Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Двадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. пр. Илія.

(Въ чемъ мы должны подражать св. пр. Иліи?)

Во время преображенія Господня, онъ явился съ Моѵсеемъ и бесѣдовалъ съ І. Христомъ, чему были свидѣтелями свв. ап. Петръ, Іаковъ и Іоаннъ.

II. Ублажаемый нынѣ праведникъ принадлежитъ, братія, къ числу тѣхъ великихъ мужей, кои, какъ звѣзды, сіяли на тверди церкви ветхозавѣтной, до восшествіи Солнца правды — явленія во плоти Сына Божія. Мы называемъ сего праведника пророкомъ, за особенную рѣшительность предсказаній его; но еще съ большею силою приличествуетъ ему названіе чудотворца. Чего не происходило по гласу Иліи? Небо и заключалось, и отверзалось, и не давало дождя, и проливало цѣлыя рѣки; огнь ниспадалъ на жертву и потреблялъ самую воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Иліи? — Вороны доставляли ему пищу, Іорданъ обнажалъ дно свое и проводилъ его по-суху; Самъ Богъ являлся Иліи такъ, какъ не являлся никому послѣ Моѵсея. Конецъ жизни, состоявшей изъ чудесъ, еще чудеснѣе: Илія возносится на небо на колесницѣ огненной, какъ не возносился никто прежде, и, вѣроятно, не вознесется никто послѣ.

И не смотря на все это, Илія, по слову апостола, бѣ человѣкъ подобострастенъ намъ (Іак. 5, 17)! Когда подумаешь о семъ, братія, то въ иное время тотчасъ возносишься какъ бы на высоту, а въ иное — какъ бы упадаешь долу. Въ минуту святого восторга хочешь возвыситься въ мысляхъ до высоты праведника, распространиться въ дѣйствіяхъ до его круга дѣятельности, слышишь внутрь себя голосъ, что Богъ Иліинъ (4 Цар. 2, 14) есть Богъ всѣхъ и каждаго, что у Него не одна огненная колесница, а тмы темъ (Псал. 67, 18). А въ минуту слабости духа взоръ неволъно поникаетъ долу предъ образомъ праведника, трудно бываетъ вѣрить, что все это совершено съ нашею бренною плотію, думаешь видѣть одну картину, начертанную рукою благочестиваго художника, стоишь въ мысляхъ у подошвы Хорива, и не смѣешь войти въ пещеру, гдѣ является Господь. Такъ бываетъ при мысли и о другихъ великихъ праведникахъ: духъ паритъ къ нимъ и съ ними, какъ съ своими, а плоть отрицается отъ нихъ, какъ отъ чуждыхъ, неподражаемыхъ.

Чему же именно должно подражать намъ въ Иліи?

а) Ужели дивнымъ дѣламъ его, въ коихъ онъ являлся превыше всея природы? А что же, возлюбленный, если бы мы сказали тебѣ — подражать и этому? Развѣ бы сказали неправду? — Развѣ вѣрующимъ во Христа не обѣщано знаменій? Знаменія же вѣровавшимъ, говоритъ Самъ Спаситель, сія послѣдуютъ: именемъ Моимъ бѣсы ижденутъ, языки возглаголютъ новы, змія возмутъ, аще и что смертно испіютъ, не вредитъ ихъ (Марк. 16, 17-18). Много сказано: но не думай, чтобы здѣсь было перечислено все; и это многое указано только для примѣра. Ибо послушай, чтó говоритъ еще въ другомъ мѣстѣ Самъ Спаситель: вѣруяй въ Мя дѣла, яже Азъ сотворихъ, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. 14, 12). Мало ли творилъ чудесъ Спаситель? Но вотъ, обѣщаются еще большія дѣла. Кому? вѣрующему, слѣдственно и тебѣ, если вѣруешь какъ должно. Намъ кажется это невозможнымъ, потому что мы далеки отъ высоты совершенства христіанскаго, — такъ, какъ человѣку, стоящему во рву, все кажется выше его.

б) Будемъ подражать и добродѣтелямъ св. пр. Иліи.

Много было въ Иліи чудесъ, но еще болѣе добродѣтелей. Будемъ подражать добродѣтелямъ, когда не можемъ подражать чудесамъ. Добродѣтели лучше чудесъ; ибо отъ нихъ и всѣ чудеса, а чудо еще не даетъ само по себѣ добродѣтели.

Будемъ подражать воздержанію Иліи, по коему онъ три года питался мукой и елеемъ.

Будемъ подражать святой наклонности къ уединенію, по коей онъ едва не всю жизнь провелъ въ пещерѣ.

Будемъ подражать смиренію, по коему Иліи не хотѣлось имѣть даже въ Елисеѣ свидѣтеля своего вознесенія на небо.

Паче же всего да возлюбимъ ревность Иліину по славѣ Бога истиннаго. Говорю: паче всего, ибо святая добродѣтель сія приходитъ у насъ едва не въ совершенное забвеніе. Коснутся какимъ-либо образомъ нашей чести, мы выходимъ изъ себя, готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь вѣры и ея святѣйшихъ таинствъ, а честь Искупителя нашего и будущаго Судіи, а честь общей матери нашей церкви для многихъ — ничто! Говорите при нихъ, что угодно, противъ всего святого, они не скажутъ ни слова въ защиту, будутъ находить удовольствіе въ вашихъ словахъ, можетъ быть полюбятъ васъ за это. Такъ ли должно быть между истинно вѣрующими? Не явный ли это знакъ, что у такихъ дюдей нѣтъ вѣры въ сердцѣ, что они — тайные язычники? — А мало ли такихъ!

Посему-то мы и приглашаемъ подражать ревности Иліи. — Какъ подражать? Мечемъ Иліинымъ? — Нѣтъ, онъ въ рукахъ предержащей власти, которая всѣми дѣйствіями своими доказываетъ, что она, по выраженію апостола, не безъ ума мечь носитъ (Рим. 13, 4); а во-первыхъ — примѣромъ благимъ, то-есть личнымъ уваженіемъ твоимъ ко всему священному, во-вторыхъ, словомъ благимъ и убѣжденіемъ, коль скоро будешь остановлять порывы безумія и вразумлять людей буіихъ и ненаказанныхъ. По крайней мѣрѣ не слушай хульныхъ рѣчей, не улыбайся, когда сдышишь ихъ, а бѣги, если можешь, отъ говорящаго. Какъ бы много сократилось нечестіе, если бы наказывалось хотя однимъ невниманіемъ! (Сост. по слову въ день пр. Иліи, Иннокентія, архіеп. херс.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 68-70.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0