Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать пятый день.

Поуч. 1-ое. Св. Олимпіада діаконисса.

(Сущность ученія о христ. милостынѣ).

I. Св. Олимпіада, память коей совершается нынѣ, была дочь знатныхъ и богатыхъ родителей жившихъ въ IѴ в. въ Константинополѣ. Оставшись съ дѣтства сиротою, она была воспитана умною и добродѣтельною Ѳеодосіею, теткою святыхъ Амфилохія и Григорія Назіанскаго. Въ ранней молодости, потерявъ жениха, съ которымъ была обручена, Олимпіада пожелала посвятить себя на служеніе церкви и ближнимъ. Однако многіе искали руки высокообразованной, богатой и отличавшейся красотою Олимпіады, самъ императоръ Ѳеодосій Великій желалъ устроить ея бракъ съ своимъ родственникомъ Елпидіемъ, но она отказалась и отъ такого блистательнаго замужества, не смотря на то, что ей пришлось много пострадать за это противорѣчіе волѣ императора. — Отправляясь въ то время (въ 388 г.) на войну, Ѳеодосій приказалъ префекту столицы взять подъ опеку имѣніе Олимпіады, подъ тѣмъ предлогомъ, что она какъ будто расточаетъ его... Это было тяжело для нея, потому что она такимъ образомъ лишалась средствъ помогать бѣднымъ, что было для нея большою отрадою. И вотъ, оскорбленная и огорченная, Олимпіада рѣшилась написать императору: — «Государь! Ты оказалъ мнѣ милость, которая достойна не только государя, но и епископа: опекою, которую ты назначилъ надъ моими имѣніями, ты освободилъ меня отъ многихъ тягостныхъ заботъ. Но для большаго успокоенія моего благоволи повелѣть, чтобы все имущество мое было употреблено въ пользу церкви и бѣдныхъ. Я всегда опасалась суетнаго тщеславія, къ которому легко располагается человѣкъ, раздающій свое богатство. Это временное благо: довольство собою и почетомъ со стороны людей, могло бы лишить меня истинныхъ благъ духовныхъ и вѣчныхъ»... Возвратясь въ 391 г. въ столицу, Ѳеодосій велѣлъ возвратить Олимпіадѣ ея имѣнія, замѣтивъ при этомъ, что «такая умная и добродѣтельная личность, какъ Олимпіада, лучше всякаго другого съумѣетъ распорядиться своимъ достояніемъ».

И вотъ, Олимпіада снова стала щедрою рукою употреблять свое богатство на добрыя дѣла: содержала больницы, выкупала изъ рабства плѣнныхъ, строила церкви. Св. Іоаннъ Златоустъ, современникъ Олимпіады, сравнивалъ милосердіе ея съ обильной рѣкой, которая несетъ воды свои до самыхъ границъ земли и обогащаетъ море, Сама же Олимпіада ограничивалась удовлетвореніемъ только самыхъ необходимыхъ и самыхъ умѣренныхъ нуждъ своихъ; добровольно обрекла себя на труженическую жизнь, служа больнымъ и бѣднымъ, и никогда не ублажала себя никакимъ развлеченіемъ или отдыхомъ. Даже большую часть ночи она проводила въ молитвѣ. Относилась она ко всѣмъ съ любовію, и «кротость ея была такова, что превосходила простоту самыхъ дѣтей».

Прославившись такою высокохристіанскою жизнью, Олимпіада была посвящена патріархомъ константинопольскимъ, св. Нектаріемъ, въ званіе діакониссы или служительницы церкви. И съ великимъ усердіемъ и самоотверженіемъ исполняла она эту должность діакониссы, которая во многомъ была похожа на должность нынѣшнихъ сестеръ милосердія.

Плакала и скорбѣла Олимпіада вмѣстѣ съ другими діакониссами, когда св. Іоаннъ Златоустъ былъ изгнанъ съ святительскаго престола своего.

Въ ту ночь, когда онъ выѣхалъ изъ столицы, произошелъ въ соборной церкви пожаръ, который распространился по городу. Враги Златоуста обратили свою злобу на тѣхъ людей, которые были преданы ему, и св. Олимпіадѣ много пришлось пострадать за свою приверженность къ великому святителю.

Ее много разъ призывали къ суду; низкіе слуги позорили ее, возставали противъ той, которая, какъ мать, заботилась всегда о нихъ, раззоряли ея имѣнія. Иныя изъ имѣній продавались съ публичнаго торга; по поводу другихъ Олимпіаду тревожили по судамъ. Сильно страдала она и только переписка съ святителемъ Іоанномъ утѣшала ее и поддерживала въ ней бодрость духа. — «Перестань плакать, перестань мучить себя печалію, — писалъ онъ ей, — что значитъ быть выброшеннымъ изъ отечества, быть переводимымъ съ мѣста на мѣсто, быть вездѣ гонимымъ, жить въ ссылкѣ, влачиться по судамъ, получать оскорбленія отъ людей, получавшихъ тысячи благодѣяній, — что все это значитъ, когда въ воздаяніе за все это предстоитъ небо?»

Въ послѣдніе годы своей жзни Олимпіада прервала отношенія съ міромъ и вся предалась заботамъ объ управленіи общиною сестеръ монахинь, но злоба людская не щадила ее и въ этомъ уединеніи и достигла того, что вся даже община сестеръ Олимпіады выслана была вмѣстѣ съ нею изъ столицы въ заточеніе Кизикъ. И до самой кончины своей пребыла въ заточеніи св. Олимпіада, и преставилась въ 410 г. Уже въ ѴІІ вѣкѣ нетлѣнное тѣло ея было перенесено въ Царьградъ, въ монастырь.

II. Жизнь св. Олимпіады, вся отъ начала до конца посвященная дѣламъ милосердія, побуждаетъ насъ побесѣдовать съ вами, братія, не о чемъ иномъ, какъ только о милосердіи, и предложить вамъ сущность ученія о христіанской милостынѣ.

а) «Въ гостепріимномъ домѣ, гдѣ принимаютъ бѣдныхъ и сиротъ, иностранцевъ и странниковъ», говоритъ св. Ефремъ Сиринъ, «всегда присутствуетъ Христосъ». — «Хотя Христосъ», говоритъ блаж. Августинъ, «не имѣетъ нужды въ нашихъ имуществахъ, ибо Онъ Самъ Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голодъ съ бѣдными для того, чтобы мы имѣли возможность доказать Ему свою благодарность, сдѣлавъ что-нибудь для Него. Посему богатымъ слѣдовало бы причислять Его къ своимъ дѣтямъ, или помнить, что въ Немъ они имѣютъ брата на небесахъ, Который имѣетъ право на участіе въ раздѣлѣ ихъ богатствъ. Питающій брата своего питаетъ Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо чрезъ него Христосъ проситъ у тебя того, что Онъ далъ тебѣ, сдѣлавшись бѣднымъ ради тебя».

б) Слѣдуя этой мысли и опираясь кромѣ того на нѣкоторыя изреченія ветхаго и новаго завѣта, отцы и учители церкви дѣламъ милосердія отдавали предпочтеніе предъ другими дѣлами благочестія и набожности, и указывали въ нихъ одно изъ самыхъ вѣрныхъ средствъ къ умилостивленію верховнаго Судіи и заглажденію грѣховъ человѣческихъ.

«Милостыня, говоритъ блаженный, Августинъ» облегчаетъ и уничтожаетъ бремя грѣха. У нея большія крылья, которыя разсѣкаютъ воздухъ и чрезъ твердь небесную переносятъ молитву къ самому престолу Божію, какъ свидѣтельствуютъ объ этомъ милостыни сотника Корнилія. Каковы бы ни были грѣхи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянетъ на вѣсахъ Судіи. Богатство есть бремя, которое надо сложить съ себя, чтобы перенестись на небо и пройти чрезъ узкія врата; это — сокровище, которое слѣдуетъ вынести изъ осажденнаго города и отослать въ безопасное мѣсто, — это запасъ пшеницы, которая гніетъ на сырой землѣ и которую надобно сложить въ высокія житницы; милостыня есть попутный вѣтеръ, который гонитъ корабль къ гавани; это обмѣнъ, въ которомъ всѣ выгоды на сторонѣ богатаго; это заемъ, обезпеченный самымъ вѣрнымъ поручительствомъ; это лихва, которою пользуется заимодавецъ отъ Самого Бога, этого щедраго мѣновщика, какъ называетъ его св. Павлинъ, мѣновщика, Который за сотую долю, получаемую Имъ, обѣщался воздать сторицею».

в) Но, проповѣдуя такимъ образомъ о милостынѣ, отцы церкви могли подать нѣкоторымъ христіанамъ поводъ разсуждать такъ: если въ милостынѣ заключается вѣрное средство умилостивить Бога, то щедро подающіе милостыню безопасно могутъ предаваться грѣхамъ, въ надеждѣ безнаказанности. А нѣкоторые признавая такія разсужденія непогрѣшимыми, могли руководствоваться ими въ жизни. Проповѣдники милосердія хорошо понимали опасность такого заблужденія и усиленно старались отвратить ее.

«Милостыня, говоритъ блаж. Августинъ, служитъ во спасеніе тому, кто исправилъ свою жизнь. Если вы даете только для того, чтобы пріобрѣсти право грѣшить безнаказанно, то вы не питаете Христа въ лицѣ бѣднаго, а стараетесь подкупить Судію своего».

«Не одно и тоже», говоритъ св Григорій Великій, «творить милостыню за грѣхи свои, или грѣшить, обѣщая подавать милостыню. Тотъ, кто считаетъ себя въ правѣ грѣшить, потому что подаетъ милостыню, и, искупая грѣхи свои, дѣлаетъ новые, надѣясь опять искупить ихъ, тотъ отдаетъ свое имущество Богу» а самъ себя предаетъ діаволу».

Отцы церкви особенно возстаютъ противъ тѣхъ, которые, неправедно пріобрѣтая богатства, думаютъ загладить свою несправедливость, посвятивъ часть этого богатства на дѣла милосердія. «Если ты даешь, говоритъ св. Григорій назіанзинъ, то давай изъ своего и не корми и не одѣвай бѣднаго тѣмъ, что не принадлежитъ тебѣ».

«Есть люди», говоритъ св. І. Златоустъ, «которые, ограбивъ ближняго, считаютъ себя оправданными, раздавъ бѣднымъ десять или сто златницъ. Это жидовскія, или скорѣе сатанинскія милости! — Какая польза будетъ въ томъ, что ты даешь одному то, что отнялъ у другого! Ты долженъ вознаградить вчетверо того, кому ты повредилъ; въ противномъ случаѣ ты остаешься должникомъ его». — «Милостыня, даваемая изъ имущества, пріобрѣтеннаго неправедно, есть воровство и человѣкоубійство. (См. Душ. чт. 1862 г.).

III. Молитвами св. Олимпіады, стяжавшей себѣ милосердіемъ царствіе небесное, да поможетъ и намъ Господь итти по слѣдамъ ея, чтобы не оказаться въ числѣ тѣхъ, коимъ на страшномъ судѣ Христовомъ за ихъ немилосердіе будетъ сказано: идите отъ Мене проклятіи въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его (Матѳ. 25, 41). (Свящ. Григ. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 89-91.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0