Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать третій день.

Св. священномучен. Аполлинарій.

(Что значитъ вѣровать въ Спасителя?)

I. Св. Аполлинарій, память коего совершается нынѣ вмѣстѣ съ мучениками Трофимомъ и Ѳеофаномъ, изъ Антіохіи прибылъ въ Римъ съ апостоломъ Петромъ и поставленъ имъ въ епископа Равенны. Прибывъ сюда, Аполлинарій остановился у одного воина, Иринея, и проповѣдывалъ ему объ І. Христѣ. Ириней сказалъ: «сынъ мой слѣпъ; если ты проповѣдуешь правду, исцѣли его, и я увѣрую въ Бога твоего». Аполлинарій велѣлъ позвать слѣпого юношу и, при всѣхъ домашнихъ, осѣнивъ его крестомъ, громко сказалъ: «Боже вездѣсущій! Внеси познаніе Сына Твоего въ городъ сей и пусть просвѣтятся не только плотскія, но и душевныя очи людей сихъ; пусть люди познаютъ Тебя и Сына Твоего І. Христа». Едва онъ кончилъ молитву, какъ юноша прозрѣлъ и съ родителями палъ къ ногамъ Аполлинарія. Ириней крестился со всѣмъ домомъ своимъ. Жена равенскаго трибуна, страдавшая тяжкою болѣзнію, не могла ицсѣлиться отъ искуснѣйшихъ врачей. Трибунъ, по совѣту Иринея, призвалъ къ себѣ Аполлинарія. Аполлинарій, войдя къ трибуну, громко сказалъ: «да почіетъ на васъ миръ Господа нашего І. Христа». Потомъ, подошедши къ больной женѣ трибуна, Аполлинарій взялъ ее за руку и сказалъ: «во имя Господа І. Христа, встань и вѣруй въ Него». И больная тотчасъ встала съ постели, воскликнувъ: «нѣтъ другого Бога, кромѣ Того, Котораго ты проповѣдуешь». Съ той минуты она выздоровѣла совершенно, а трибунъ со всѣмъ семействомъ, увѣровалъ и крестился. Многіе изъ жителей города тайно приходили къ Аполлинарію, слушали его поученія, принимали вѣру Христову и приводили дѣтей, прося Аполлинарія наставить ихъ въ вѣрѣ. Такимъ образомъ домъ трибуна сдѣлался церковію, гдѣ вѣрующіе молились и причащались св. Таинъ, а Аполлинарій рукополагалъ священниковъ и діаконовъ. Начальникъ города, узнавъ объ этомъ, предалъ Аполлинарія истязаніямъ. Святого едва живого вынесли за городъ, и одна благочестивая женщина скрыла его въ домѣ своемъ. Послѣ странствій по разнымъ странамъ, Аполлинарій возвратился въ Равенну, и здѣсь, послѣ новыхъ страданій, наконецъ былъ оставленъ въ покоѣ и дожилъ до мирной кончины, правивъ равенскою церковію 28 лѣтъ.

II. Св. священномученикъ Аполлинарій, производившій крестнымъ знаменіемъ и призываніемъ всемогущаго имени І. Христа чудныя исцѣленія, по истинѣ можетъ служить живымъ образцомъ вѣры во Спасителя.

Значитъ великое слово «вѣра во Спасителя», если силою ея вѣрующій христіанинъ можетъ совершать столь дивныя дѣла.

Побесѣдуемъ же въ нынѣшній разъ о томъ, что значитъ вѣровать во Спасителя.

Вѣровать во Спасителя, думаете, быть можетъ, значитъ только то, чтобы умѣть правильно прочесть по символу вѣры тѣ слова, гдѣ говорится объ І. Христѣ, Сынѣ Божіемъ; или чтобы имѣть правильное понятіе о Немъ въ нашемъ умѣ? Такую вѣру имѣютъ и тѣ легкомысленные невѣрующіе, которые знаютъ много объ І. Христѣ, много и говорятъ о Христѣ по привычкѣ, безъ сердечнаго убѣжденія въ томъ, чтó говорятъ. Слова такъ вѣрующихъ — слова фарисейскія, — мѣдь звенящая. Такъ вѣруютъ во Христа Спасителя нашего, по слову писанія, и бѣсы, и трепещутъ отъ этой вѣры, отъ сознанія карающей ихъ силы Христовой.

Вѣра же во Христа Спасителя, настоящая вѣра, есть крѣпкая сердечная убѣжденность въ безпредѣльныхъ Его совершенствахъ, въ безпредѣльной Его любви къ намъ, въ могущественной спасающей Его силѣ, — вѣра настоящая есть вмѣстѣ съ тѣмъ и дѣятельное, самою жизнію, стремленіе всѣхъ силъ нашей души ко Христу и спасенію. Такая вѣра непремѣнно проникаетъ все существо вѣрующаго: изъ ума переходитъ въ сердце, изъ сердца въ дѣятельность, во всю внутреннюю и внѣшнюю жизнь вѣрующаго.

Вѣра во Христа Спасителя, настоящая — это пламень божественный, который охватываетъ всю душу до самыхъ глубинъ ея, оживляетъ, окрыляетъ и возвышаетъ человѣка. Чтобы сколько нибудь нагляднѣе понять, — чтó значитъ надлежаще вѣровать во Христа Спасителя, представь себѣ, что ты, во время плаванія, потерпѣлъ крушеніе на морѣ и, брошенный въ жертву бурнымъ волнамъ, носишься по нимъ въ отчаяніи, не видя ни откуда помощи, выбиваясь изъ послѣднихъ силъ, готовый ежеминутно погрузиться въ бездонную глубину моря. Но, вотъ, видишь ты, вдали плыветъ на помощь тебѣ смѣлый пловецъ, съ опасностью для собственной жизни подплываетъ къ тебѣ и спасаетъ. Какія чувства питалъ бы ты къ этому спасителю твоему? Или еще. Вотъ ты тяжкій уголовный преступникъ; справедливый царскій судъ приговорилъ тебя къ смертной казни. Вотъ ты стоишь уже у позорнаго столба, и позорная казнь готова совершиться надъ тобою. Но, вотъ, выступаетъ изъ среды толпы сынъ царскій, испросившій тебѣ прощеніе у своего отца-царя, подходитъ къ тебѣ, объявляетъ прощеніе, даетъ полную свободу и предлагаетъ отъ себя всѣ милости, какихъ ты только пожелаешь. Какъ бы ты чувствовалъ себя въ отношеніи къ этому благодѣтелю? Вотъ это-то чувство беззавѣтной благодарности, любви и преданности къ твоему благодѣтелю было бы чѣмъ-то похожимъ на вѣру ко Хриту Спасителю нашему, — нашему Спасителю не отъ смерти временной, а смерти вѣчной, предоставившему намъ не блага вещественныя, временныя, но блага духовныя, вѣчныя.

Такою-то вѣрою спасались и ветхозавѣтные праведники. Напр. Авраамъ, не поколебавшійся ни на одно мгновеніе принесть въ жертву Богу сына своего Исаака, ибо онъ вѣровалъ, что Богъ силенъ и изъ мертвыхъ воскресить его сына, — Моисей, законодатель, вѣрою совершившій великія знаменія и чудеса въ народѣ Божіемъ, и другіе свв. великіе мужи и пророки, которые вѣрою побѣждали царства, творили правду, получали обѣтованія, заграждали уста львовъ, угашали силу огня, избѣгали острія меча, укрѣплялись отъ немощи, были крѣпки на войнѣ, прогоняли полки чужихъ (Евр. 11, 32).

III. Вотъ, бр. мои, какая вѣра спасительна! Иной скажетъ, что онъ вѣруетъ во Христа; а почему же онъ такъ мало думаетъ и говоритъ о Немъ? А почему онъ даже и на молитвѣ, при бесѣдѣ со Христомъ, разсѣевается и часто самъ не знаетъ, что говоритъ? Другой скажетъ, что онъ вѣруетъ во Христа: а почему же онъ не удерживается отъ того, чего Христосъ не любитъ, что Христосъ запрещаетъ намъ? Зачѣмъ онъ часто оскорбляетъ Христа Спасителя своего своимъ невниманіемъ къ Его святымъ заповѣдямъ? Зачѣмъ онъ божится и лжетъ; зачѣмъ обижаетъ своихъ ближнихъ, братьевъ и чадъ Христовыхъ, даже своихъ кровныхъ родныхъ, даже отца и мать? Зачѣмъ безчинствуетъ, воруетъ, грабитъ, клевещетъ, тайно и явно доноситъ о всѣхъ мнимыхъ и дѣйствительныхъ слабостяхъ своего ближняго, чтобы погубить его и потомъ злорадствовать при видѣ его погибели и пр., и пр.? Такъ ли должна проявляться въ жизни нашей вѣра въ Бога и во Христа Спасителя нашего? Аминь. (Сост. по Чет. Мин. и пропов. прилож. къ «Рук. для сел. паст.», за 1889 г., декабрь, стр. 216-218).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 85-87.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0