но образа нельзя было сдвинуть съ мѣста, и кромѣ того послышался таинственный голосъ, повелѣвавшій, чтобы образъ навсегда оставался на этомъ мѣстѣ. Старецъ построилъ тутъ келлію и подвизался въ усердныхъ молитвахъ предъ иконою. Въ послѣдствіи здѣсь построенъ былъ монастырь, извѣстный и донынѣ подъ именемъ пустыни Югско-Дороѳеевской; тутъ и теперь находится Югскій образъ Богоматери, изливая чудесныя милости прибѣгающимъ съ вѣрою къ заступленію Богоматери.

д) Наконецъ о Шуйской иконѣ Богоматери имѣются слѣдующія свѣдѣнія: эта икона находится нынѣ въ соборномъ храмѣ Воскресенія Христова города Шуи, Владимірской губерніи. Она написана въ 1654 году послѣ бывшаго въ этомъ году морового повѣтрія, отъ котораго Шуя избавилась заступленіемъ Богородицы. А писатель этой иконы былъ нѣкій благочестивый старецъ Іоакимъ, который, по словамъ древняго сказанія, «житіе проводя затворническое, пребывая присно въ келліи своей, ни камо же исходя, ища своего спасенія, многую добродѣтель творяше». «Отъ образа Богоматери его рукописанія, иже во градѣ Шуѣ, продолжаетъ сказаніе, и до днесь съ вѣрою приходящимъ всякихъ болѣзней и язвъ исцѣленіе бываетъ помощью Пресвятыя Богородицы, молитвъ ради и моленія того святаго старца» «Житія свят.» Филарет., 28 іюля).

II. Вотъ, брат., краткія сказанія о прославляемыхъ въ нынѣшній день чудотворныхъ иконахъ Богоматери. А подобныхъ чудотворныхъ иконъ Богоматери у насъ, на святой Руси, болѣе сотни, не считая иконъ такъ называемыхъ мѣстно чтимыхъ, изъ которыхъ многія также отличаются чудотвореніями.

а) Но было бы великимъ грѣхомъ раздѣлять Божію Матерь по числу иконъ и говорить, какъ нѣкоторые говорятъ: Смоленская Божія Матерь, Казанская, Владимірская, Тихвинская, Гребеневская и т. д. Божія Матерь одна, а иконъ Ея, чрезъ которыя изливаются Ея милости христіанскому міру, много; посему прилично и правильно говорить: Казанская икона, Владимірская икона, Тихвинская икона, Смоленская икона, Божіей Матери, т.-е. призывать Божію Матерь одну, именовать же только иконы по мѣстамъ Ея явленія.

б) Къ св. чудотворнымъ иконамъ Божіей Матери стремятся милліоны православныхъ христіанъ, находя въ молитвѣ предъ ними отраду себѣ въ скорбяхъ жизни и успокоеніе своего разбитаго и измученнаго злобою жизни сердца.

Люди, далеко стоящіе отъ народнаго быта, обыкновенно думаютъ, что въ религіи народа, въ его усердіи къ святынямъ мало мысли, мало сознанія и внутренней жизни, что его религія есть не болѣе, какъ обрядъ, внѣшность! Внѣшность, обрядъ! Да, когда въ храмѣ Божіемъ, въ часы важнѣйшихъ священнодѣйствій, предъ великою святыней, видимъ людей, у которыхъ на лицахъ не просвѣчивается никакой мысли, не выражается никакого чувства, которые по-видимому не даютъ себѣ даже труда подумать, куда и зачѣмъ пришли, то конечно нельзя не заключить, что у этихъ людей религія не простирается и не имѣетъ значенія далѣе обряда. Но какіе это люди, изъ какихъ родовъ народа? Кажется, болѣе всего не изъ простыхъ. Да не объ этихъ людяхъ, не объ этомъ народѣ у насъ теперь рѣчь. Вотъ въ тѣхъ неразвитыхъ толпахъ, которыя, особенно въ нѣкоторые дни, во множествѣ стекаются въ мѣста, гдѣ имѣются чудотворныя иконы Богоматери, вникните вы въ побужденія, заставляющія ихъ оставлять свои дома, хозяйства и семейства и съ черствымъ кускомъ хлѣба, подъ зноемъ или дождемъ, итти сюда; вступите съ ними въ серьезныя бесѣды, вслушайтесь въ ихъ вздохи, жалобы и мольбы: сколько живого сознанія, сколько серьезной мысли и жизни, внутренней, душевной жизни, найдете у нихъ! Здѣсь смиренный, недовѣрчивый къ себѣ разумъ повергаетъ передъ Богомъ, тяготящій душу его, вопросъ жизни и темная мысль ищетъ свѣта; здѣсь растерзанное скорбями сердце проситъ отрады; здѣсь совѣсть, смущенная грѣхомъ, молитъ о благодатномъ прощеніи и мірѣ, здѣсь душа незнающая въ мірѣ другой опоры для себя кромѣ Бога, въ чаяніи помощи Его даетъ Ему свои простодушные обѣты; здѣсь рабочая рука, сама себѣ вырабатывающая дневной кусокъ хлѣба, поднимается къ небу, призывая благословеніе Божіе на, свои тяжелые труды; словомъ тутъ является и сказывается жизнь, сама жизнь, какъ она есть во всей, ничѣмъ не прикрытой дѣятельности, жизнь не лживая, не искуственная, не праздная, со всѣми ея нуждами и задачами, со всѣмъ добромъ и зломъ, со всѣми радостями и печалями.

Благодареніе Богу, что еще горитъ на Руси этотъ священный огонь, освящающій и согрѣвающій душу народа; что еще не угашенъ онъ вѣтромъ вольнодумства, волнующаго умъ нашего времени, не подавленъ искусственнымъ усложненіемъ современной жизни.

III. Припоминая многочисленныя чудотворенія отъ многочисленныхъ иконъ Богоматери, существующихъ на Руси, въ душевномъ восторгѣ невольно восклицаешь: какъ милостива къ нашей Руси православной Царица небесная, — какъ сильно Она покровительствуетъ роду христіанскому! Поэтому и мы недостойные «не умолчимъ никогда, Богородице, силы Твои глаголати. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ, кто же бы сохранилъ донынѣ свободны? Не отступимъ, Владычице, отъ Тебе; Твоя бо рабы спасаеши присно отъ всякихъ лютыхъ» (Троп. Богор.). Аминь. (Cост. Г. Д-ко по «Слов. и рѣч.» Іоанна, еписк. смол. и проп. прил. къ «Руков. для с. паст.» за 1891 г. Іюль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 103-106.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0