Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 43.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Пятнадцатый день.

Поуч. 3-ье. Св. равноап. кн. Владиміръ.

(Уроки изъ его жизни: а) безъ познанія Бога не можетъ быть истиннаго добра; б) должно остерегаться лжеучителей; в) въ дѣлѣ вѣры много значитъ и внѣшность и г) не всякое старое хорошо.)

И въ самомъ дѣлѣ, бр. мои, какой-же свѣтъ, какое утѣшеніе какое добро можетъ быть тамъ, гдѣ люди не знаютъ истиннаго Бога? Вѣдь душа наша создана по образу и по подобію Божію; поэтому она можетъ быть свѣтла и разумна въ своихъ мысляхъ и дѣлахъ тогда только, когда знаетъ Бога, она можетъ быть довольна и счастлива только тогда, когда, исполняя законъ Божій и святую волю Его, предаваясь всѣми чувствами своими Его промыслу, доходитъ до такого совершенства въ самой себѣ, что — можно сказать — Богъ живетъ въ ней и изливаетъ въ нее Свою благодать и Свой миръ. А всѣ наши плотскія или вообще мірскія наслажденія, какъ бы широки и роскошны ни были, подъ конецъ ничего не оставляютъ въ душѣ, кромѣ пустоты, тоски и душевной и тѣлесной порчи.

II. Сознавши такимъ образомъ крайнюю нужду для себя и для всего народа русскаго увѣдать истиннаго Бога, князь Владиміръ сталъ думать крѣпкую думу, какъ ему познать истиннаго Бога, и гдѣ и какъ найти правую вѣру? Разные народы имѣютъ разныя вѣры, которая же вѣра лучше? Да, бр. мои, вопросъ этотъ очень важный и очень трудный; тутъ для князя Владиміра дѣло шло о его душѣ и душахъ всѣхъ его подданныхъ, о ихъ жизни временной и вѣчной; какъ найти и принять истинную вѣру значило имъ спасти души, такъ принять какое нибудь ученіе лжевѣрное значило погубить свои души на вѣки. Тогда прослышали разные народы, что русскій князь хочетъ перемѣнить вѣру, и стали посылать къ нему своихъ людей, чтобы похвалить ему свою вѣру и постараться склонить его къ ней. Такъ приходили къ нему евреи, магометане, что чтутъ лживаго пророка, латины, которые хотя и христіане, но ложно толкуютъ ученіе евангелія, и греки. Но не полюбилась Владиміру вѣра ни жидовская, ни магометова, ни латинская. Только когда ученые греки изложили ему свое вѣроученіе и особенно когда показали ему картину страшнаго суда Христова, то Владиміръ принялъ это къ сердцу и подумалъ: не это-ли и есть истинная вѣра? Тогда онъ созвалъ на совѣтъ старѣйшихъ бояръ и сталъ разсуждать съ ними о томъ, что занимало его душу. Бояре сознавали, что тогдашняя ихъ вѣра была, дѣйствительно не хороша и не полезна и что слѣдуетъ ее перемѣнить, но, говорили они, всякій народъ свою вѣру хвалитъ и слушать всѣхъ нечего, а лучше послать намъ отъ себя нарочитыхъ людей въ чужія страны, чтобы видѣть каждую вѣру на мѣстѣ, гдѣ она живетъ, чтобы судить, какъ тамъ люди молятся Богу и какъ живутъ по своей вѣрѣ. И вотъ отправилъ великій князь избранныхъ людей по разнымъ народамъ, чтобы испытать вѣру ихъ.

Вотъ, бр., и здѣсь есть урокъ: напр., хотя вы и исповѣдуете христіанскую православную вѣру, но и къ вамъ могутъ приходить, и приходятъ уже, разные учители съ разными ученіями и, въ родѣ штундистовъ, станутъ говорить одинъ то, другой другое о вѣрѣ и спасеніи души. Не слушайте всѣхъ и каждаго, а испытывайте, какъ говоритъ св. Писаніе «аще отъ Бога суть», т. е. дѣйствительно ли Божеское ученіе они вамъ передаютъ, и дѣйствительно ли по Божескому слову они толкуютъ его, и еслибъ случилось, что они стали бы вамъ говорить что нибудь несогласное съ словомъ Божіимъ, съ ученіемъ нашей православной церкви, и вообще выдавать себя за учителей лучше другихъ, лучше вашихъ законныхъ пастырей и учителей, то не слушайте ихъ и объявляйте имъ рѣшительно, что вы не будете слѣдовать ихъ ученію.

III. Итакъ, пошли люди Владиміровы по разнымъ странамъ и видѣли разныя вѣры, и не пришлась имъ по душѣ ни одна вѣра. А когда, наконецъ, пришли въ Царьградъ, гдѣ было тогда православное греческое государство, когда увидѣли тамошніе храмы Божіи, тамошній клиръ церковный и христіанъ православныхъ, особенно когда вошли они къ богослуженію въ церковь соборную св. Софіи премудрости Божіей и увидѣли невиданное ими дотолѣ величіе: благолѣпіе храма, благоустроенный чинъ святого богослуженія, увидѣли, какъ молятся православные христіане; то все это такъ изумило и поразило ихъ, что имъ показалось, какъ будто они не на землѣ уже, а на небѣ. И поспѣшили они возвратиться на свою родину и высказать князю все, что они чувствовали въ храмѣ св. Софіи христіанскаго Царьграда. Тогда и великій князь Владиміръ вмѣстѣ съ боярами рѣшилъ, что больше искать нечего, ясно, что вѣра истинная живетъ у православныхъ грековъ и что къ нимъ сдѣдуетъ обратиться за святымъ ученіемъ вѣры.

Остановлюсь тутъ, братія мои, чтобы извлечь для васъ нѣчто нужное и полезное.

Вотъ видите, какъ и въ дѣлѣ вѣры, въ дѣлѣ Божіемъ много значитъ и внѣшній видъ, исповѣданіе вѣры. Вотъ видите, какъ благолѣпіе святого храма, какъ самый чинъ богослуженія благоустроенный, могли расположить нашихъ праотцевъ къ истинной вѣрѣ Христовой, и какъ много значитъ и это въ дѣлѣ спасенія нашихъ душъ. Грѣшно предъ Богомъ, стыдно предъ людьми невѣрующими, вредно для спасенія душъ нашихъ, если храмы наши гдѣ не благоустроены и неблагоукрашены. Хорошій хозяинъ думаетъ о своемъ домѣ, какъ бы его получше устроить и найти къ тому лучшія средства. Простительно ли небреженіе о домѣ Божіемъ? Если вы скажете, что не достаетъ у васъ къ тому нужныхъ силъ и средствъ, то я скажу вамъ, что пусть будетъ сначала усердіе и ревность къ дому Божію, и затѣмъ мало по малу найдутся съ помощію Божіею и нужныя средства. Такъ то великій князь Владиміръ рѣшился принять и принялъ отъ грековъ христіанскую православную вѣру, и крестился онъ самъ со всѣмъ своимъ семействомъ, и за нимъ, по его слову и примѣру, и весь народъ русскій.

Крестились всѣ разомъ въ Кіевѣ, въ рѣкѣ Днѣпрѣ. «Небо и земля ликовали», говоритъ нашъ первый лѣтописецъ, преподобный Несторъ. Да и какъ не ликовать, братіе? Тутъ цѣлый народъ переходилъ изъ тьмы къ свѣту, отъ жизни худой къ жизни доброй, и всѣ русскіе люди дѣлались чадами Божіими.

IV. Принявъ св. крещеніе, великій князь Владиміръ сталъ уничтожать прежнихъ идоловъ, всѣ имъ празднованія и всякое со стороны народа служеніе имъ. Народъ, правда, немного скорбѣлъ о сокрушеніи идоловъ, которымъ изстари поклонялся и былъ привязанъ своими исконными обычаями, однакожъ, слушая своего мудраго князя и видя собственный его добрый примѣръ, не сомнѣвался, что это дѣлается къ лучшему. Такъ, братія мои, какъ ни сильно бываютъ люди привязаны къ своей старинѣ, къ обычаямъ отцовъ и дѣдовъ, однакожъ не все же старое бываетъ хорошо. Въ старыхъ понятіяхъ, нравахъ и обычаяхъ бываетъ всегда не мало худого, что требуетъ исправленія и улучшенія, таковы, напр., суевѣрія, предразсудки, заблужденія времени. Должно лишь, бр., твердо стоять и отнюдь не измѣнять ни на единицу — іоту, ниже черту Богомъ данную, апостолами распространенную и насажденную вѣру христіанскую православную и древнеотеческія преданія. «Стойте и держите преданія, имже научистеся словомъ или посланіемъ нашимъ», учитъ ап. Павелъ.

На мѣстахъ прежнихъ истукановъ и капищъ, въ которыхъ они находились, святой князь началъ строить церкви и монастыри, и какъ христіанская вѣра изъ Кіева, столичнаго города княжескаго, быстро распространилась по всѣмъ городамъ Руси, то и тамъ повсюду строились церкви и учреждались иноческія обители. Вмѣстѣ съ симъ св. Владиміръ, какъ принялъ отъ грековъ, такъ и на своей Руси распространилъ всѣ церковныя правила, уставы и порядки; и св. книги были взяты отъ христіанъ болгарскихъ, которые жили на р. Дунаѣ и, принявъ христіанскую вѣру прежде насъ, успѣли перевести на свое нарѣчіе эти книги, а это нарѣчіе было близко къ нашему, и такимъ образомъ наши новокрещенные предки стали молиться и служить на своемъ родномъ языкѣ. Словомъ сказать, вся христіанская вѣра въ цѣломъ своемъ составѣ, какъ была у православныхъ грековъ въ Царьградѣ, такъ перешла и къ намъ во всей чистотѣ и совершенствѣ и сохранилась такъ во всѣ послѣдующія времена неизмѣнною. И мы нынѣ точно такъ же исповѣдуемъ Бога Іисуса Христа, такъ же молимся Ему, такъ же совершаемъ службы Божіи, тѣ же священныя книги имѣемъ и читаемъ, то же ученіе и правило жизни исповѣдуемъ, какъ все это было при св. князѣ Владимірѣ.

И такъ, вы не вѣрьте, братія мои, такимъ лжеучителямъ, которые стали бы внушать вамъ, что у насъ нынѣ вѣра не та, какая была встарину, что та вѣра испорчена, и у насъ нынѣ какая то вѣра новая, которой наши праотцы не знали. Такъ говорятъ суемудрые раскольники. Повторяю вамъ, что у насъ вѣра одна и та же, ни въ чемъ не перемѣнная, какъ была во всѣ древнія времена и на Руси и прежде Руси, на христіанскомъ востокѣ.

V. Вмѣстѣ съ церквами князь Владиміръ началъ заводить при церквахъ и училища для дѣтей; въ нихъ ставилъ учителями священниковъ, которые преподавали дѣтямъ законъ Божій и грамоту русскую. Такъ, онъ первый на Руси понялъ, что ученіе — свѣтъ, а неученіе — тьма, и тогда это было очень важно, такъ какъ новокрещеннымъ людямъ нужно-же было разумѣть, въ чемъ состоитъ и чему учитъ ихъ новая вѣра; важно-же это, братіе мои, и всегда, важно это и для васъ, какъ и для всѣхъ; вы сами можете видѣть на себѣ и на дѣтяхъ вашихъ, что такое человѣкъ грамотный и неграмотный, кто болѣе разумѣетъ и кто болѣе твердъ въ истинѣ, и кто болѣе способенъ объяснить другому, чтó нужно и полезно, грамотный или неграмотный.

Нынѣшнее празднество поучаетъ насъ ревностно пещись о благосостояніи нашихъ приходскихъ школъ, на которыя мы не должны щадить ни силъ, ни средствъ. Просвѣщеніе дѣтей въ духѣ вѣры и церкви подъ руководствомъ священниковъ составляетъ залогъ нашего благоденствія и въ семъ и въ будущемъ мірѣ.

VI. Наконецъ, князь Владиміръ, полный душевной радости и благодатнаго утѣшенія въ томъ, что Богъ помогъ ему устроить такое спасительное дѣло, какъ крещеніе цѣлаго русскаго народа, сталъ самъ лично совсѣмъ инымъ человѣкомъ, не такимъ, какъ былъ прежде въ язычествѣ; обуздалъ свои чувственныя страсти, бросилъ прежніе пороки, сталъ кротокъ, милостивъ, благотворителенъ и только помышлялъ о томъ, какъ бы новою, лучшею жизнію и добрымъ управленіемъ народа угодить Богу истинному, Котораго позналъ въ новой вѣрѣ. И онъ угодилъ Богу и самъ удостоился быть причисленнымъ къ лику святыхъ съ именемъ равноапостольнаго, ибо какъ апостолы Христовы просвѣтили разные народы свѣтомъ ученія Христова, такъ и князь Владиміръ просвѣтилъ свой народъ.

Такъ и каждый изъ насъ, братіе, во Христа крестившись, долженъ во Христа и облечься; долженъ совлещись ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ, т. е. долженъ, подобно князю Владиміру, оставить грѣшныя мысли, чувства и дѣла и жить во всемъ по заповѣдямъ Христа и по закону Божію. Аминь. (Сост. по «Бесѣдѣ въ день равноапостольнаго князя Владиміра», Іоанна, еписк. смоленскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 54-57.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0