Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать пятый день.

Поуч. 2-ое. Преп. Макарій Желтоводскій.

(Любовь къ Богу должна быть выше родственной любви).

I. Преподобный Макарій, память коего нынѣ, былъ сынъ благочестивыхъ жителей Нижняго Новгорода. Чувствуя склонность къ иноческой жизни, Макарій, будучи еще 12 лѣтъ отъ роду, тайно ушелъ изъ дома родителей. Перемѣнивъ на дорогѣ свою одежду на одежду нищаго, Макарій явился въ Печерскій монастырь къ архимандриту Діонисію и, выдавъ себя за безроднаго сироту, просилъ у него постриженія. Не смотря на юныя лѣта Макарія, Діонисій постригъ его и взялъ въ свою келлію. Юный инокъ былъ послушенъ каждому въ обители, особенно же настоятелю, и подвизался съ усердіемъ. Между тѣмъ родные Макарія сильно скорбѣли о немъ, считая его или растерзаннымъ звѣрями, или погибшимъ инымъ какимъ нибудь образомъ. Но вотъ черезъ три года отецъ Макарія получилъ извѣстіе о сынѣ. Пришедши въ обитель, онъ умолялъ допустить его до свиданія съ любимымъ сыномъ. Макарій не соглашался и говорилъ, что отецъ его — Господь, а послѣ него настоятель. Отецъ слышалъ голосъ своего сына за стѣною и со слезами говорилъ: «позволь мнѣ, дорогой мой сынъ, хоть посмотрѣть на тебя». Макарій отвѣчалъ: «увидимся въ будущей жизни». — Протяни мнѣ по крайней мѣрѣ свою руку», продолжалъ умолять отецъ. Макарій, чтобы успокоить плачущаго родителя, протянулъ въ окошко руку. Отецъ прижалъ ее къ сердцу, поцѣловалъ и сказалъ: «чадо мое милое, спасайся и молись за родившихъ тебя, чтобы и мы молитвами твоими получили спасеніе». Съ этимъ утѣшеніемъ отецъ возвратился въ свой домъ и объявилъ своей супругѣ объ обрѣтеніи своего сына; та утѣшилась мыслью, что сынъ ея живъ и молится за своихъ родителей.

II. Это событіе изъ жизни преп. Макарія научаетъ насъ, что любовь къ Богу должна быть выше родственной любви. Однажды, повѣствуетъ евангелистъ Маркъ, сѣдяше народъ окрестъ Его (Іисуса Христа) Рѣша же Ему: се Мати Твоя и братія Твоя и сестры Твоя внѣ ишутъ Тебе. И отвѣща имъ глаголя, кто есть Мати Моя или братія Моя?

Нужно ли предостерегать васъ, христіане, дабы вы не подумали, будто Господь не вполнѣ чтитъ Преблагословенную Матерь Свою? Едва ли нужно. Ибо вамъ должно быть извѣстно всеобщее противъ недоразумѣній сего рода предостереженіе, которое Онъ Самъ сдѣлалъ еще іудеямъ, когда сказалъ: да не мните, яко пріидохъ разорити законъ, или пророки; не пріидохъ разорити, но исполнити (Матѳ. 5, 17). Посему, безъ сомнѣнія, не разорилъ, но исполнилъ Онъ и сію заповѣдь закона: чти отца твоего и матерь твою. И подлинно, когда Его, еще въ юныхъ лѣтахъ, проникнутаго чувствомъ Своего назначенія, не разумѣвшіе того родители пришли отторгнуть отъ собесѣдованія съ учителями закона Божія, и увлечь изъ храма; тогда Онъ, хотя сдѣлалъ возраженіе противъ сего поступка родителей, но тѣмъ не менѣе бѣ повинуяся има (Лук. 2, 51). И наконецъ, когда страданія крестныя раздирали Его душу и тѣло; когда пронзенными членами такъ тяжко висѣлъ Онъ на гвоздяхъ между жизнію и смертію, а на Немъ цѣлый міръ висѣлъ надъ погибелію въ ожиданіи спасенія, ни муки всего ада, ни попеченія всего міра, всѣхъ временъ и вѣчности не заглушили въ Немъ чувства законной обязанности къ Матери. Сію обязанность, которой исполненіе пресѣкалось для Него вмѣстѣ съ земною жизнію, Онъ передалъ тогда Іоанну, котораго дѣвство и любовь содѣлали достойнымъ служителемъ Дѣвы-Матери; а чрезъ то и въ этой части закона, подобно какъ во всѣхъ другихъ, показалъ намъ совершенство, состоящее въ томъ, чтобы почтеніе къ родителямъ и попеченіе о нихъ простиралось на всѣ обстоятельства жизни, до гроба, и далѣе гроба.

Если же и въ столь трудныхъ обстоятельствахъ столь совершенное почтеніе Матери Своей оказалъ Господь нашъ: то безъ сомнѣнія должно заключить, что и въ другихъ случаяхъ, хотя Онъ, по-видимому, чуждался Ея, чуждался отнюдь не въ предосужденіе духовному величію, которое сотворилъ Онъ Ей Своимъ отъ Нея рожденіемъ, а только по уваженію другихъ высокихъ обязанностей Своего земного служенія. Вспомнимъ Его ученіе: иже любитъ отца или матерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ; и иже любитъ сына или дщерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 37). Такъ поучая, такъ долженъ Онъ былъ и творить, и примѣромъ дать силу поученію. Посему надлежало Господу Іисусу когда-нибудь въ земной жизни Своей дѣломъ показать, какъ любитъ Онъ земную Матерь Свою совершенно, только не паче Отца Своего небеснаго, и какъ сыновнюю по человѣчеству любовь приноситъ въ жертву дѣлу Божію, Имъ совершаемому.

Словами: кто есть Мати Моя, какъ-бы такъ говорилъ Онъ: «для чего волею земной Матери хотите вы отвлечь Меня отъ исполненія воли Отца небеснаго? Когда эти двѣ воли влекутъ въ разныя стороны: Я знаю, и тотчасъ покажу, которой изъ нихъ и съ какою рѣшительностію должно послѣдовать. Оставляю земное рожденіе и родство, какъ-бы Я забылъ его, какъ-бы его совсѣмъ не было: совершенно преданъ есмь волѣ Отца небеснаго, и дѣлу Его и царствію Его; здѣсь ищу Себѣ и родства, если его имѣть надобно: кто есть Мати Моя или братія Моя? Иже аще сотворитъ волю Божію, сей братъ Мой, и сестра Моя, и мати Ми есть».

III. Видите, христіане, что Господь не Матерь Свою, всякаго ублаженія достойную, вниманія лишаетъ, но насъ поучаетъ истинѣ и правдѣ, словомъ и примѣромъ. Внимайте и поучайтесь; примѣчайте и подражайте.

Когда родители, сродники, наставники, начальники требуютъ отъ васъ того, что противно мудрованію вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мѣрѣ, безвредно: пожертвуйте мудрованіемъ вашимъ, вашею склонностію, вашимъ вкусомъ обязанности повиновенія. Вспомните Іисуса, Премудрость Божію, Который бѣ повинуяся Іосифу древодѣлю.

Когда ваши родители, сродники, ближніе, требуетъ помощи, утѣшенія, служенія, между тѣмъ какъ вы сами въ нуждѣ, въ скорби, въ немощи: соберите послѣднія силы ваши; забудьте свою скорбь для облегченія ихъ скорби; раздѣлите съ ними послѣднюю крупицу и послѣднюю каплю. Вспомните Іисуса, среди мученій крестныхъ пекущагося о спокойствіи Своей Матери.

Но когда несчастный примѣръ и желанія вашихъ родителей, сродниковъ, людей вами почитаемыхъ и любимыхъ, отвлекаютъ васъ отъ исполненія священныхъ обязанностей къ Богу, вовлекаютъ въ дѣла противныя закону, нарушающія миръ совѣсти, противныя истинному благу и спасенію безсмертной души вашей: тогда спросите и вы себя словомъ Іисусовымъ: кто есть мати моя, или братія моя? Вспомните, что у васъ есть лучшее и высшее обыкновеннаго родство; что Богъ — Отецъ вашъ; что церковь — матерь ваша, что всѣ творящіе волю Божію, всѣ святые суть ваши братія, или, по крайней мѣрѣ, желаютъ быть вамъ братіями; не унизьте себя предъ симъ высокимъ родствомъ: не разлучите себя отъ сего добраго и прекраснаго семейства, сотворите и вы волю Божію вмѣсто человѣческой, да и на васъ укажетъ Господь, и речетъ: се мати Моя и братія Моя. Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митроп. моск. т. III. изд. 1877 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 91-93.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0