Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-ое. Празднованіе Смоленской иконѣ Божіей Матери.

(Великія совершенства Божіей Матери).

I. Смоленская икона Пресв. Богородицы, именуемая «Одигитрія», написана св. евангелистомъ Лукою. Называется Одигитріею, то-есть Путеводительницею, потому, что Пресв. Богородица явилась въ Константинополѣ двумъ слѣпымъ и повелѣла имъ итти въ Свой храмъ, и когда они были приведены туда, даровала имъ исцѣленіе, и еще потому, что икона сопутствовала императорамъ въ ихъ походахъ на враговъ. Изъ Іерусалима она была перенесена въ Константинополь. Въ 1046 году греческій императоръ Константинъ Мономахъ, выдавая дочь свою Анну за черниговскаго князя Всеволода, благословилъ ее спискомъ съ константинопольской Одигитріи. Въ XII столѣтіи сынъ Всеволода и Анны, Владиміръ Мономахъ, перенесъ эту икону въ Смоленскъ. Съ того времени икона стала называться Смоленскою. Въ 1213 г., когда Батый подступилъ къ Смоленску, и граждане прибѣгли съ пламенною молитвою къ Пресв. Богородицѣ, то ночью въ каѳедральномъ соборѣ, гдѣ стоитъ икона, церковный пономарь получилъ отъ нея повелѣніе сказать Меркурію, жителю Смоленска, чтобы онъ въ воинской бронѣ шелъ въ храмъ. Въ храмѣ Меркурій услышалъ отъ иконы голосъ: «угодникъ Мой Меркурій! Властитель ордынскій хочетъ въ нынѣшнюю ночь напасть на городъ Мой со всею своею ратью и съ исполиномъ; но Я умолила Сына и Бога Моего о домѣ Моемъ, чтобы не предалъ его въ рабство вражіе. Выйди тайно ото всѣхъ навстрѣчу врагу, и силою Христа ты побѣдишь исполина. Я Сама буду съ тобою. Но вмѣстѣ съ побѣдою ожидаетъ тебя вѣнецъ мученическій». Меркурій такъ и сдѣлалъ — поразилъ исполина и поразилъ рать Батыя, при помощи сошедшихъ свыше молніеносныхъ мужей и въ присутствіи Свѣтлой Жены, ликъ Которой объялъ ужасомъ враговъ, и самъ упалъ убитымъ. Въ XIV столѣтіи икона была перенесена въ Москву, въ XV же столѣтіи жители Смоленска упросили великаго князя Василія Темнаго отпустить икону обратно въ Смоленскъ. Св. икону сопровождали съ крестнымъ ходомъ за двѣ версты за городъ, и здѣсь, на мѣстѣ прощанія жителей Москвы съ иконою, въ 1524 году построенъ Новодѣвичій монастырь, въ память возвращенія Смоленска подъ власть русскихъ государей. Въ монастырѣ поставленъ былъ списокъ съ Смоленской иконы и установленъ праздникъ съ крестнымъ ходомъ въ монастырь.

II. Въ день празднованія Божіей Матери умѣстно будетъ хотя въ краткихъ словахъ представить вашему благочестивому вниманію великія совершенства Божіей Матери.

Читая евангельскую исторію и церковныя преданія, сохранившія для насъ нѣкія черты жизни и характера Божіей Матери, можно видѣть, что Пресвятая Богородица преисполнена была христіанскихъ добродѣтелей. Она отличалась безпримѣрнымъ благочестіемъ, равноангельскимъ цѣломудріемъ, необычайною скромностію, величайшимъ смиреніемъ, совершенною преданностію волѣ Отца небеснаго, безропотною покорностію Его распоряженіямъ, непоколебимымъ великодушіемъ въ несчастіяхъ, и нѣжною любовію ко всѣмъ людямъ, а въ особенности къ Ея Сыну и Господу.

а) Нынѣ ту дѣву и жену считаютъ уже цѣломудренною, которая ведетъ себя осторожно, не нарушаетъ правилъ скромности и благоприличія, хотя, можетъ быть, и питаетъ въ сердцѣ своемъ не совсѣмъ невинныя мысли и чувствованія. Не таково было цѣломудріе Пресвятой Дѣвы Маріи. Она была чиста не по тѣлу только, но и по духу; Она была невинна не по виду только, но и по внутреннему состоянію Ея сердца. Нынѣ, по-видимому, самыя невинныя дѣвы любятъ сообщество мущинъ, охотно бесѣдуютъ съ ними и не стыдятся слушать ихъ льстивыя рѣчи. Но Пресвятая Дѣва пришла въ великое смущеніе, когда явился предъ Нею въ мужскомъ видѣ не человѣкъ, а безплотный ангелъ, и не съ льстивыми рѣчами, а съ святымъ привѣтствіемъ (Лук. 1, 28-29). Поэтому, безпримѣрная по цѣломудрію, Пречистая и послѣ обрученія съ праведнымъ Іосифомъ не захотѣла быть его супругою, но дала Богу обѣтъ всегда хранить дѣвство и сохранила его до конца Своей жизни. А Господь, съ благоволеніемъ пріявши сей обѣтъ, чудодѣйственно содѣлалъ то, что Она и по рожденіи Богочеловѣка осталась совершенною дѣвою, почему церковь и говоритъ о Ней: въ рождествѣ дѣвство сохранила еси (Троп. на Успен. Богород.).

б) Съ такимъ дивнымъ цѣломудріемъ Матерь Божія соединяла величайшую во всемъ скромность, первый признакъ истинной невинности. Она была весьма скромна и въ одѣяніи, и въ обращеніи, и во взорахъ и въ рѣчахъ Своихъ. Нынѣ едва ли не всѣ дѣвы и жены всего болѣе пекутся о тѣлесномъ украшеніи; заботливость ихъ объ одеждахъ простирается до прихотливости, а иныя, одѣваясь въ легкія, прозрачныя ткани, желаютъ, кажется, не столько прикрыть, сколько обнажить себя... Не такъ поступала Матерь Божія. Она, скажу словами апостола, облачалась пристойно, съ стыдливостію и цѣломудріемъ, и украшала себя не плетеніемъ волосъ, или золотомъ, жемчугомъ и драгоцѣнною одеждою, но добрыми дѣлами, какъ прилично женамъ, посвятившимъ себя благочестію (1 Тим. 2, 9, 10). По свидѣтельству церковныхъ писателей, «Она была Дѣва не точію плотію, но и духомъ, въ сердцѣ смиренна, въ словеси богомудренна, въ глаголаніи не скора, въ бесѣдахъ цѣломудренна, во всѣмъ честна и постоянна; говорила Она очень мало и только о нужномъ, охотно выслушивала другихъ и была краснорѣчива, воздавала всякому должную честь и почтеніе, со всѣми бесѣдовала благоприлично, безъ смѣха, возмущенія и гнѣва, не причастна была кичливости, притворства и изнѣженности, но была проста и во всемъ показывала большое смиреніе» (Четьи Мин. 15 авг.).

Смиреніе Дѣвы Маріи было такъ искренно и велико, что Она не усумнилась исповѣдать его предъ Самимъ Богомъ въ благодарной Своей молитвѣ. Величитъ душа моя Господа, взывала Она, и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ: яко призрѣ на смиреніе рабы Своея (Лук. 1, 46-48). Она была царскаго рода, юная и прекрасная, и однако не почла униженіемъ для Ней быть обручницею престарѣлаго древодѣля. Она была любимая дщерь Господа, имѣла общеніе съ ангелами, удостоилась быть Матерью Сына Божія, и при всемъ этомъ жила въ неизвѣстности, безропотно терпѣла бѣдность, питалась трудами рукъ Своихъ. Она знала о божественномъ достоинствѣ Ея Сына, — была свидѣтельницею той славы, которую воздали Ему при рожденіи волхвы, земные мудрецы, и воинства небесныя, замѣчала въ Немъ дивную премудрость, видѣла многочисленные опыты чудодѣйственной Его силы, и все это Матерь Божія соблюдала въ сердцѣ Своемъ (Лук. 2, 19. 51), и какъ бы утаивала отъ Самой Себя, дабы невольно не возгордиться Своимъ величіемъ. Таково было Ея смиреніе!

в) Это смиреніе Божіей Матери сопровождалось искреннею преданностію волѣ Отца небеснаго, совершенною покорностію Его распоряженіямъ и великодушнымъ перенесеніемъ посылаемыхъ отъ Него скорбей и несчастій. Она все упованіе Свое возлагала на Господа, и, отъ колыбели до гроба, совершенно покорялась распоряженіямъ Его промысла. Вотъ благочестивые родители Ея посвящаютъ Ее по обѣту своему на служеніе Богу: Она не только не противится этому, но охотно оставляетъ отеческій домъ и заключается въ храмѣ Божіемъ. Архангелъ Гавріилъ благовѣствуетъ Ей о безсѣменномъ зачатіи отъ Нея Сына Божія: Она недоумѣваетъ, какъ это можетъ быть, но не сомнѣвается въ истинѣ небеснаго благовѣстія и съ покорностію отвѣтствуетъ архангелу: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38). По смерти обрученника Іосифа Пресвятая Дѣва не имѣла съ Сыномъ Своимъ пріюта, гдѣ бы могла главу приклонить (Лук. 9, 58) однако не унывала духомъ, но, безропотно сносила нищету Свою. Наконецъ, когда враги І. Христа достигли своей цѣли: Невинный осужденъ, какъ беззаконникъ, и распятъ, какъ злодѣй... О, какую скорбь должна была чувствовать тогда Матерь Божія! Тогда дѣйствительно прошло душу Ея то оружіе, о которомъ предрекъ Ей праведный Симеонъ Богопріимецъ (Лук. 2, 35). Но это оружіе только прошло душу Ея, а не сразило Ее: Она не упала духомъ, не изнемогла подъ бременемъ несчастія, не пришла въ отчаяніе. Такова была сила души Ея, а паче твердость вѣры и упованія на Бога!

г) Но сколь тверда была душа Божіей Матери въ терпѣніи и преданности Богу, столь же нѣжно было сердце Ея для дружбы и святой любви. Она искренно любила ближнихъ, была общительна съ ними и по возможности благотворила имъ, какъ это видно изъ того, напримѣръ, что не отреклась быть на бракѣ въ Канѣ Галилейской и помогла въ нуждѣ новобрачнымъ (Іоан. 2, 1-5). Она была добрая и вѣрная обручница: безпрекословно повиновалась Іосифу, покоила его старость, охотно дѣлила съ нимъ всѣ нужды и труды его. Она была нѣжнѣйшая Матерь: ибо, не смотря на юность Свою, Сама воспитывала возлюбленнаго Своего Сына, не ввѣряя Его чуждымъ сосцамъ и попеченіямъ, какъ это дѣлаютъ иныя неблагоразумныя матери съ дѣтьми своими, и, для сохраненія жизни Его, бѣжала съ Нимъ изъ родной земли въ иноплеменную, зорко слѣдила за всѣми Его дѣйствіями, была внимательна ко всѣмъ обстоятельствамъ Его жизни (Лук. 2, 19. 51; 8, 20), и сохранила сильную любовь къ Нему не только до смерти, но даже и по смерти Его.

Вотъ какую любовь имѣла Матерь Божія къ Своему Сыну и Господу! Такъ какъ святая любовь, по выраженію апостола, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), то надлежитъ заключить, что Пресвятая Дѣва, кромѣ упомянутыхъ нами добродѣтелей, имѣла и множество другихъ, перечислить которыя не достанетъ времени. И подлинно, имѣвшіе счастіе видѣть Ее и обращаться съ Нею, свидѣтельствуютъ, что Она исполнена была благодати и всѣхъ добродѣтелей, что въ Ней съ человѣческимъ естествомъ соединялось ангельское, что это было небесное чудо, изумительная святость (Посл. Игнатія Богон. къ Іоанну Богосл.).

III. Если же такова была Матерь Господа нашего, то мы, братія, должны всемѣрно чтить Ее — пресвятую, немолчно величать Ее — благословенную, и усердно молить Ее — благодатную, да хранитъ насъ подъ Своимъ покровомъ отъ всякихъ золъ и поможетъ намъ преуспѣвать въ добродѣтеляхъ по Ея примѣру. (Сост. по «Сл. и бесѣд.» Платона, митр. кіевск. и галицк.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 101-103.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0