Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. славный пророкъ Божій Илія.

(Черты его жизни и уроки для подражанія по изображенію его св. иконы).

II. а) Вотъ св. пророкъ изображенъ на ней съ лицомъ суровымъ, какъ бы гнѣвнымъ, въ бѣдной одеждѣ и съ дорожнымъ посохомъ. Онъ былъ подвижникъ строгій къ себѣ и къ людскимъ погрѣшностямъ, ходилъ въ волосяной одеждѣ, подпоясывался кожанымъ поясомъ, жилъ по большей части въ пустынѣ и являлся между людьми только для того, чтобы учить ихъ вѣрѣ, нещадно обличать въ нечестіи и предсказывать за то отъ лица Божія страшныя наказанія. Такъ напримѣръ, онъ предсказалъ однажды нечестивому царю израильскому, что въ его царствѣ цѣлые три года съ половиной не будетъ ни дождя, ни росы, и оттого произойдетъ сильная засуха и голодъ; это все и сбылось на самомъ дѣлѣ, такъ что самому пророку, поселившемуся въ пустынѣ при ручьѣ, нечѣмъ было кормиться, — и ужъ вороны, по повелѣнію Божію, приносили ему въ своихъ клювахъ и когтяхъ каждый день, утромъ и вечеромъ, хлѣбъ и мясо.

Когда же, по прошествіи года, нечего было Иліи и пить, потому что ручей пересохъ отъ продолжительнаго бездождія, то Богъ повелѣлъ ему итти въ одинъ городъ, къ нѣкоторой благочестивой, но бѣдной вдовицѣ, которая и призрѣла его у себя — поила и кормила, за что у нея, по слову пророка, во все продолженіе голода не убывалъ скудный запасъ муки въ кадкѣ и масла въ кувшинѣ, хотя взять ей и того и другого было негдѣ и не на что. Это ужъ посылалъ Богъ, исполняющій алчущихъ Своими благами. Берите же себѣ, братія, примѣръ съ бѣдной вдовицы, питавшей пророка, — берите не только богатые и достаточные, но и бѣдные, и будьте увѣрены, что отъ подаянія милостыни не будете голодными.

б) Еще представляется на иконѣ св. пророкъ молящимся предъ жертвенникомъ, на которомъ пылающія дрова, а на дровахъ заколотый телецъ. Такъ изображается слѣдующее событіе. Когда миновали три съ половиной года засухи и голода, св. Илія явился изъ пустыни къ царю съ укоромъ и обличеніемъ въ идолопоклонствѣ и предложилъ ему собрать весь народъ и жрецовъ идольскихъ на одну гору и изслѣдовать, кто истинный Богъ. Когда народъ собрался, Илія обратился къ нему и сказалъ: «ежели мой Богъ, Которому я служу вѣрой и правдой, есть истинный Богъ, то вѣруйте Ему; ежели идолъ Ваалъ — богъ, то идите за нимъ. Изъ жрецовъ вааловыхъ здѣсь цѣлыя сотни, а я только одинъ. Пусть же дадутъ намъ двухъ тельцовъ: одного тельца пусть возьмутъ они, разсѣкутъ и положатъ на дрова, но огня пусть не подкладываютъ, а я приготовлю другого тельца, положу на дрова и огня тоже не подложу. Потомъ призовите боговъ вашихъ, а я призову своего Бога; и Богъ, который, услышавъ молитву, пошлетъ огонь, да будетъ признанъ истиннымъ Богомъ». Какъ предлагалъ св. пророкъ, такъ и сдѣлали. Но сколько ни молились по своему жрецы вааловы своему истукану, не было отъ него ни гласа, ни послушанія. А какъ только помолился Илія своему Богу, Богу истинному, тотчасъ спалъ съ неба огонь и попалилъ не только жертву съ дровами, но и воду, которою они были облиты. Тогда весь народъ палъ на землю и воскликнулъ: Богъ Иліинъ есть истинный Богъ! и обратился къ Нему.

в) Св. пророкъ Илія изображается также сидящимъ въ пещерѣ каменной, и вотъ что послужило тому основаніемъ. Послѣ чудной жертвы на горѣ, царица — ревностная идолопоклонница — возненавидѣла Илію и грозилась убить его, отчего онъ удалился въ пустыню, гдѣ, будучи томимъ голодомъ и жаждой и горюя о развращеніи людей, просилъ у Бога себѣ смерти; наконецъ заснулъ отъ утомленія. Во время сна явился ему ангелъ Господень, принесъ пищи и питья и велѣлъ встать, ѣсть и пить. Вставши отъ сна и подкрѣпившись пищею, онъ сорокъ дней шелъ къ горѣ Хориву и остановился въ ея пещерѣ. Здѣсь Самъ Богъ явился ему и повелѣлъ на слѣдующее утро взойти на вершину горы, гдѣ обѣщалъ ему опять явиться: Илія взошелъ на гору, и Богъ, послѣ бури, землетрясенія и пламени, явилъ ему Свое присутствіе въ тихомъ и кроткомъ дуновеніи вѣтерка, въ знакъ того, что Онъ — Богъ, не столько грозный отмститель злое творящимъ и карающій нечестивыхъ бурей, землетрясеніемъ и огнемъ, сколько милосердный и чадолюбивый Отецъ, Который наказываетъ людей не по враждѣ и злобѣ, а по милости, чтобы ихъ образумить, исправить и спасти отъ вѣчныхъ мукъ.

г) Еще св. пр. Илія изображается на колесницѣ съ огненными конями. Это событіе напоминаетъ кончину пророка Божія. Пришло время Иліи переселиться въ иную жизнь, оставить грѣшный міръ. Выбравъ себѣ въ преемники пророка Елисея, онъ шелъ съ нимъ однажды дорогой. Вотъ они пришли къ рѣкѣ Іордану, чрезъ которую должны были переправиться. Илія скинулъ съ себя милоть (верхнюю одежду), ударилъ ею поперекъ рѣки, — и вода раздѣлилась, разступилась, такъ что они оба перешли чрезъ рѣку по сухому дну. Когда они шли далѣе и разговаривали между собою, вдругъ появились предъ ними огненные кони съ огненной колесницей и разлучили ихъ другъ съ другомъ: Илія въ вихрѣ понесся на чудной колесницѣ на небо, спустивъ Елисею съ себя милоть. Это все изображается на иконахъ, изображающихъ св. славнаго пророка Илію и его дивную жизнь.

III. Подражайте, братія мои, св. ревности къ славѣ Божіей пророка Иліи, его праведному гнѣву противъ окружавшаго его нечестія и идолопоклонства.

Отвращайтесь отъ всѣхъ кощунниковъ и нечестивцевъ, хулителей славы Божіей, не бойтесь заявить предъ ними свою святую вѣру и уваженіе ко всѣмъ уставамъ и заповѣдямъ истинной матери вашей церкви, — возвысить голосъ противъ явнаго соблазна и нечестія, чтобы оно не поднимало слишкомъ высоко свою голову и не издѣвалось надъ благочестиво живущими.

Возлюбите, братія мои, по примѣру св. пр. Иліи воздержаніе и бѣгайте всякаго пресыщенія, которое, какъ гиря, давитъ духъ человѣка къ землѣ и не позволяетъ ему возноситься къ небу.

Чаще, наконецъ, вспоминайте, что отступники отъ Бога рано или поздно будутъ наказаны, какъ не избѣгли наказанія отъ руки пр. Иліи отступившіе отъ служенія истинному Богу жрецы Ваала. (Сост. Г. Д-ко по «Рук. для с. п.» и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 70-71.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0