Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать шестой день.

Поуч. 2-ое. Преподобный Моисей Угринъ.

(Средства къ избѣжанію грѣховъ противъ седьмой заповѣди закона Божія).

I. Св. препод. Моисей, память коего совершается нынѣ, происходилъ изъ Венгріи, почему и называется Угринъ, былъ роднымъ братомъ свв. Георгія и Ефрема и служилъ вмѣстѣ съ ними у св. князя Бориса, брата св. князя Глѣба. (См. 2 мая). Когда злодѣи умертвили его господина, онъ скрылся отъ убійцъ. Въ 1018 г. король польскій Болеславъ овладѣлъ Кіевомъ и взялъ въ плѣнъ много бояръ, въ томъ числѣ и Моисея. Въ плѣну 6 лѣтъ томился святой въ темницѣ. Но здѣсь онъ вполнѣ отдался Господу и произнесъ обѣтъ навсегда остаться въ безбрачіи. Случилось, что въ темницѣ увидѣла Моисея молодая, красивая собою, вдова польскаго вельможи и, поразившись красотою его, такъ какъ Моисей былъ очень красивъ, рѣшилась обольстить его, обѣщая свободу и богатство; но Моисей отвѣчалъ: «Адамъ, Сампсонъ, Соломонъ и Иродъ потерпѣли отъ женъ; и я буду ли свободенъ, если порабощусь женѣ? Ненужно мнѣ ни богатства, ни почестей, никакихъ благъ міра. Выше всего этого для меня чистота и цѣломудріе». Но это не остановило нечестивую жену. Она выкупила плѣнника, взяла къ себѣ въ домъ, одѣла въ богатыя одежды и приступила къ новымъ искушеніямъ. Но Моисей, подобно Іосифу, сбросилъ съ себя богатыя одежды, отвратилъ лицо свое отъ обольстительницы и молилъ Бога укрѣпить его въ подвигѣ. Тогда полька приказала запереть Моисея въ душной темницѣ и морить голодомъ, думая тѣмъ принудить его ко грѣху. Многіе уговаривали Моисея жениться на полькѣ; но онъ отвѣчалъ: «я далъ обѣтъ предъ Богомъ вести жизнь цѣломудренную до гроба и быть черноризцемъ. Вы знаете, что сказано въ евангеліи: всякій, кто оставитъ домы или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную (Матѳ. 19, 29)». Видя, что темничное заключеніе не дѣйствуетъ на Моисея, полька освободила его и показала ему всѣ свои обширныя имѣнія; но и этимъ не могла прельстить праведника. Тогда начала грозить ему страшными муками, говоря: «живымъ не выпущу тебя изъ своихъ рукъ». «Богъ — моя защита, ничего не боюсь», отвѣчалъ Моисей, а самъ принялъ постриженіе. Когда же узнала это полька, то приказала жестоко бить его и, наконецъ, изуродовала такъ, что онъ едва не истекъ кровію и во всю остальную жизнь тяжко страдалъ. Богъ наказалъ безнравственную женщину: случился мятежъ въ Польшѣ, и она была убита. Моисей получилъ свободу, удалился въ пещеру къ св. Антонію, и здѣсь чрезъ 10 лѣтъ поста и молитвы скончался. Тутъ почиваютъ и мощи его, къ которымъ съ успѣхомъ прибѣгаютъ за помощію страждущіе отъ плотской страсти.

II. Препод. Моисей есть великій учитель цѣломудрія. Онъ научаетъ насъ всѣми силами бороться противъ искушеній впасть въ грѣхъ плотской нечистоты.

а) Для того, чтобы побѣждать намъ плотскія свои вожделѣнія, всемѣрно должно намъ стараться избѣгать всего того, что легко доводитъ до этихъ грѣховныхъ вожделѣній плоти. Такъ: 1) надобно тотчасъ удалять себя отъ тѣхъ злыхъ бесѣдъ, гдѣ заходитъ рѣчь о блудныхъ дѣлахъ; 2) не должно никогда заводить непристойныхъ увеселительныхъ сходбищъ; 3) должно всячески удаляться знакомства съ развратными людьми; 4) никогда особенно не должно упиваться виномъ, въ немъ же есть блудъ, — какъ говоритъ апостолъ; 5) не должно читать или слушать соблазнительныхъ книгъ, въ которыхъ нерѣдко описывается разжигающая плотскія наши страсти, преступная любовь; 6) всѣми мѣрами надо стараться избѣгать сквернословія. Однимъ словомъ: надобно стараться удалить себя отъ самомалѣйшихъ случаевъ, могущихъ увлечь ваше чувство къ услажденію похотною страстью. Аще око твое десное соблязняетъ тя, — говоритъ Спаситель, — изми е и верзи отъ себе: уне бо ти есть, да погибнетъ единъ отъ удъ твоихъ, а не все тѣло твое ввержено будетъ въ геенну огненну (Матѳ. 5, 29), т. е.: «какъ бы ни былъ для тебя дорогъ соблазняющій предметъ, хотя бы онъ былъ также дорогъ, какъ глазъ, то и тогда откажись отъ него; лучше пусть не будетъ одного удовольствія, чѣмъ погибнуть самому. Если у кого есть другъ, но этотъ другъ преданъ пороку, — нужно отказаться отъ этого друга и навсегда разстаться съ нимъ, хотя бы это было и больно для сердца».

Итакъ, будемъ остерегаться всего, что можетъ вести къ разжженію нашей плоти!

б) Возникшую о семъ мысль тотчасъ поспѣшимъ отражать отъ себя усердною молитвою къ распятому за насъ Господу Іисусу, прибѣгая съ молитвою къ угодникамъ Божіимъ. Особенно великую имѣетъ силу молитва о сохраненіи отъ искушеній плоти, воюющей на нашъ духъ, обращенная къ св. Іоанну Предтечѣ, святой муч Ѳомаидѣ, препод. нынѣ прославляемому Моѵсею Угрину и др. св. дѣвственникамъ и дѣвственницамъ, побѣдившимъ искушенія плоти.

Вопросъ о молитвенномъ обращеніи христіанъ къ извѣстнымъ святымъ въ особыхъ случаяхъ рѣшаетъ съ обычною богословскою мудростію приснопамятный святитель Филаретъ, митр. московскій. Онъ говоритъ: «кто съ вѣрою и любовію къ Богу и Его закону, съ надеждою благодатной помощи Божіей, твердо стоялъ противъ искушенія, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь къ отраженію онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся въ нѣкоемъ благочестивомъ подвигѣ или добродѣтели, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь совершить подвигъ и добродѣтель; кто мужественно рѣшился лучше пострадать и умереть, нежели измѣнить истинѣ и правдѣ, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь побѣдоносно пройти поприще неповиннаго страданія: тотъ можетъ и другимъ искушаемымъ и подвизающимся помощи́; или вообще потому, что привлеченная его вѣрою и подвигомъ вселится въ него сила Христова (2 Кор. 12, 9), и дѣйствуетъ не только въ немъ, но и чрезъ него; и въ особенности потому, что онъ, по опыту своего искушенія и подвига, тѣмъ глубже сочувствуетъ и состраждетъ другимъ въ подобномъ искушеніи и подвигѣ, и тѣмъ ревностнѣе ищетъ имъ помощи, и, по опыту обрѣтенной для себя благодатной помощи, тѣмъ съ большимъ дерзновеніемъ вѣры и тѣмъ съ большимъ успѣхомъ предстательствуетъ предъ Богомъ и за другихъ, требующихъ подобной помощи, находя притомъ въ радости благотворенія награду за свой подвигъ. Такое примирительное направленіе благотворной силы святыхъ можно усматривать на опытѣ въ житіяхъ ихъ.

У преп. Даніила скитскаго просилъ помощи его нѣкто, тяжко боримый искушеніемъ, возставшимъ противъ его цѣломудрія. Старецъ послалъ его на гробъ мученицы Ѳомаиды молиться при ея предстательствѣ. И когда повелѣнное было исполнено, искушеніе исчезло. Почему же помощь должна была прійти именно чрезъ сію мученицу? — Потому, что она въ жизни прошла чрезъ тяжкое искушеніе противъ ея цѣломудрія и мученически умерла за сохраненіе цѣломудрія». («Слова и рѣчи Филарета, митр. московск.». Т. V. Москва. 1885 г. стр. 286-287).

в) При этомъ вспомнимъ, какъ святые Божіи боролись съ похотію плоти, какъ они ее побѣждали? Такъ, Іоаннъ многострадальный, томимый этою похотію, сначала, по вступленіи своемъ въ монастырь, оставался по два и по три дня безъ пищи, а иногда и цѣлую недѣлю ничего не вкушалъ, изнурялъ себя жаждою, лишалъ себя сна ночью и въ такихъ страданіяхъ провелъ три года. Но не находя себѣ покоя, онъ, по наставленію преп. Антонія, затворился въ тѣсной его пещерѣ, и еще 30 лѣтъ боролся съ мучительною страстію и помыслами, усугубилъ свое бдѣніе и постъ, надѣлъ на себя тяжкія желѣзныя вереги, измождалъ себя стужею и голодомъ. Когда и это оказалось недостаточнымъ, выкопалъ глубокую яму, влѣзъ въ нее, засыпалъ себя перстію по плеча, такъ что только голова и руки оставались свободными, и въ этомъ состояніи провелъ великій постъ. Наконецъ, Господь услышалъ многострадальнаго и, по молитвамъ другого великаго дѣвственника, нынѣ прославляемаго Моисея Угрина, котораго мощи покоились въ той же пещерѣ, даровалъ Іоанну побѣду надъ страшнымъ врагомъ и покой душевный. (Чет.-Мин. 18 іюля и Патер. печерскій).

III. Подвижники и подвижницы благочестія, заботящіеся не только о внѣшней тѣлесной непорочности, но и о чистотѣ помысловъ, о цѣломудріи сердца, да помнятъ, что въ Моисеѣ Угринѣ имѣютъ они своего споборника и помощника, и молитвою да приближаютъ къ себѣ угодника Божія.

Образъ Моисея Угрина да вразумитъ тѣхъ, которые являются поборниками брака по разсчету, изъ-за денегъ и связей жертвуютъ нравственнымъ благосостояніемъ чадъ и присныхъ своихъ.

Цѣломудріе Моисея Угрина да устыдитъ тѣхъ, которые плотскіе грѣхи считаютъ ни во что во имя ложной мысли удовлетворенія требованій природы, и потому даже и не думаютъ удаляться отъ плотскихъ похотей, воюющихъ на душу, но съ дерзостію и упорствомъ творятъ беззаконіе. Да будетъ же примѣръ препод. Моѵсея образцомъ подражанія для всѣхъ христіанъ! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 94-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0