Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцатый день.

Поуч. 5-ое. Св. пр. Илія.

(Значеніе вѣры въ жизни частной и общественной).

Но обратимся отъ этого жалкаго народа къ пророку. Онъ удалился въ пустыню горы Хорива, которая была свидѣтельницей призванія Моисея на великое дѣло освобожденія народа Божія «изъ дому работы». Здѣсь воскресли въ памяти пророка всѣ чудныя событія этого отдаленнаго времени, когда Господь «рукою крѣпкою и мышцею высокою» водилъ народъ Свой. При этихъ воспоминаніяхъ, съ новою силой закипѣлъ въ груди пророка гнѣвъ противъ невѣрнаго и неблагодарнаго народа, и онъ, ревнуя за славу Божію, хотѣлъ бы, чтобы огонь небесный пожралъ нечестивый народъ, какъ нѣкогда содомлянъ. И вотъ, какъ будто отвѣчая желанію пророка, засверкала молнія, загрохоталъ въ ущельяхъ громъ, и скалы, отрываемыя бурей, съ грохотрмъ катились въ пропасть. Въ благоговѣйномъ страхѣ пророкъ ждалъ гнѣвнаго явленія Іеговы. Но онъ ошибся: ни въ огнѣ, ни въ бурѣ не явился Господь; а когда гроза смѣнилась легкимъ дыханіемъ вѣтра, пророкъ ощутилъ присутствіе Господа и понялъ, что еще не наступило время гнѣва; на его жалобы Господь отвѣчалъ ему, что есть еще 7 тысячъ во Израилѣ не преклонившихъ колѣнъ предъ Вааломъ; т.-е. пока имѣется хоть слабая искра вѣры въ Израилѣ, Онъ будетъ еще удерживать карающій мечь праведнаго гнѣва; угасла она — и мечь опустился и раздробилъ нечестивый народъ, какъ глиняный сосудъ.

II. Таково, братіе, значеніе вѣры въ жизни частной и общественной. Горе человѣку, горе народу, въ которомъ угасъ этотъ божественный огонь! Онъ тогда холодный трупъ, который не спасутъ отъ тлѣнія блудящіе огни цивилизаціи; смрадъ разврата и преступныхъ дѣяній будетъ пробиваться сквозь обманчивую блестящую внѣшность и свидѣтельствовать о начавшемся разложеніи. Утратившее вѣру общество уже не довольствуется удовлетвореніемъ насущныхъ потребностей человѣческой природы, а ищетъ удовлетворенія похотей, которыхъ нельзя насытить ничѣмъ, даже противоестественными наслажденіями; а для безграничной похоти нужны и безграничныя средства; отсюда страсть къ наживѣ, которой не могутъ удовлетворить никакія богатства. Похоть и нажива — вотъ два идола утратившаго вѣру общества, болѣе страшные, чѣмъ идолы Ваала и Астарты, которымъ поклонялся древній Израиль, болѣе страшные даже чѣмъ Молохъ, для котораго іудеи Ахавова времени сожигали собственныхъ дѣтей, — потому что для идоловъ нашего времени сожигается то, что должно быть человѣку дороже всего, дороже дѣтей и собственной жизни, сожигаются святыя вѣрованія, добродѣтель, совѣсть, высшія надежды, — однимъ словомъ, сожигается все истинно человѣческое. У поклонника этихъ идоловъ не дрогнетъ рука отнять послѣдній кусокъ у голоднаго; его не смутятъ никакіе стоны, не тронутъ никакія мольбы, — никакія картины страданій не тронутъ его сердца; ни невинность младенца, ни сѣдины старца, ни непорочность дѣвы, ничто не свято для него; жизнь и благосостояніе тысячъ его братій такъ же мало значатъ въ его глазахъ, какъ и жизнь одного. Въ сравненіи съ нимъ и фарисей уже святой человѣкъ; потому что этотъ послѣдній настолько еще чтитъ добродѣтель, или по крайней мѣрѣ преклоняется предъ судомъ общества, что прикрываетъ свое нравственное безобразіе одеждой добродѣтели, тогда какъ первый нагло смѣется надъ добродѣтелью, правду и честность считаетъ глупостью и боится не суда общественнаго, а одной кары закона. Что же это все какъ не смрадъ, издаваемый разлагающимся трупомъ? Могутъ ли остановить это разложеніе всѣ лѣкарства, предлагаемыя цивилизаціей, научныя открытія, общественныя учрежденія и проч., когда первыя дѣлаются орудіями современныхъ идоловъ и слѣд. не останавливаютъ, а ускоряютъ разложеніе, а что касается послѣднихъ, то своекорыстіе и безсовѣстность, если не успѣваютъ обратить ихъ на служеніе тѣмъ же идоламъ, то дѣлаютъ безполезными.

III. Перестанемъ же, братіе, обманывать себя пустыми надеждами, что можно жить безъ вѣры и благочестія, одною цивилизаціей, которая безъ вѣры и благочестія есть дерево безъ жизненнаго сока, атмосфера, лишенная кислорода и превращающаяся въ ядъ. Водрузимъ въ своемъ сердцѣ эту истину, что если угасъ свѣтъ вѣры, то все погибло — спасенья нѣтъ. Пусть поэтому міръ осмѣиваетъ вѣру, называя ее суевѣріемъ, мы тѣмъ болѣе будемъ дорожить этой святыней: пусть міръ пытается отнять ее у насъ и растоптать, мы тѣмъ крѣпче будемъ хранить ее въ сердцѣ; пусть кругомъ насъ сгущается мракъ невѣрія, мы тѣмъ усерднѣе будемъ ходить въ свѣтѣ вѣры. Этотъ внутренній духовный свѣтъ будетъ для насъ тою свѣтозарною колесницей, которая вознесла Илію въ невечерній свѣтъ царствія, гдѣ сіяетъ Самъ Отецъ свѣтовъ, въ своей присносущной славѣ. (Сост. по «Душеп. чтен.» за 1885 г., августъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 75-77.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0