Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Тринадцатый день.

Поуч. 2-ое. Соборъ св. архангела Гавріила.

(О мірѣ ангельскомъ.)

II. а) Итакъ, что же такое ангелы? Ангелъ, братія мои, слово не русское, а греческое; по нашему, по-русски, ангелъ значитъ вѣстникъ. А вѣстниками они называются потому, что Богъ посылаетъ ихъ возвѣщать волю Свою.

б) Когда же сотворены ангелы? Въ библіи есть такъ называемая книга Іова. Тамъ сказано: егда сотворены быша звѣзды, восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси ангели Мои (Іова 38, 7). Изъ сего видно, что ангелы сотворены прежде всѣхъ тварей видимыхъ.

в) Что же за существа ангелы по своей природѣ? По своей природѣ, ангелы суть безплотные духи, одаренные разумомъ и волею гораздо совершеннѣйшими, нежели какія имѣетъ человѣкъ. Ихъ умъ гораздо свѣтлѣе, ихъ познанія совершеннѣе, обширнѣе и яснѣе, чѣмъ наши, но и отъ нихъ многое скрыто. Есть тайны, въ которыя и ангелы желали бы проникнуть. Одинъ Богъ всевѣдущъ.

Ангелы безплотны и безсмертны, а потому не имѣютъ нужды ни въ пищѣ, ни въ одеждѣ. Ангелы въ одно мгновеніе могутъ сходить съ неба на землю, однакоже не могутъ въ одно и тоже время быть тамъ и здѣсь. Они могутъ проходить сквозь затворенныя двери. По причинѣ этой величайшей ихъ быстроты, ангеловъ обыкновенно и изображаютъ съ крыльями, въ которыхъ они, какъ духи, на самомъ дѣлѣ не имѣютъ никакой нужды.

г) Для чего же сотворены ангелы? Для того же, для чего сотворенъ и человѣкъ, то есть для того, чтобы прославлять Бога, любить Его и исполнять Его волю. Такъ Богъ посылалъ архангела Гавріила, нынѣ прославляемаго въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, предвозвѣстить Пресвятой Дѣвѣ Маріи зачатіе Спасителя. Ангела же послалъ удержать руку Авраама, который уже поднялъ ножъ, чтобы изъ послушанія Богу заколоть своего сына Исаака. Посылаются и нынѣ въ служеніе всѣмъ благочестивымъ и ищущимъ спасенія людямъ для путеводительства ихъ къ царству небесному.

д) Но между сими святыми ангелами есть такіе, которые очень близки къ намъ, которые отъ колыбели до гроба пребываютъ съ нами неразлучно и берегутъ человѣка. Эти ангелы называются ангелами-хранителями. Но у каждаго ли изъ насъ есть такой ангелъ-хранитель?

Есть, непремѣнно есть, и сомнѣваться въ этомъ никакъ нельзя. Ибо объ этомъ говоритъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ: блюдите, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ: глаголю бо вамъ, яко ангели ихъ на небесѣхъ выну видятъ лице Отца Моего небеснаго (Мѳ. 18, 10), то есть: берегитесь, говоритъ Іисусъ Христосъ, дѣлать зло малымъ дѣтямъ, ибо у нихъ есть ангелы-хранители, которые на небесахъ всегда предстоятъ Отцу Моему небесному. Они Ему пожалуются, буде что худого вы дѣлаете дѣтямъ. Что сказано о дѣтяхъ, то разумѣй, православный христіанинъ, и о всѣхъ людяхъ безъ различія. Ибо всякій христіанинъ равно Богу любезенъ, — младенецъ ли онъ, или старецъ, мужъ или жена, богатый или бѣдный: всѣ сотворены Богомъ, всѣ почтены образомъ и подобіемъ Божіимъ, всѣ предназначены Богомъ къ вѣчному блаженству, хотя не всѣ живутъ такъ, чтобы удостоиться сего царствія Божія. Господь всѣхъ насъ одинаково любитъ и всѣмъ равно хощетъ спастися.

И святая церковь наша каждый день испрашиваетъ у Господа Бога всѣмъ чадамъ своимъ ангела-хранителя. Подай, Господи, вопіемъ, ангела мирна, хранителя душъ и тѣлесъ нашихъ. Сама молится и намъ заповѣдуетъ молиться ангелу-хранителю каждый вечеръ, когда ложимся спать, и каждое утро, когда встанемъ, чтобы онъ, хранитель и покровитель нашей души, простилъ намъ все, чѣмъ мы его оскорбили во всѣ дни живота нашего.

Итакъ, братія мои, несомнѣнно вѣруйте, что Господь Богъ заповѣдуетъ ангеламъ Своимъ сохранять, на всѣхъ путяхъ жизни не только дѣтей, но и всѣхъ христіанъ.

Но если у каждаго изъ насъ есть ангелъ-хранитель, то отчего мы его не видимъ? Возлюбленный! Хотя ты никогда не видалъ своего ангела-хранителя, но не думай, что при тебѣ его нѣтъ. Мы не видимъ своихъ ангеловъ-хранителей потому, что ангелы суть духи безплотные, а мы обложены тѣломъ, и глаза у насъ такіе, что могутъ видѣть только одно вещественное. Мы ихъ не видимъ еще и потому, что сами того недостойны. Мы — грѣшны, а они — святы. Если хочешь видѣть ангеловъ, то живи праведно и благочестиво. Благочестивымъ людямъ они дѣйствительно являлись. Такъ, они являлись Аврааму, Моисею, святымъ апостоламъ, св. угодникамъ Божіимъ, напр. св. муч. Татіанѣ и многимъ мученикамъ и мученицамъ, препод. Онуфрію, препод. Алипію, печерск. иконописцу, и мн. святымъ. Будь такимъ, каковы были сіи угодники Божіи, тогда ангелы и тебѣ будутъ являться; и эти ангелы-хранители и готовы быть при насъ, но мы сами ихъ часто отгоняемъ отъ себя. Когда же это бываетъ? А вотъ когда: когда мы грѣшимъ и не каемся. Какъ дымъ отгоняетъ пчелъ, говоритъ святый Василій Великій, такъ грѣхъ отгоняетъ отъ насъ ангела-хранителя. И такъ, ты отгоняешь отъ себя ангела-хранителя, когда говоришь пустыя или скверныя слова, когда осуждаешь, когда бранишься. О! братія, убоимся грѣха, онъ удаляетъ отъ насъ ангеловъ-хранителей.

е) Но всѣ ли ангелы, то есть безплотные духи, заботятся о нашемъ спасеніи, всѣ ли они добры и святы? Нѣтъ, братія, не всѣ. Есть и злые ангелы. Есть діаволъ и его ангелы. И они сотворены были отъ Бога добрыми, но потомъ сами сдѣлались злыми. Діаволъ хотѣлъ быть равнымъ Богу. Вмѣстѣ съ другими ангелами, которыхъ онъ успѣлъ заразить этою безумною мыслію, возсталъ противъ Бога и не захотѣлъ повиноваться Ему. За то изгнанъ изъ жилища свѣтлыхъ духовъ. Но не имѣя возможности вредить Творцу, діаволъ всѣми силами старается вредить человѣку. Впрочемъ, надобно замѣтить, что онъ ничего не можетъ сдѣлать человѣку, если Самъ Богъ не попуститъ. Безъ воли Божіей онъ даже и въ стадо свиней гергесинскихъ не могъ войти. Онъ яко левъ, рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8)! Берегись же, православный, берегись, чтобы не попасть къ этому страшному врагу. Совершенно отъ тебя зависитъ быть въ сонмѣ ангеловъ Божіихъ, или въ скопищѣ духовъ отверженныхъ. Не знаю, кто изъ васъ, братія мои, не пожелаетъ перваго и не устрашится послѣдняго.

III. Итакъ, помолимся Господу Богу, чтобы Онъ избавилъ насъ отъ козней лукаваго врага нашего, чтобы Онъ оградилъ насъ святыми Своими ангелами, да наставляемые ими достигнемъ совершенства въ вѣрѣ и сподобимся неприступной Его славы. Аминь. (Сост. по «Катихиз. бесѣд.» свящ. К. Стратилатова, изд. V).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 46-47.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0