Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Девятнадцатый день.

Препод. Макрина, сестра Василія Великаго.

(Основныя правила христіанскаго воспитанія для неба себя и дѣтей нашихъ).

И что же вышло изъ такого, какъ иные могли бы сказать, односторонняго, узкаго воспитанія Макрины? Путемъ такого воспитанія образовалась, не обинуясь скажемъ, удивительная женщина, по мнѣнію всѣхъ знавшихъ ее, даже и язычниковъ, — вышла великая святая праведница, по свидѣтельству всей христіанской церкви.

Величіе своего христіанскаго духа Макрина показала еще въ молодыхъ лѣтахъ тѣмъ, что, будучи разъ обрученною избранному ею жениху, она не рѣшилась обручиться съ другимъ, когда первый ея женихъ, по волѣ Господа, преждевременно скончался. Она рѣшилась послѣ того навсегда остаться въ дѣвствѣ для блага своей не малочисленной семьи, не смотря на то, что, по ея красотѣ и ея высокимъ качествамъ, искали ея руки многіе знатные юноши.

По смерти своего отца, Макрина стала незамѣнимою помощницею для своей матери.

Можно сказать, что главнымъ образомъ ея вліянію обязана была вся многочисленная семья ея родителей тѣми высоко-нравствеиными качествами и тѣмъ важнымъ общественнымъ положеніемъ, которое занимали ея члены въ свое время. Изъ девяти душъ дѣтей Василія и Эмиліи Каппадокійскихъ, не говоря о пяти сестрахъ Макрины, ею наставленныхъ и ею пристроенныхъ, Макриною были выведены на путь высокаго благочестія и небесной славы всѣ четыре брата ея. Макринѣ много обязанъ былъ и братъ Навкратій, котораго своими благочестивыми бесѣдами она склонила къ чистому подвижническому житію, въ какомъ онъ и скончался въ пустынѣ. Ей много обязаны были и остальные братья — Петръ, Григорій и Василій, которые за свои душевныя высокія качества были избраны на епископскія каѳедры и на нихъ прославились, — Григорій, извѣстный подъ именемъ епископа Нисскаго, — и Василій, заслужившій имя Великаго. Именно ей обязанъ былъ великій святитель церкви вселенской Василій величіемъ своей души и величіемъ славныхъ дѣлъ и ученія на пользу церкви. Когда Василій возвратился въ домъ родителей, послѣ многолѣтнихъ странствованій по разнымъ городамъ для образованія въ наукахъ, Макрина замѣтила въ немъ гордое самомнѣніе и вообще не вполнѣ христіанское настроеніе. И въ короткое время, говорится въ житіи св. Макрины, своими кроткими и богодухновенными словами она успѣла привести его къ такому смиренномудрію, что онъ рѣшился оставить всю суету мірскую и всего себя посвятилъ иноческому житію и служенію церкви. Макринѣ обязанъ былъ весь домъ ея отца съ рабами и рабынями и самая мать ея Эмилія тѣмъ, что остатокъ дней своихъ всѣ они провели въ иноческихъ подвигахъ.

Макрина устроила въ Каппадокіи женскую обитель, въ которой, подъ ея руководствомъ, подвизались, кромѣ упомянутыхъ выше лицъ, и много другихъ знатныхъ дѣвъ и вдовицъ, посвятившихъ себя на служеніе Господу. Словомъ, какъ св. Василій, братъ Макрины, положилъ начало въ нашей православной церкви правильному мужскому общежитію иноческому, такъ св. Макрина, сестра его, положила начало правильному женскому иноческому житію. Съ глубочайшимъ благоговѣніемъ говорили о великой сестрѣ своей святые братія ея — Василій и Григорій, изъ коихъ послѣдній былъ свидѣтелемъ и блаженной ея кончины. Святитель Григорій Нисскій, между прочимъ, говорилъ о препод. Макринѣ, что, «во время голода, не оскудѣвала пшеница, подаваемая ея руками требующимъ, и хлѣбъ алчущимъ, — что въ болѣзняхъ она подавала скорое исцѣленіе, изгоняла бѣсовъ, провидѣла тайное и предсказывала будущее».

II. Таковы, бр. мои, плоды добраго религіознаго воспитанія, воспитывающаго не только для земли, но и для неба. Да, вѣрно слово апостола Христова: тѣлесное обученіе вмалѣ есть полезно: а благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8). Будемъ же и мы, родители, по примѣру препод. Макрины, поддерживать въ своихъ домахъ духъ св. вѣры и церковности, во благо себѣ и своихъ дѣтей!

Будемъ заботиться о томъ, чтобы наши дѣти не лишены были воспитанія религіозно-нравственнаго, при которомъ обращается вниманіе не только на тѣло и земные предметы, но главнымъ образомъ на душу и духовный міръ.

Будемъ всѣ усилія употреблять къ тому, чтобы воспитывать для неба не только дѣтей нашихъ, но и самихъ себя.

Вотъ главнѣйшія правила этого воспитанія для неба христіанъ:

а) Надобно, во первыхъ, пріучить умъ обращаться чаще къ небу, къ Богу, къ вѣчности намъ приготовленной и насъ ожидающей. Такъ какъ для человѣка мірянина это не совсѣмъ легкое дѣло, особенно, если онъ живетъ въ постоянныхъ заботахъ о житейскомъ, или въ довольствѣ и благополучіи, потому что чѣмъ привыкъ съ любовію умъ заниматься, къ тому всего легче и обращается: то надобно для этого чаще посѣщать храмъ Божій, читать священное писаніе, также бесѣдовать съ опытными въ духовной жизни людьми. Св. церковь есть лучшая воспитательница христіанина: великодаровитый Господь положилъ въ ней всѣ средства къ нашему духовному воспитанію; вся намъ Божественныя силы, яже къ животу и благочестію, подаются намъ въ ней.

Но надобно также и самимъ размышлять по временамъ, что все земное слишкомъ непостоянно и чрезвычайно скоро проходитъ, оставляя въ сердцѣ человѣка, преданнаго міру, одну пустоту; что душа наша вѣчна и объ ней необходимо позаботиться. Намъ кажется, что здѣшняя жизнь довольно долга и многіе думаютъ, что она дана для наслажденій, и потому ловятъ удовольствія, спѣшатъ повеселиться, пока не ушло время, оставляя вѣчныя, небесныя потребности души безъ всякаго уваженія и попеченія. Сколько здѣсь заблужденія! Здѣшняя жизнь кажется довольно продолжительною отъ нашей ограниченности, отъ нашей слѣпоты, отъ близорукости: опытные люди говорятъ, что наша земная жизнь есть не больше, какъ паръ, который едва лишь появляется, какъ уже и исчезаетъ. Кая жизнь ваша? спрашиваетъ апостолъ Іаковъ: пара бо есть, яже въ малѣ является, потомъ же исчезаетъ. И всѣ люди, доживши до преклонныхъ лѣтъ, обыкновенно говорятъ, что вся ихъ прошедшая жизнь есть какъ бы прошедшее сновидѣніе. Если же душа наша вѣчна, а все земное скоро проходитъ, нисколько не насыщая ея; то легко заключить отсюда всякому, что настоящая жизнь дана не для наслажденій, которыя не больше, какъ приманка грѣшнаго міра, какъ силокъ, въ который ловцы безплотные лютые ловятъ нашу душу, хотя и нельзя отвергать наслажденій невинныхъ, которымъ однакожъ есть свое время и мѣра. Настоящая жизнь дана намъ для раскрытія нашихъ душевныхъ силъ въ стройномъ согласіи.

б) Во-вторыхъ, надобно стяжать сердце чистое, сокрушенное и смиренное, простое, мягкое и нѣжное, которое легко чувствовало бы ядовитость каждаго грѣха, которое болѣло бы отъ всего, что противно святѣйшему Господу, и своею болью извлекало слезы, очищающія скверны сердечныя; надобно пріучить его къ искренности и къ искренней любви ко всѣмъ людямъ и въ частности къ сострадательной любви къ бѣднымъ и несчастнымъ. Сердце сокрушенно и смиренно Богъ никогда не уничижитъ, и чистые сердцемъ въ будущей жизни узрятъ Бога, да и въ настоящей жизни только чистые сердцемъ способны искренно любить Бога и ближнихъ. Простота, искренность сердца любезны Богу. Свв. апостолы были выбраны не изъ премудрыхъ и разумныхъ людей вѣка сего, потому что они болышею частію очень непросты; а изъ младенцевъ, то есть, изъ людей, которые по своимъ понятіямъ, простотѣ и неиспорченности подобны младенцамъ. Земная мудрость иногда стыдится простоты евангельской; но эта простота и есть та самая мудрость, которой должны научиться всѣ люди, если они дорожатъ вѣчнымъ спасеніемъ. Да, изъ евангелія и апостольскихъ посланій всѣмъ намъ нужно учиться простотѣ и искренности, чистотѣ и любви. Аще не обратитеся, и будете яко дѣти, говоритъ Спаситель, не внидете въ царство небесное.

в) Наконецъ, въ-третьихъ, надобно стяжать любовь къ добродѣтели или къ святой жизни. Много зла въ мірѣ, и онъ весь во злѣ лежитъ со времени перваго грѣха; поэтому людямъ, по природѣ злымъ и лукавымъ, склоннымъ ко грѣху, надобно заботиться избѣгать случаевъ ко грѣху и искать случаевъ — сдѣлать доброе дѣло. А сдѣлать доброе дѣло представляется случай каждому — во всякомъ званіи. Каждое званіе отъ Бога и добросовѣстное прохожденіе обязанностей его есть уже доброе дѣло, хотя можно найти случай сдѣлать много и другихъ добрыхъ дѣлъ. Добрыя дѣла необходимы намъ для будущей жизни. У Господа Бога такой законъ, что всѣ люди, какъ растенія, которымъ прирождена способность производить изъ себя плоды и тѣмъ быть полезными живымъ тварямъ, — должны также непремѣнно давать отъ себя плоды добрыхъ дѣлъ; въ противномъ случаѣ и намъ грозитъ Онъ посѣченіемъ, какъ въ притчѣ одинъ садовникъ хотѣлъ посѣчь безплодную смоковницу, или — связаніемъ въ снопы, назначенные для сожженія. Міръ есть гумно Божіе. На этомъ гумнѣ есть пшеница и плевелы, т.-е. люди добродѣтельные, Богу пріятные и людямъ полезные, и люди порочные, на всякое благое дѣло неискусные, Богу противные, а иногда и для людей малополезные или и совсѣмъ безполезные. Но вѣрно слово Божіе, что только пшеница собрана будетъ въ житницу небесную, т.-е. въ царство небесное, а плевелы, или негодная трава, будутъ сожжены огнемъ неугасающимъ, или огнемъ вѣчныхъ мученій.

III. И такъ, братія, при мірскихъ дѣлахъ своего званія, будемъ воспитываться для неба, равно какъ и дѣтямъ своимъ, при мірскомъ воспитаніи, будемъ давать духовное воспитаніе или направленіе, и будемъ дѣлать сіе святое дѣло съ тѣмъ усердіемъ, съ какимъ это дѣлала нынѣ ублажаемая препод. Макрина. (Сост. Г. Д–ко по проп. прот. І. Сергіева кронштадтск. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 66-68.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0