Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Четырнадцатый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Еллій монахъ.

(О средствахъ борьбы съ искушеніями.)

II. Мы видѣли, братія, что преподобный Еллій вышелъ побѣдителемъ въ борьбѣ съ представившимися ему искушеніями.

Какія же онъ употреблялъ средства къ побѣжденію грѣховныхъ искушеній?

а) Первое средство, которое имъ было употреблено и оказалось дѣйствительнымъ, было слово Божіе. Это же оружіе было употреблено и Господомъ нашимъ І. Христомъ во дни Его сорокадневнаго поста въ пустынѣ во время искушенія Его со стороны діавола. И дѣйствительно, слово Божіе есть истина (Іоан. 17, 17), жизнь, (Іоан. 6, 68) и свѣтъ (Пс. 118, 105). Все священное писаніе богодухновенно и полезно для наученія, для обличенія, для исправленія, для наставленія во праведности (2 Тим. 3, 16); да будетъ совершенъ Божій человѣкъ, ко всякому доброму дѣлу приготовленъ (2 Тим. 3, 17).

б) Второе орудіе, заповѣданное Господомъ къ побѣжденію грѣховныхъ искушеній (Марк. 9, 48) — воспоминаніе о смерти и вѣчныхъ мукахъ. Только потому мы побѣждаемся страстями нашими, что забываемъ о казняхъ, послѣдующихъ за ними; только потому считаемъ тяжкими земныя скорби, что не извѣдали мученій адскихъ.

Нѣкоторый инокъ, подвижнической жизни, сказалъ святому старцу: «душа моя желаетъ смерти». Старецъ отвѣчалъ: «ты такъ говоришь потому, что жедаешь избѣжать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здѣшней». Другой братъ вопросилъ старца: «отчего я, живя въ келліи моей, пребываю въ небреженіи?» Старецъ отвѣчалъ: «потому, что ты не узналъ ни ожидаемаго покоя, ни будущей муки. Еслибъ ты зналъ ихъ какъ должно, то терпѣлъ бы, и не ослабѣвалъ бы и тогда, когда-бъ келлія твоя была полна червей, и ты стоялъ бы въ нихъ по шею».

Подвижники благочестія, которымъ были показаны адскія муки, безъ ужаса и не могли воспоминать своихъ видѣній, и въ непрестаннныхъ слезахъ покаянія и смиренія искали обрѣсти отраду — извѣщеніе спасенія. Такъ случилось съ затворникомъ нашихъ отечественныхъ кіевскихъ пещеръ, Аѳанасіемъ, проводившимъ святую, богоугодную жизнь. Онъ, послѣ продолжительной болѣзни, скончался. Братія убрали тѣло его, по обычаю иноческому, но скончавшійся оставался непогребеннымъ въ теченіе двухъ дней, по нѣкоторому встрѣтившемуся препятствію. На третію ночь было божественное явленіе игумену, и онъ слышалъ таинственный голосъ: «человѣкъ Божій Аѳанасій лежитъ два дня непогребеннымъ; а ты не заботишься о немъ». Рано утромъ игуменъ съ братіею пришли къ почившему съ намѣреніемъ предать его тѣло землѣ, но нашли его сидящимъ и плачущимъ. Ужаснулись они, увидѣвъ его ожившимъ; потомъ начали вопрошать: «какъ ожилъ онъ? что видѣлъ и слышалъ въ то время, какъ разлучался съ тѣломъ?» На всѣ вопросы онъ отвѣчалъ только словомъ: «спасайтесь!» Когда же братія неотступно упрашивали сказать имъ полезное, то онъ завѣщалъ имъ послушаніе и непрестанное покаяніе. Вслѣдъ за этимъ Аѳанасій заключился въ пещерѣ, пребылъ въ ней безвыходно въ теченіе двѣнадцати лѣтъ, день и ночь проводя въ непрестанныхъ слезахъ, чрезъ день вкушая по немногу хлѣба и воды, и не бесѣдуя ни съ кѣмъ во все это время. Когда насталъ часъ его кончины, онъ повторилъ собравшимся братіямъ наставленіе о послушаніи и покаяніи, и скончался съ миромъ о Господѣ. (Изъ «Слова о смерти», еп. Игнатія Брянчанин., изд. 4, стр. 64-66.)

в) Наконецъ, когда вамъ предстоитъ искушеніе на грѣхъ, тогда представляйте живо, что грѣхъ сильно прогнѣвляетъ Господа, Который ненавидитъ беззаконіе. Яко Богъ не хотяй беззаконія, Ты еси (Пс. 5, 8). «А чтобы вамъ лучше понять это — представьте правдиваго, строгаго, любящаго свое семейство отца, который всѣми мѣрами старается сдѣлать дѣтей своихъ благонравными и честными, чтобы за ихъ благонравіе наградить ихъ великими своими богатствами, которыя онъ приготовилъ для нихъ съ великимъ трудомъ, и который между тѣмъ видитъ, къ прискорбію своему, что дѣти за такую любовь отца не любятъ его, не обращаютъ вниманія на приготовленное любовію отца наслѣдіе, живутъ безпутно, стремительно несутся къ погибели. А каждый грѣхъ, замѣтьте, есть смерть для души (Іак. 1, 15 и друг.), потому что онъ убиваетъ душу, потому что онъ дѣлаетъ рабами діавола — человѣкоубійцы, и чѣмъ больше мы работаемъ грѣху, тѣмъ труднѣе наше обращеніе, тѣмъ вѣрнѣе наша погибель. Убойтесь же всѣмъ сердцемъ всякаго грѣха». (См. кн.: «Моя жизнь во Христѣ», прот. Іоанна Сергіева. 1-е изд., стр. 5-6).

III. Итакъ слово Божіе, страхъ адскихъ мученій, опасеніе прогнѣвать милосердаго Господа да помогутъ намъ оставаться побѣдителями въ борьбѣ съ грѣховными искушеніями. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 48-49.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0