Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать шестой день.

Поуч. 1-ое. Св. преподобномученица Параскева.

(Почему наши молитвы часто не бываютъ услышаны Богомъ?)

I. Родители нынѣ прославляемой преподобномуч. Параскевы, Агаѳонъ и Политія, были римляне, по усердной своей къ Богу молитвѣ получившіе единственную дочь, названную ими Параскевою, такъ какъ она родилась въ пятницу. Параскева жестоко пострадала за исповѣданіе Христа въ царствованіе Антонина, во II в. Вверженная въ котелъ съ масломъ и смолою, осталась невредима; бросивъ этой жидкости въ глаза любопытствовавшему царю, ослѣпила его, потомъ по просьбѣ его даровала ему зрѣніе, и многихъ страданіями своими, сопровождавшимися чудесами, обратила ко Христу. — Послѣ мукъ была усѣчена.

II. Св. преподобномученица Параскева была дарована своимъ родителямъ по молитвамъ ихъ. Слѣд. ихъ молитвы были угодны Богу и, какъ такія, услышаны Богомъ. Наши же грѣховныя молитвы не всегда бываютъ услышаны Богомъ.

Причины, по которымъ наши молитвы бываютъ Богомъ не услышаны, главнымъ образомъ заключаются или въ томъ, о чемъ мы молимся, или въ томъ, какъ молимся.

А. Плотскіе, недальновидные, пристрастные къ самимъ себѣ люди весьма часто молятся Богу безразсудно, молятся о вещахъ вредныхъ, о вещахъ могущихъ быть поводомъ ко грѣху, или прямо грѣшныхъ.

а) Предметъ ихъ молитвы бываетъ безразсуденъ, когда призываютъ Бога къ удовлетворенію имъ въ томъ, что можетъ быть вредно для другихъ людей, или вообще для міра, о порядкѣ и благосостояніи котораго Онъ печется отечески. Такъ, напримѣръ, ежели кто-нибудь изъ насъ, отправляясь въ дальнюю дорогу, молится Богу, чтобы во все продолженіе его пути была погода ведреная, между тѣмъ какъ въ то же время милліоны людей молятся Богу, чтобы былъ дождь, потому что иначе отъ засухи всѣ ихъ посѣвы засохнутъ, и они останутся безъ хлѣба: то не безразсудно ли такой человѣкъ молится Господу Богу?

б) Равнымъ образомъ безразсудны бываютъ молитвы и тѣхъ изъ насъ, кои молятся Богу безусловно о чемъ-нибудь такомъ, что очень легко можетъ сдѣлаться весьма вреднымъ для собственной ихъ души.

Ты не доволенъ своею бѣдностью, и молишься Богу, чтобъ Онъ сдѣлалъ тебя богатымъ: но знаешь ли ты, что богатство не сдѣлаетъ тебя гордымъ, жестокосердымъ, нечестивымъ, какъ очень не рѣдко бываетъ съ богатыми? Истинно, Богъ весьма часто не могъ бы наказать людей жесточе, какъ если бы Онъ вѣрно исполнялъ всѣ безразсудныя ихъ молитвы!

в) Но есть молитвенники еще худшаго рода. Нѣкоторые молятся Богу о богатомъ урожаѣ хлѣба, для того, чтобъ имъ на свѣтѣ лучше ѣсть, больше пить и веселиться. Эти люди явно оказываютъ себя злоупотребителями даровъ Божіихъ. Можетъ ли Всесвятый исполнить таковую молитву? — Нѣтъ! Прóсите и не пріемлете, зане злѣ просите, — просите, да въ сластехъ вашихъ иждивете (Іак. 4, 3).

Б. Кромѣ сего наши молитвы не бываютъ услышаны Богомъ потому, что мы молимся Ему не надлежащимъ образомъ.

а) Весьма многіе молятся Богу безъ смиренія. Молящійся, съ одной стороны, долженъ быть совершенно проникнутъ чувствованіемъ своей немощи, своей нужды и своего недостоинства; а съ другой — долженъ быть совершенно увѣренъ въ Божіемъ всемогущеетвѣ, въ Божіей благодати, въ Божіемъ всевѣдѣніи, и въ томъ, что всякое благо и всякъ даръ совершенъ приходитъ къ намъ отъ Отца свѣтовъ — Бога (Іак. 1, 17), какъ чистый даръ Его безконечной благости. Но многіе не имѣютъ ни означеннаго чувствованія, ни означенной увѣренности. Они думаютъ, что у нихъ не мало собственныхъ силъ, что они многое пріобрѣтаютъ собственно сами, и что отнюдъ не все есть даръ, сходяй отъ Отца свѣтовъ — Бога. Такимъ образомъ ихъ молитвы весьма естественно бываютъ не услышаны; потому что Богъ гордымъ противится, а даетъ Свою благодать смиреннымъ.

б) Другіе тщетно молятся Богу потому, что у нихъ нѣтъ упованія на Бога. Богъ, какъ всемогущій, премудрый и всеблагій, истинно желаетъ и можетъ сдѣлать все для нашего истиннаго блага. Но Онъ требуетъ, чтобъ мы вѣровали, что Онъ въ самомъ дѣлѣ желаетъ намъ блага, что Онъ можетъ доставить всякое благо, и чтобъ мы уповалина Него. Зная эту потребность для нашей молитвы, І. Христосъ весьма сильно старался возбудить въ насъ вѣру и упованіе на Бога. Аще вы лукави суще, умѣете даянія блага даяти чадомъ вашимъ: кольми паче Отецъ вашъ небесный дастъ блага просящимъ у Него (Матѳ. 7, 11)?

в) Богъ также не исполняетъ нашей молитвы, когда мы молимся Ему несмысленно. Многіе молятся, читая или слушая печатныя молитвы, почти нимало не обращая вниманія на то, о чемъ говорится въ тѣхъ молитвахъ: у нихъ молится только языкъ, или ухо, но не умъ и сердце. Молитвенники сего рода для Господа Бога тоже, что древніе израильтяне, о которыхъ Онъ сказалъ чрезъ пророка: приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами чтутъ Мя: сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене (Матѳ. 15, 8. Исаіи 29, 13).

г) Наши молитвы бываютъ не услышаны, когда молимся не съ должнымъ усердіемъ и постоянствомъ. Ибо наша молитва къ Богу должна быть твердая, и, такъ сказать, неотступная. Это видимъ частію изъ Господней притчи о безбожномъ судьѣ, который удовлетворилъ просительницѣ вдовѣ только по ея неотступности, а частію изъ Его же притчи о другѣ, который сначала отказалъ было своему другу въ просимомъ, потому что уже легъ спать; но послѣ удовлетворилъ его въ просьбѣ, потому что просившій просилъ неотступно. Такъ постоянно должно молиться и намъ.

д) Наконецъ, наша молитва не бываетъ услышана, когда мы молимся Господу Богу не во имя І. Христа, возлюбленнаго Сына Божія, т. е. не въ духѣ І. Христа, не согласно съ Его ученіемъ, и не полагаясь на Его заслуги. Самъ Господь поставилъ важнѣйшимъ условіемъ молитвы то, чтобъ она возносима была къ Богу наипаче въ Его имя. Онъ съ особенною силою и выразительностію сказалъ Своимъ ученикамъ: аминь, аминь глаголю вамъ, яко елика аще чесо просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ. Доселѣ не просисте ничесоже во имя Мое; просите и пріимете (Іоан. 16, 23-24).

III. Итакъ, православные христіане, удаляйтесь причинъ, дѣлающихъ наши молитвы недостойными Бога, и молитесь Ему молитвами достойными Ему. Тогда всякая ваша молитва, хотя и не вдругъ, будетъ услышана, и вы никогда не будете оставлены ни безъ нужныхъ вамъ духовныхъ силъ, ни безъ нужныхъ вамъ вещественныхъ благъ, хотя часто Онъ даетъ намъ не тѣ, о которыхъ молимся; потому что даетъ намъ блага только такія, какія для насъ спасительны. Аминь. (Сост. по «Слов. на всѣ воскр. и праздн. дни» Григорія, архіеп. казан. и свіяжскаго, т. III, стр. 180-190).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 93-94.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0