Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Семнадцатый день.

Св. великомученица Марина.

(О любви Божіей к человѣку).

Любовь къ Іисусу Христу такъ горѣла въ сердцѣ молодой Марины, что она не могла скрывать ее и открыто исповѣдывала вѣру свою въ Распятаго Спасителя, хотя и знала, что можетъ подвергнуться за это жестокому преслѣдованію. И въ самомъ дѣлѣ вскорѣ правитель востока Олимврій, встрѣтивъ ее и узнавъ, что она христіанка, потребовалъ ее къ суду.

— Ничего я не хочу кромѣ того, чтобы остаться вѣрною рабою моего Спасителя! — отвѣчала ему Марина, — и угрозъ твоихъ я не должна бояться, онѣ не должны помѣшать мнѣ принять страданія за Того, Кто Самъ пострадалъ за людей.

Видя твердость христіанки, Олимврій приказалъ предать ее истязаніямъ. И кровь Марины полилась подъ сокрушительными ударами; все тѣло ея было истерзано; многіе изъ присутствовавшихъ, жалѣя ее, со слезами уговаривали послушаться игемона, и самъ онъ прикрывалъ глаза, чтобы не видѣть растерзаннаго тѣла мученицы.

Послѣ истязаній Марина была отведена въ темницу. Здѣсь предстояло ей новое тяжелое испытаніе: страхъ и уныніе охватили ея душу; измученную тѣлесно стали смущать ее страшныя видѣнія, но Богъ, обитавшій въ душѣ ея, оградилъ ее отъ искушенія. Онъ посѣтилъ ее радостнымъ видѣніемъ, среди котораго Марина услышала слова: — «Радуйся, Марина, ты побѣдила злобу врага... радуйся! скоро, какъ мудрыя дѣвы, войдешь ты въ чертогъ безсмертнаго Жениха...» И въ то же время почувствовала мученица, что ея раны заживаютъ и силы ея возвращаются... Она чувствовала присутствіе невидимаго Бога и вся душа ея преисполнилась неизреченной радости и благодарственнаго моленія... Въ такомъ чудномъ состояніи провела она остальное время своего заточенія въ темницѣ и когда вновь была приведена на судъ, то поразила всѣхъ увидѣвшихъ ее въ полномъ блескѣ красоты и здоровья, какъ будто и не терпѣла она истязаній, истерзавшихъ ее...

Видя это, множество язычниковъ, сознавъ чудную силу истиннаго Бога, обратились къ Нему. Число обратившихся еще увеличилось при видѣ терпѣнія мученицы, когда она была предана новымъ истязаніямъ. Народъ, пораженный дивными знаменіями во время ея страданій, увѣровалъ во Христа въ числѣ 15.000, и всѣ они были преданы смерти по повелѣнію Олимврія, испуганнаго такимъ распространеніемъ гонимыхъ имъ послѣдователей Христова ученія. Марина въ числѣ прочихъ также была обезглавлена.

II. Братія христіане! Мы видѣли, что обращеніе св. мученицы Марины, прежней язычницы, ко Христу послѣдовало отъ того, что она узнала отъ христіанъ, что сдѣлалъ Спаситель для людей: Божественною любовію Божіею къ человѣку сердце ея плѣнилось и она отъ всего сердца и отъ всей души увѣровала въ Господа І. Христа и возлюбила Его паче своей жизни. Если сердце мученицы было такъ тронуто при размышленіи о любви Божіей къ человѣку, то во сколько разъ болѣе должно запылать сердце христіанина силою горячей любви къ Богу, послѣ того, какъ оно своимъ опытомъ узнало безчисленныя дѣла любви Божіей къ человѣку?

а) Во всѣхъ дѣлахъ Божіихъ, видимыхъ очами нашими, ясно начертаны слѣды любви Отца небеснаго къ намъ, недостойнымъ грѣшникамъ. Мы со всѣхъ сторонъ окружены живыми свидѣтелями отеческаго Его о насъ промысла и попеченія.

Воззримъ ли мы на небо, простертое надъ главами нашими во свидѣтельство днемъ и нощію о величіи Божіей къ намъ благости? Оттуда милосердый Отецъ небесный сіяетъ солнце Свое на злыя и благія и дождитъ на праведныя и неправедныя.

Воззримъ ли на землю? — сколько свидѣтелей милосердія къ намъ Господа и Бога нашего! По Его велѣнію она питаетъ насъ и грѣетъ, и одѣваетъ и украшаетъ, и веселитъ и утѣшаетъ неистощимыми сокровищами своими.

Воззримъ ли на животныхъ созданныхъ на службу нашу? увидимъ, какъ Отецъ небесный промышляетъ о всѣхъ нуждахъ нашихъ. Словомъ, мы не можемъ открыть очей нашихъ, чтобъ не видѣть во всѣхъ, даже малѣйшихъ, тваряхъ слѣдовъ благости Божіей къ намъ. И если бы сердце наше всегда было чисто, мы никогда не могли бы открыть глазъ своихъ безъ чувства глубокаго благоговѣнія къ неизреченной любви къ намъ Отца небеснаго. Одна только несчастная закоснѣлость во грѣхахъ, и пагубная разсѣянность въ суетахъ міра сего прелюбодѣйнаго и грѣшнаго, дѣлаетъ сердце наше столько нечувствительнымъ, что большею частію смотримъ на величіе дѣлъ Божіихъ безъ благоговѣнія къ милосердію Его; — а часто такъ забываемъ благость Господа Бога, что Онъ, по милосердію Своему, какъ бы принужденнымъ Себя находитъ, для пробужденія въ насъ любви къ Нему, безъ которой мы бы погибли, посѣщать насъ иногда несчастіями и бѣдами. Но и тогда, когда Онъ наказуетъ насъ, непрестаетъ быть Отцемъ нашимъ; рука Его и поражающая насъ всегда наполнена сокровищами благословеній, которыми Онъ тотчасъ осыпаетъ насъ, коль скоро мы обращаемся къ Нему.

б) Но сколько ни велика любовь Божія открытая въ сотвореніи міра и человѣка и безпрерывно открывающаяся въ отеческомъ Его о насъ и о всѣхъ тваряхъ промышленіи, — она еще, такъ сказать, очень мала въ сравненіи съ тою неизглаголанною любовію, которую Отецъ небесный явилъ въ искупленіи падшаго рода человѣческаго.

Вселенная изъ ничтожества получила бытіе по единому глаголу Всемогущаго: Той рече и быша, повелѣ и создашася. Достаточно было одного мановенія Божія, чтобъ небо со всѣми свѣтилами, и земля со всѣмъ украшеніемъ своимъ, явились во всей лѣпотѣ своей; — а чтобы искупить падшаго человѣка, Единородный возлюбленный Сынъ Божій, оставляетъ небо и престолъ Свой, сходитъ на землю, покрытую бѣдствіями и обремененную проклятіемъ за грѣхи человѣковъ, дабы бѣдственную землю соединить съ блаженнымъ небомъ и упразднить клятву, преизобильно излить на нее всѣ благословенія Отца небеснаго. Съ безпредѣльнымъ смиреніемъ пріемлетъ Онъ на Себя бренную плоть нашу и Самъ дѣлается человѣкомъ, дабы Своимъ смиреніемъ уничтожить проклятую гордость прародителей нашихъ, источникъ паденія и всѣхъ золъ, и падшее естество наше возстановить въ прежнее, или паче высочайшее и неотъемлемое блаженное состояніе. — И съ какимъ неизреченнымъ человѣколюбіемъ сей Ходатай нашъ, Господь и Спаситель Христосъ, ищетъ погибшее естество наше, сію заблудшую овцу, дабы обрѣтши его содѣлать его причастникомъ Своего божественнаго естества! Не утомляютъ Его ни труды, ни скорби, ни страданія, ничто. Съ какою, наконецъ, любовію любвеобильный Спаситель нашъ полагаетъ за спасеніе душъ нашихъ Свою всесвятую душу, изливая на крестѣ всю Божественную кровь Свою до послѣдней капли!

в) И съ какимъ неистощимымъ обиліемъ изливается сія любовь Божія въ наши сердца, когда мы сами не закрываемъ ихъ невѣріемъ нашимъ! Отецъ небесный ради безконечно великой жертвы Единороднаго, возлюбленнаго Сына Своего, принесшаго всего Себя за спасеніе наше, отверзаетъ для вѣрующихъ въ Него безпредѣльныя сокровища сердца Своего, изливаетъ на нихъ Духа Своего Святаго, Который Божественною силою Своею изгоняетъ изъ сердецъ нашихъ тьму грѣха и даруетъ намъ свѣтъ вѣры, возбуждаетъ насъ къ истинному покаянію, способствуетъ намъ въ немощахъ нашихъ, утѣшаетъ насъ въ скорбяхъ нашихъ, ходатайствуетъ въ насъ воздыханіями неизглаголанными, утверждаетъ внутрь насъ царствіе Божіе; и если мы постоянно слѣдуемъ влеченію Его, дѣлаетъ насъ святыми, чистыми, способными къ вѣчному соединенію со всесвятымъ Богомъ, для вѣчнаго, некончаемаго блаженства въ небесныхъ обителяхъ свѣта и жизни.

III. Но, дабы воистину содѣлаться участникомъ спасенія, пріобрѣтеннаго намъ кровію и смертію Іисуса Христа, для сего не довольно, чтобъ только носить на себѣ имя чадъ Божіихъ и христіанъ, но надобно имѣть свойства сыновъ Божіихъ — истинно любящихъ Бога, изъ любви къ Нему вѣрно исполняющихъ заповѣди Его; за любовь къ намъ Отца небеснаго и мы должны взаимно платить Ему любовію своею. А Онъ отъ сердца нашего ничего болѣе не требуетъ, кромѣ того, чтобъ мы изъ любви къ Нему вѣрно исполняли заповѣди Его для собственнаго нашего блаженства.

Молимъ васъ, братія, щедротами Божіими, если не всегда, то сколь можно чаще обращать умиленные взоры сердца своего на Любовь распятую за насъ, дондеже вообразится въ насъ Христосъ, да будете истинныя чада Божія, наслѣдники Богу, сонаслѣдники же Христу во всѣхъ сокровищахъ вѣчной жизни и блаженства, уготованныхъ любящимъ Его.(Сост. по Ч.-М. и «Бесѣдамъ» Филарета, митр. кіевск.; сн. Воскр. чт. 1845 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 61-63.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0