Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать второй день.

Поуч. 3-ье. Св. равноапостольная Марія Магдалина.

(Женщина, любящая Христа, есть великое сокровище).

I. День равноапостольной Маріи Магдалины, возлюбившей Христа Спасителя всѣми силами своей чистой души и отдавшей всю свою жизнь и всѣ свои имѣнія на служеніе І. Христу и на распространеніе евангельскаго ученія, даетъ намъ сильное побужденіе побесѣдовать съ вами, братія, о томъ, что женщина, любящая Господа своего І. Христа, есть великое сокровище.

II. а) Будетъ ли женою любящая І. Христа, какое это сокровище для мужа! Какая жена сравнится съ нею въ преданности мужу, въ вѣрности и въ самой искренней любви къ нему? Какая жена можетъ быть самою лучшею спутницею жизни, какъ не она? Нечего бояться мужу, что благопріобрѣтенное его трудомъ такою женою будетъ расточаемо на одни наряды, выѣзды, пріемы, на посѣщеніе зрѣлищъ, мѣстъ удовольствій, на роскошь въ пищѣ, — нѣтъ, весь излишекъ, который будетъ въ распоряженіи такой жены, будетъ употребленъ во славу Божію, на общую пользу, все поступитъ то на потребности храма, то на нужды сирыхъ и бѣдныхъ, на пріятіе и успокоеніе странныхъ, на пріобрѣтеніе такихъ вещей въ домѣ, которыя необходимы имъ, какъ христіанамъ, какъ-то: иконъ, священныхъ и духовныхъ книгъ и т. под. предметовъ. Нечего бояться, чтобы въ бѣдности, болѣзни, такая жена когда-нибудь оставила своего мужа; нѣтъ, она понесетъ крестъ съ своимъ мужемъ неразлучно до самой могилы, скорѣе ее силы оставятъ, она жизни лишится, чѣмъ потеряетъ терпѣніе, чѣмъ произнесетъ слово ропота на свою участь; ибо знаетъ, что крестъ, бѣдность, посылаетъ ей Тотъ, Кого она возлюбила, т.-е Христосъ, посылаетъ, любя ее, — для доставленія ей большихъ вѣнцовъ въ будущемъ. Не думайте, что жена, любящая І. Христа, способна жить въ мирѣ съ однимъ добрымъ мужемъ, способна любить мужа съ одними добрыми качествами. Нѣтъ, она любитъ и раздражительнаго, и гордаго, и безпечнаго, и наконецъ даже невѣрнаго ей, и нетрезваго; ибо во всякомъ состояніи она видитъ мужа, даннаго ей Богомъ, а что отъ Бога и Его Христа, то для нея священно. Даже что? Чѣмъ больше она видитъ недостатковъ въ мужѣ, тѣмъ болѣе она имѣетъ состраданія къ нему, тѣмъ жалче онъ въ глазахъ ея, тѣмъ болѣе она имѣетъ попеченія о исправленіи и вразумленіи его. Съ словомъ ласки, кроткаго увѣщанія, съ мольбой обращается она къ мужу, съ горячими слезами становится она на молитву, прося Господа спасти его, не погубить его, Своею благодатію воздѣйствовать на сердце ко благу души его. Въ первые вѣка Христовой церкви нерѣдко жены христіанки имѣли мужей невѣрующихъ — язычниковъ; но эти невѣрующіе мужья часто до того плѣнялись любовію, кротостію, послушаніемъ, терпѣніемъ своихъ женъ, что плѣнялись и вѣрою, которая внушала имъ такое поведеніе, и сами дѣлались христіанами. Сколько и нынѣ встрѣчается такихъ мужей, которые по своему легкомыслію нисколько не выше тѣхъ мужей язычниковъ, — какое слѣдователыю и нынѣ широкое поприще для дѣятельности женъ христіанокъ! И какъ велико будетъ въ очахъ Божіихъ, если хотя одинъ изъ такихъ мужей поведеніемъ своей жены отъ разсѣянія, безпечности и разврата приведенъ будетъ на путь спасенія и служенія Христу!

б) Но вотъ мы видимъ женщину въ положеніи матери. Сколько благъ она можетъ излить и здѣсь! Чего ждетъ дитя отъ матери? Оно ждетъ заботы о вкорененіи въ его жизнь, его душу, добрыхъ началъ: страха Божія, любви къ Богу и ближнему, послушанія; оно ждетъ искорененія всего, что проявляется въ немъ грѣховнаго, нехристіанскаго. И кто же все это можетъ сдѣлать и дѣлаетъ, какъ не мать богобоязненная, мать любящая Христа, работающая Христу? Скажите, кто вольетъ въ душу дитяти эту любовь ко Христу, какъ не та, которая сама обладаетъ любовью къ Нему? Кто чего не имѣетъ самъ, тотъ не можетъ того дать и другимъ. Да, такая мать собственнымъ опытомъ дознала сладость любви ко Христу; собственнымъ опытомъ извѣдала цѣну благочестія христіанскаго; потому влить эту любовь въ дѣтей, воспитать ихъ въ страхѣ Божіемъ, она считаетъ существенною своею обязанностью и при всякомъ случаѣ старается сдѣлать своему дитяти или наставленіе, или обличеніе, по возможности не давая ему всецѣло разсѣяваться дѣтскими забавами, но насколько возможно чаще умъ и сердце обращая къ Господу Богу. Пусть другимъ кажется это и труднымъ, пусть у нихъ и времени на это не достаетъ: у матери благочестивой всего этого очень много. Она знаетъ время и способъ, когда и какъ воздѣйствовать на дитя. И вотъ она то читаетъ ему святое евангеліе, то питаетъ его умъ, воображеніе и сердце благочестивыми разсказами о жизни І. Христа, Богоматери и святыхъ, то идетъ съ нимъ въ храмъ и другія святыя мѣста для поклоненія святымъ мощамъ и чудотворнымъ иконамъ, то и дома становится съ нимъ на молитву. Живая, впечатлительная природа дитяти все это съ любовью воспринимаетъ, оставляетъ въ себѣ неизгладимымъ часто на всю жизнь. Такимъ образомъ въ благочестивомъ семействѣ благочестивою матерью дѣлается самое главное въ духовной жизни человѣка — полагается основаніе всякаго добра въ его сердцѣ, съ надеждою видѣть добрый плодъ. Многіе святые первоначальными наставницами въ благочестіи имѣли своихъ матерей. О, жены! вотъ поле ваше — это семья, это дѣти ваши. Сѣйте на этомъ полѣ болѣе и болѣе сѣмянъ добрыхъ, чтобы и вамъ было чѣмъ порадоваться здѣсь и за что получить возмездіе тамъ, когда отъ всякаго нелицепріятный Судія потребуетъ добра и добра.

в) Возьмемъ ли мы женщину незамужнюю? Если она проникнута любовью ко Христу, сколько въ состояніи дѣвства можетъ принести существенной пользы ближнимъ! Св. Марія Магдалина, не имѣвшая семьи, проповѣдывала подобно апостоламъ всѣмъ, съ кѣмъ встрѣчалась, съ кѣмъ обращалась, всюду, куда бы ни приходила. Съ проповѣдью о Христѣ она взошла даже во дворецъ Тиверія, императора римскаго, и поднося красное яйцо, начала свою проповѣдь о Христѣ словами: «Христосъ воскресе!» Она и не могла иначе дѣйствовать. О любимомъ существѣ развѣ можно умолчать? Развѣ можно не пожелать, чтобы и другіе любили его такъ же, какѣ мы его любимъ? Кто не знаетъ и нынѣ дѣвъ, проповѣдующихъ о Христѣ чистою жизнью въ обителяхъ? Кто не знаетъ другого рода дѣвъ и вдовицъ всякаго званія и возраста, которыя ради Христа, изъ любви ко Христу посвятили себя на служеніе страждущимъ, сирымъ, безпомощнымъ, часто всѣми оставленнымъ и забытымъ? Ахъ, какъ дороги эти чистыя души при одрѣ этихъ страдальцевъ, особенно въ предсмертныя минуты ихъ жизни! Сколько утѣшенія онѣ могутъ пролить въ ихъ сердца, пронзенныя скорбію, служа имъ, какъ Христу, подобно какъ жены муроносицы! Какое мѵро можетъ сравниться съ ихъ словомъ любви, словомъ молитвы, съ ихъ слезой искренняго, болѣе чѣмъ родного, участія! Ихъ молитва при семъ случаѣ за умирающихъ и умершихъ, которые сами уже не могутъ молиться — это благо такое, выше котораго не можетъ быть здѣсь. И чѣмъ болѣе душъ препровождено этими дѣвами, посвятившими себя Христу, въ будущую жизнь, чѣмъ болѣе спасено ихъ въ минуты безотрадной скорби, въ тяжкія минуты разлученія души съ тѣломъ, тѣмъ болѣе чрезъ то самое онѣ уготовали себѣ награды отъ Мздовоздаятеля Христа. А дѣва воспитательница юношества, съ любовью ко Христу въ сердцѣ, съ евангеліемъ въ рукахъ, сколько также благотворнаго вліянія можетъ оказать на порученную ей юность! Она всюду распространяетъ вѣру, вселяетъ любовь, всему даетъ жизнь.

III. Да, женщина, любящая Христа, великое сокровище. Нося въ своемъ сердцѣ эту любовь, много пользы можетъ она принести себѣ, церкви и обществу. Знайте же это вы, носящія званія женъ, матерей и дочерей, и не давайте своему сердцу земленѣть, черствѣть отъ привязанностей земныхъ, не давайте ему отягощаться этими привязанностями, этою суетой. Вмѣсто попеченія о нарядахъ, объ удовольствіяхъ, которыми такъ многія изъ васъ увлекаются, пусть лучше ваше сердце, какъ на крыльяхъ, возлетаетъ ко Христу, Христу служитъ, къ Нему болѣе и болѣе прилѣпляется, въ Немъ находитъ себѣ утѣшеніе, радость и надежду.

Братіе христіане! И всѣмъ намъ необходима любовь ко Христу. Безъ любви ко Христу жизнь христіанина пуста, мертва, безцѣльна. Употребимъ же всѣ мы силы на то, чтобы возлюбить Христа любовью крѣпкою, чистою и святою. О, когда бы мы разбогатѣли такою любовью, богатѣе были бы тогда всѣхъ счастливцевъ міра сего. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Сборника общепон. поученій» свящ. о. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 83-85.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0