Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 1-ое. Св. великомученикъ Пантелеимонъ.

(Знаемъ ли мы, въ чемъ состоитъ сущность нашей вѣры, и живемъ ли мы по вѣрѣ?)

I. Св. нынѣ прославляемый великомученикъ Пантелеимонъ родился въ городѣ Никомидіи, въ третьемъ вѣкѣ; при рожденіи онъ былъ названъ Пантолеономъ, что значитъ: левъ во всемъ. Впослѣдствіи первое названіе было замѣнено другимъ, Пантелеимономъ, что значитъ: всемилостивый. Мы станемъ называть его этимъ послѣднимъ именемъ, объясняющимъ, какими добродѣтелями прославился въ особенности святый мученикъ. Дѣйствительно, церковь ублажаетъ св. Пантелеимона какъ безвозмезднаго врача, милосердаго цѣлителя недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

Пантелеимонъ былъ съ дѣтства воспитанъ въ христіанской вѣрѣ, ибо мать его была христіанка; она объясняла ребенку заповѣди Господни и старалась внушить ему отвращеніе отъ язычества. Но, къ сожалѣнію, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимонъ былъ еще ребенкомъ, а отецъ его былъ усердный язычникъ. Онъ сталъ заниматься сыномъ, водилъ его въ идольскій храмъ и уроки доброй матери по-видимому изгладились изъ памяти дитяти.

Отецъ Пантелеимона, Евсторгій, отдалъ сына въ школу, а потомъ поручилъ его знаменитому врачу Евфросину, чтобы онъ отъ него научился врачебному искусству. Юноша былъ очень уменъ и понятливъ и учитель вскорѣ такъ полюбилъ его, что бралъ всюду съ собою. Онъ съ нимъ посѣщалъ и дворецъ, ибо Евфросинъ былъ царскимть врачемъ. Императору Максиміану понравился красивый и умный юноша и онъ повелѣлъ Евфросину заняться имъ со всевозможнымъ стараніемъ, потому что онъ желалъ имѣть впослѣдствіи Пантелеимона при себѣ. Подъ руководствомъ славнаго учителя, юноша оказывалъ быстрые успѣхи въ наукѣ и въ скоромъ времени превзошелъ всѣхъ товарищей своихъ. Пантелеимонъ ходилъ каждый день къ учителю своему; дорога его шла мимо бѣднаго домика, въ которомъ жилъ престарѣлый христіанскій священникъ, по имени Ермолай. Съ нимъ жили и нѣкоторые другіе христіане, скрываясь отъ язычниковъ, потому что въ это время христіанъ преслѣдовали. Святому старцу полюбился Пантелеимонъ и Господь вложилъ ему въ сердце благое желаніе просвѣтить юношу свѣтомъ истинной вѣры. Онъ однажды пригласилъ его войти къ себѣ въ домъ и тутъ вступилъ съ нимъ въ разговоръ.

Въ первой бесѣдѣ съ Пантелеимономъ св. Ермолай передалъ ему кратко ученіе христіанское, возбудивъ въ немъ въ то же время воспоминаніе дѣтства, какъ то же самое нѣкогда говорила ему умершая мать его, бывшая христіанка, и какъ она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимонъ съ этого дня каждодневно заходилъ къ Ермолаю наслаждаться его богодухновенными бесѣдами. Идя однажды отъ своего духовнаго учителя, Пантелеимонъ увидѣлъ на пути лежащее дитя, отъ укушенія ехидною умершее, и самую ехидну близъ лежащую. Пантелеимонъ воззвалъ къ І. Христу съ молитвою, да явитъ Онъ силу Свою — и дитя тотчасъ ожило, а ехидна сдѣлалась мертвою. Этимъ явленіемъ силы Божіей Пантелеимонъ окончательно утвердился въ вѣрѣ христіанской и тотчасъ же св. Ермолаемъ былъ крещенъ и пріобщенъ св. Таинъ. По принятіи св. крещенія Пантелеимонъ пробылъ у Ермолая семь дней. Когда онъ пришелъ домой и родитель спрашивалъ его, гдѣ онъ столько времени находился, Пантелеимонъ сказалъ ему, что онъ былъ въ царской палатѣ и тамъ вмѣстѣ съ учителемъ они врачевалъ одного больного, любимаго царемъ, и не хотѣли оставить его, пока онъ не выздоровѣлъ. Это св. Пантелеимонъ говорилъ иносказательно, разумѣя свое пребываніе въ домѣ св. Ермолая для уврачеванія души своей, которая многоцѣнна предъ Богомъ, небеснымъ Царемъ. Подобнымъ же образомъ объяснилъ онъ свое отсутствіе и учителю своему.

Сдѣлавшись христіаниномъ св. Пантелеимонъ убѣдилъ и отца своего, язычника, принять христіанство и сокрушить идоловъ въ домѣ своемъ. Когда же отецъ скончался и Пантелеимонъ сдѣлался наслѣдникомъ богатаго имѣнія, то онъ тотчасъ отпустилъ всѣхъ рабовъ своихъ на свободу и свое наслѣдственное достояніе употребилъ на дѣла благотворенія. Особенно онъ старался оказать помощь страждущимъ христіанамъ, посѣщалъ ихъ въ темницахъ и всѣмъ вообще оказывалъ врачебную помощь безмездно и исцѣлялъ не столько лѣкарствами, сколько призываніемъ имени І. Христа. Весь городъ обратился къ нему и всѣ прославляли всемилостиваго и безмезднаго врача, особенно послѣ того, какъ онъ именемъ І. Христа исцѣлилъ слѣпого. Это возбудило зависть между врачами. Завистники донесли царю о принятіи христіанства Пантелеимономъ и о разглашеніи имъ въ народѣ имени Христа Спасителя. Царь велѣлъ призвать Пантелеимона и дѣйствительно услышалъ отъ него дерзновенный отвѣтъ, что онъ вѣруетъ во Христа и отвергаетъ бездушныхъ истукановъ. Пантелеимона подвергли жесточайшимъ пыткамъ: строгали тѣло его желѣзными гвоздями, сажали въ котелъ растопленнаго олова, бросали въ воду съ камнемъ на шеѣ, отдавали на съѣденіе звѣрямъ. Но каждый разъ ему являлся Господь въ образѣ св. Ермолая и подавалъ ему такую чудодѣйственную помощь, что ни огнь, ни варъ, ни потопленіе, ни звѣри не могли лишить жизни св. страстотерпца. Царь все это приписывалъ волшебству и, узнавъ, что учителемъ Пантелеимона былъ Ермолай, пресвитеръ, велѣлъ его привести къ себѣ. Св. Ермолаю уже было откровеніе отъ Бога, что ему надлежитъ пострадать за вѣру. Онъ явился къ царю вмѣстѣ съ своими сослужителями Ермиппомъ и Ермократомъ. Царь обѣщалъ Ермолаю большія милости, если онъ убѣдитъ Пантелеимона обратиться къ прежней вѣрѣ, но Ермолай отвергъ всѣ царскія обѣщанія и посрамилъ бездушныхъ истукановъ. Во время этого допроса свв. исповѣдникамъ явился Самъ Спаситель и сдѣлалось землетрясеніе. Царь, чтобы подѣйствовать на нихъ, сказалъ, что вотъ и боги прогнѣвались на васъ и трясутъ землю. Св. Ермолай отвѣчалъ царю, что землетрясеніе это имѣетъ сокрушить боговъ вашихъ. И дѣйствительно тотчасъ пришедшій вѣстникъ объявилъ, что въ капищѣ всѣ идолы упали и сокрушились въ прахъ. Это приписали волхвованію Ермолая и его съ Ермиппомъ и Ермократомъ убили мечемъ. Вскорѣ послѣ сего усѣченъ былъ мечемъ и св. Пантелеимонъ, котораго нечестивый царь тщетно старался отвратить отъ Христа.

II. Св. великомученикъ Пантелеимонъ, получивъ отъ матери и св. старца-пресвитера Ермолая наставленіе въ основныхъ истинахъ христіанской вѣры, неуклонно потомъ слѣдовалъ преподанному ему ученію до конца, своей жизни, чрезъ что и получилъ спасеніе.

Знаемъ ли мы сущность своей вѣры и слѣдуемъ ли ей въ своей жизни? Только при этомъ условіи мы можемъ надѣяться на то, что стоимъ на вѣрномъ пути въ достиженію жизни вѣчной.

а) Вотъ сущность христіанскаго ученія. Всѣ мы, кто бы ни были, существа падшія, кои, бывъ созданы невинными, украшены образомъ Божіимъ, поставлены въ раю сладости, предназначены къ безсмертію и блаженству вѣчному, не умѣли стоять на высотѣ богоподобія, послушались совѣта зміинаго, низверглись произвольно въ бездну преслушанія и грѣха, разбились въ прахъ и потеряли все, что имѣли и могли имѣть.

Для возстановленія насъ отъ сего ужаснаго паденія, для возведенія изъ бездны грѣха и тлѣнія, сошелъ на землю Самъ Сынъ Божій; облекся нашею плотію, жилъ подобно намъ, претерпѣлъ всѣ роды бѣдности и поношеній, умеръ за насъ на крестѣ, сошелъ во адъ, и потомъ, воскресши изъ мертвыхъ, вознесся на небо, дабы со престола славы управлять всѣмъ міромъ къ нашему спасенію.

Сей возлюбленный Искупитель нашъ, вознесшись на небо, послалъ намъ вмѣсто Себя иного Утѣшителя, Духа Пресвятаго, дабы Онъ пребывалъ съ нами во вѣкъ, наставлялъ насъ на всякую истину, утѣшалъ насъ во всякой скорби.

Сей всеблагій Духъ просвѣщаетъ насъ въ пророкахъ и апостолахъ, освящаетъ и врачуетъ въ таинствахъ церкви, обитаетъ благодатію Своею въ каждой душѣ, которая не изгоняетъ Его изъ себя своею нечистотою и нераскаянностію.

У всѣхъ насъ есть общая, Самимъ Богомъ данная матерь, — церковь Христова, которая отрождаетъ всѣхъ насъ водою и духомъ въ таинствѣ крещенія, питаетъ всѣхъ насъ словомъ Божіимъ и тѣломъ и кровію Христовою въ таинствѣ причащенія, врачуетъ души и совѣсти въ покаяніи и исповѣди, сопровождаетъ насъ въ самыя двери гроба разрѣшеніемъ и молитвами своими; связанное или разрѣшенное служителями ея, связуется или разрѣшается въ то же время на небѣ, и всякъ, противящійся святымъ уставамъ церкви, по сему самому, есть хуже мытаря и язычника.

Всѣ мы здѣсь, на землѣ, на краткое время, всѣхъ насъ ожидаетъ смерть и судъ; настанетъ время, когда все видимое пройдетъ, всѣ умершіе возстанутъ, дабы воспріять по дѣламъ своимъ, и тогда истинно покаявшіеся получатъ блаженство нескончаемое, а нераскаянные подвергнутся вѣчнымъ мукамъ во адѣ.

Вотъ сущность святой вѣры нашей! — Она высока и вмѣстѣ открыта каждому, какъ сводъ небесный; глубока, неисчерпаема и вмѣстѣ доступна всякому, какъ море; неизслѣдима въ существѣ и вмѣстѣ благотворна для всѣхъ и вездѣ, какъ солнце. Храните сію святую вѣру: за нее мученики пролили всю кровь свою; ей святые подвижники посвятили всю жизнь свою; для нея скитались въ горахъ и пропастехъ земныхъ тѣ, коихъ, по слову апостола, не бѣ достоинъ весъ міръ (Евр. 11, 28). Стыдно и грѣшно будетъ намъ, если мы не сохранимъ сей святой вѣры теперь, когда ничто не отвращаетъ отъ нея, а все побуждаетъ хранить ее въ цѣлости.

б) Соблюдая вѣру правую, стараетесь ли, братіе, жить по правиламъ сей святой вѣры? Вы знаете, чего требуетъ она отъ насъ, — чтобъ мы не любили міра, ни яже въ мірѣ, чтобы избѣгали похоти плоти, похоти очесъ и гордости житейской, чтобы проводили жизнь въ цѣломудріи, благочестіи и правдѣ, чтобъ были милостивы, кротки, великодушны, чтобы помышляли и исполняли, по слову апостола, вся, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика прехвальна, аще кая добродѣтель, и аще кая похвала (Флп. 4, 8). Такова ли ваша жизнь, возлюбленные?

Господь премилосердый, вѣдый всю существа нашего немощь, преподалъ намъ наидѣйствительнѣйшее средство къ изглаженію самыхъ грѣхопаденій нашихъ; я разумѣю — покаяніе и исповѣдь. Пользуетесь-ли вы симъ драгоцѣннымъ средствомъ, какъ должно? И производитъ ли оно въ васъ то, что должно? Пользуетесь ли? Мы ежедневно омываемъ лице и руки; почитаемъ за необходимое чистить платье, обувь и внутренность домовъ нашихъ: какъ же хотя разъ въ годъ не омыть души и сердца слезами покаянія? Не очистить совѣсти исповѣдію? Но покаяніе дѣйствительно тогда только, когда оно сопровождается истиннымъ раскаяніемъ во грѣхахъ; исповѣдь сильна тогда только, когда мы не возвращаемся паки на тѣ грѣхи, въ коихъ пріяли отпущеніе. Итакъ, стараетесь ли избѣгать тѣхъ мрачныхъ и скользкихъ стремнинъ, въ коихъ падала и сокрушалась ваша добродѣтель? Принимаете ли всѣ мѣры къ тому, чтобы нѣжный ростокъ невинности возникающій въ таинствѣ покаянія, былъ огражденъ и хранимъ отъ новыхъ бурь, отъ новой засухи и ожесточенія грѣховнаго, отъ новаго наводненія потоками чувственности? Безъ сего вы будете возставать только для того, чтобы упасть снова и еще глубже, доколѣ не погрузитесь въ ту глубину золъ и нечестія, откуда нѣтъ исхода.

III. Молитвами св. великомученика Пантелеимона да утвердитъ насъ Господь въ вѣрѣ и доброй жизни. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. Иннокентія, архіеп. херс., т. Ѵ, стр. 502).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 97-99.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0