Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцать второй день.

Поуч. 2-ое. Св. равноапостольная Марія Магдалина.

(Женщина можетъ быть «свѣтомъ міра» для невѣдущихъ истиннаго Бога и въ особенности во своей семьѣ для дѣтей).

I. Св. нынѣ прославляемая Марія Магдалина, родомъ изъ Магдала, небольшого городка на берегу Галилейскаго озера, была одна изъ тѣхъ женщинъ, которыхъ облагодѣтельствовалъ Іисусъ Христосъ, когда, проповѣдуя по городамъ и селамъ галилейскимъ, Онъ чудно исцѣлялъ болѣзни тѣлесныя и душевныя всѣхъ приходившихъ слушать и принимавшихъ съ вѣрою слово Его. Съ тѣхъ поръ, какъ милосердый Господь исцѣлилъ ее, освободилъ отъ мучившихъ ее семи бѣсовъ (Лук. 8, 2), она всѣмъ сердцемъ предалась Ему, всюду слѣдовала за Нимъ, слушала Его ученіе ненасытно, служила ему имѣніемъ своимъ и трудами рукъ своихъ. Въ числѣ нѣкоторыхъ другихъ женъ она послѣдовала за Нимъ изъ Галилеи и въ Іерусалимъ, когда Господь отошелъ туда на вольное страданіе и на смерть. Не оставила Марія Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшныя страданія, неотлучно была при Немъ и въ минуты, когда оставили Его даже Его ученики... Когда Спаситель былъ распятъ на крестѣ, то Марія Магдалина издали съ глубокою скорбію смотрѣла на Него и потомъ была при Его погребеніи, вмѣстѣ съ Маріею Іосіевою, смотрѣла, гдѣ Его полагали (Марк. ХѴ, 47, Матѳ. ХХѴІІ, 61).

Въ 1-й же день недѣли, который съ тѣхъ поръ называется воскреснымъ, Марія Магдалина, приготовивъ благовонное мѵро, чтобы, по обычаю іудейскому, помазать имъ тѣло умершаго Іисуса, «рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидѣла, что камень отваленъ отъ гроба, и побѣжала, и пришла къ Симону Петру, и къ другому ученику, котораго любилъ Іисусъ, и сказала имъ: «унесли Господа изъ гроба, и не знаемъ, гдѣ положили Его».

Послѣ же того, какъ пришедшіе по ея словамъ ученики, наклонившись ко гробу, увидѣли только «однѣ пелены лежащія» и увѣровали въ воскресеніе изъ мертвыхъ Христа, такъ какъ изъ Писанія знали, что Ему надлежало воскреснуть изъ мертвыхъ, и возвратились къ себѣ, — «Марія стояла у гроба и плакала». И вотъ ей, много возлюбившей Христа, «сперва (но безъ сомнѣнія уже послѣ Божіей Матери) явился Христосъ», ее первую, скорбящую о Немъ, обрадовалъ неизреченною радостію воскресшій Господь.

При возвращеніи Маріи Магдалины въ Іерусалимъ отъ гроба, Іисусъ Христосъ въ другой разъ явился ей вмѣстѣ съ прочими женами мѵроносицами и сказалъ имъ: радуйтеся! — Онѣ съ благоговѣніемъ поклонились Ему и съ радостію пришли въ Іерусалимъ и возвѣстили о воскресшемъ Христѣ.

Съ этого времени о жизни Маріи Магдалины въ евангеліи свѣдѣній нѣтъ; преданіе же свидѣтельствуетъ, что она потрудилась для проповѣдыванія о Христѣ; путешествовала въ Римъ (Рим. ХѴІ, 6); лично сообщила императору Тиверію о незаконномъ судѣ надъ Іисусомъ, при чемъ поднесла ему красное яйцо, какъ символъ воскресенія. — Скончалась Марія Магдалина въ Ефесѣ.

II. а) Исторія святой церкви Христовой передала памяти грядущихъ временъ имена многихъ святыхь женъ, подобно равноапостольной Маріи Магдалинѣ, насаждавшихъ вѣру Христову на землѣ, распространявшихъ и сохранявшихъ благочестіе среди людей, убѣжденіями, увѣщаніями, мольбами и слезами, а наипаче жизнію благотворно дѣйствовавшихъ на мужей и дѣтей, на своихъ и чужихъ, на ближнихъ и дальнихъ, на семьи и цѣлыя общества.

Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина къ принятію преслѣдуемаго прежде христіанства; св. Нина распространяла вѣру христіанскую въ Грузіи; у насъ на Руси св. Ольга является зарею, предвѣщающею восходъ солнца — введеніе христіанства при князѣ Владимірѣ, предрасположенномъ къ этому княгинею Ольгою. По свидѣтельству св. Григорія Богослова, мать его — святая Нонна не только въ домашнихъ заботахъ была помощницею своему мужу, но, какъ руководительница, наставляла его всякому добру словомъ и дѣломъ и, сколько по заповѣди апостола Христова о супружествѣ повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его въ дѣлахъ вѣры и благочестія своимъ поведеніемъ и совѣтами. Блаженный Августинъ во дни юности, уклонившись съ пути истины, предался всѣмъ удовольствіямъ порочнаго свѣта: «я блуждалъ въ такой слѣпотѣ, говоритъ онъ самъ о себѣ, что стыдился не имѣть столько безстыдства, сколько имѣли мои товарищи; я дѣлался день ото дня порочнѣе для того, чтобы за честность не прослыть у нихъ безчестнымъ человѣкомъ; съ удовольствіемъ ходилъ я по улицамъ Вавилона и услаждался нечистотами, какъ будто это былъ драгоцѣнный бальзамъ». Но настойчивость любви нѣжной матери его — Моники, кроткія увѣщанія и наставленія, а паче всего ея горячія молитвы спасли заблудшаго сына: Августинъ раскаялся, палъ къ ногамъ своей матери, признаваясь, что ей всецѣло обязанъ возвращеніемъ своимъ къ вѣрѣ и добродѣтели. Несомнѣнно, что свѣтила и столпы православія — богомудрые отцы и учители церкви не другому кому-либо были обязаны своимъ благочестивымъ настроеніемъ, какъ скромнымъ труженицамъ въ семьѣ...

Итакъ, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могутъ быть свѣтомъ міра — указывать сидящимъ во тьмѣ путь къ истинному благу и вѣчному спасенію, могутъ быть солію земли — предохранять ближнихъ своихъ отъ нравственнаго тлѣнія. Въ благодатномъ царствѣ Христовѣ всѣ, безъ различія пола (Гал. 3, 28), — и мужи и жены могутъ учить вѣрѣ и благочестію, быть великими въ царствѣ небесномъ, по обѣтованію Христову (Матѳ. 5, 19). Такъ было древле, такъ можетъ быть и въ настоящее время. И нынѣшнія жены могутъ насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познанія вѣры и христіанское благочестіе въ малыхъ церквахъ Божіихъ — семействахъ и обществѣ, — могутъ свѣтиться свѣтомъ добрыхъ дѣлъ предъ людьми такъ, что многіе, видя ихъ добрыя дѣла, прославятъ Отца нашего небеснаго; и у женъ нашего времени есть способность быть настойчивыми въ увѣщаніяхъ, терпѣливыми въ наставленіяхъ, кроткими въ обличеніяхъ. Нужно только, чтобы онѣ сами, подобно благочестивымъ женамъ древнихъ временъ, добрѣ разумѣли святую вѣру Христову, были проникнуты духомъ ея, согрѣты истиннымъ благочестіемъ и сердечною любовію ко Господу Іисусу Христу, воодушевлены пламеннымъ желаніемъ служить спасенію ближнихъ своихъ. Отъ женщины, которая сама не вѣдаетъ ученія евангельскаго, которая всю жизнь свою посвящаетъ удовольствіямъ и наслажденіямъ, исполненію свѣтскихъ приличій, драгоцѣннымъ украшеніямъ, — отъ такой жены, разумѣется, нельзя ожидать наставленій въ вѣрѣ Христовой и убѣжденій жить по этой вѣрѣ.

б) Еще благотворнѣе, чѣмъ проповѣдница вѣры, можетъ вліять женщина на дѣтей, какъ мать. Подобно равноапостольной Маріи Магдалинѣ, приведшей многихъ ко Христу Спасителю, и всякая мать-христіанка должна приводить ко Господу чадъ своихъ, воспитывать ихъ въ благочестіи и страхѣ Божіемъ. Охранять ихъ, какъ безцѣнный даръ Божій, памятуя, что за нихъ она должна будетъ воздать отвѣтъ въ денъ судный...

И подлинно, самое важное, самое существенное въ воспитаніи дѣтей есть образованіе сердца, или воспитаніе нравственное и религіозное, необходимое для вѣчности, необходимое для времени, необходимое всегда и во всемъ. А на нравственное воспитаніе дѣтей никакой воспитатель не можетъ имѣть благотворнаго вліянія столько, сколько мать, вѣрная обязанностямъ материнскимъ. Тогда какъ отецъ семейства часто бываетъ отвлекаемъ отъ него нуждами домашними и дѣлами своего званія, мать всегда находится съ дѣтьми; къ своей родной матери дѣти болѣе, чѣмъ къ кому другому, бываютъ привязаны, — къ ней прежде всего, чаще и охотнѣе обращаются съ своими полунѣмыми вопросами. Въ свою очередь мать болѣе всего любитъ дѣтей своихъ; а для любви не тяжело имѣть неусыпную бдительность, непрестанный надзоръ и внимательное наблюденіе надъ дѣтьми: любовь умѣетъ учить ласково безъ слабости, строго безъ жестокости, дѣятельно безъ торопливости, медленно безъ лѣности... Первыя представленія малютки о Богѣ, первое призываніе имъ имени Божія, первая его молитва, первое проявленіе имъ любви къ Господу и ближнимъ, — все это зависитъ отъ матери. Отъ матери богобоязненной дѣти усвояютъ неземныя и святыя чувства: отъ ней научаются они встрѣчать великіе праздничные дни съ такимъ неземнымъ восторгомъ, который помнится въ жизни до самой глубокой старости. Слово и примѣръ благочестивой матери глубоко западаютъ въ душу дитяти и даютъ направленіе, можно сказать, всей его жизни. Обликъ чистой матери остается для многихъ послѣднею святынею, когда все святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняетъ ихъ отъ конечной погибели, а и поднимаетъ ихъ на высокую степень нравственнаго совершенства; боязнь, какъ бы не огорчить матери при ея жизни, не омрачить ея посмертной памяти, предохраняетъ человѣка, какъ ангелъ хранитель, отъ дурныхъ увлеченій. Да, счастливы дѣти, родившіяся въ богобоязненной семьѣ и воспитанныя благочестивой женщиной-христіанкой, и счастлива та женщина, которой сулилъ Всевышній нарицаться высокимъ, священнымъ именемъ матери! Горе той семьѣ и дѣтямъ, гдѣ мать не заботится о первоначальномъ религіозно-нравственномъ воспитаніи своихъ дѣтей. Это зло такъ велико, что трудно даже подыскать къ нему названія.

III. Прославляя нынѣ память св. равноапостольной Маріи Магдалины и исполняя священный долгъ вѣрноподданической любви, вознесемъ, братія, Всевышнему усердныя моленія, да сохранитъ Онъ подъ кровомъ Своея благости, къ общему нашему благу и утѣшенію, на многіе и долгіе годы драгоцѣннѣйшую жизнь благочестивѣйшей тезоименитницы — Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны, съ высоты царскаго престола подающей собою примѣръ въ осуществленіи святого призванія женщины и назидательный образецъ истинно христіанской женщины. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» за 1893 г. іюль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 81-83.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0