Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Тринадцатый день.

Поуч. 1-ое. Соборъ св. архангела Гавріила.

(Къ чему должна побуждать насъ увѣренность въ томъ, что св. ангелы посылаются Богомъ въ служеніе намъ и пекутся о спасеніи нашемъ?)

Тогда какъ архистратигу Господню Михаилу, предначавшему въ невѣдомое время брань съ духомъ злобы, дарована для веденія сей брани нѣкая божественная и премірная сила, по которой онъ поставленъ руководителемъ ко Христу и защитникомъ іудейскаго народа (Дан. 10, 13, 12, 1), и вмѣстѣ преимущественнымъ служителемъ ветхаго завѣта (Евр. 2, 2), св. архангелу Гавріилу ввѣрено отъ Святаго Духа служеніе тайнамъ Божіимъ и — преимущественно тайнѣ вочеловѣченія Сына Божія для спасенія человѣка. По сей причинѣ святая церковь и называетъ его провозвѣстникомъ таинъ Божіихъ и служителемъ чудесъ, и, по древнему преданію, изображаетъ св. архангела то съ зерцаломъ изъ ясписа въ шуйцѣ и фонаремъ съ возженною свѣщею въ десницѣ, (такъ какъ судьбы Божіи о спасеніи человѣка до времени были прикровенны и являемы были людямъ только гадательно, какъ неясные образы предмета, отражающагося въ зеркалѣ), то съ райскою вѣтвію въ рукѣ, которая принесена была архангеломъ Богоматери въ часъ благовѣщенія.

Св. писаніе и преданіе соединяетъ имя его съ величайшими изъ новозавѣтныхъ событій, рядъ которыхъ начинается благовѣстіемъ о рожденіи Приснодѣвы Маріи, принесеннымъ архангеломъ матери Ея, скорбѣвшей о своемъ безплодіи. Подъ его же небеснымъ осѣненіемъ и руководствомъ Пресвятая Дѣва провела и отроческіе годы Свои въ храмѣ іерусалимскомъ, въ которомъ воспитываема и приготовляема была къ великому служенію Своему. Онъ возвѣстилъ и престарѣлому Захаріи рожденіе отъ него Предтечи, и за его невѣріе сему возложилъ на уста его печать молчанія.

Наконецъ, егда пріиде кончина лѣта, — архангелъ Гавріилъ сходитъ, по выраженію церкви, съ небесныхъ круговъ, для благовѣствованія избранной отъ всѣхъ родовъ Богоотроковицѣ о рожденіи отъ Нея Бога Слова. И вшедъ къ Ней рече: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою, благословенна Ты въ женахъ!.. И се зачнеши во чревѣ и родиши Сына и наречеши имя Ему Іисусъ. Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется, и дастъ Ему Господъ Богъ престолъ Давида отца Его, и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 28-31).

Служеніе новозавѣтнымъ тайнамъ святого архангела Гавріила не окончилось съ вочеловѣченіемъ сына Божія. Надобно думать, что въ качествѣ служителя сихъ таинъ, онъ былъ однимъ изъ первыхъ въ числѣ тѣхъ ангеловъ, которые служили Спасителю во время земной жизни Его (Марк. 1, 13). Св. церковь вѣруетъ, что онъ-то былъ тотъ ангелъ, который укрѣплялъ Спасителя въ молитвенномъ подвигѣ Его въ Геѳсиманіи и былъ свидѣтелемъ какъ Его предсмертной скорби, такъ и преданности въ волю Божію (Іук. 22, 43), и что также онъ благовѣстилъ и женамъ о преславномъ возстаніи отъ гроба І. Христа.

Но особеннымъ предметомъ служенія св. арханг. Гавріила была, по мнѣнію церкви, Пресвятая Дѣва Марія. Его небесному охраненію ввѣрены были какъ первые, такъ и послѣдніе годы земной жизни Ея, и — когда наступило время отшествія Ея изъ сей жизни, — тотъ же св. архангелъ возвѣстилъ Богоматери о семъ, и въ знакъ скораго и блаженнаго соединенія Ея съ Сыномъ и Богомъ Своимъ принесъ Ей райскую вѣтвь.

Такимъ образомъ имя архангела Гавріила соединено для христіанъ съ самыми великими и утѣшительными воспоминаніями. «По сей причинѣ, — говоритъ св. Димитрій Ростовскій, — подобаетъ тому отъ насъ по достоянію быти почитаему. Аще бо отъ земнаго царя честный посолъ, приносяй въ каковый градъ милостивое слово, отъ всѣхъ гражданъ бываетъ по премногу почитаемъ: кольми паче отъ небеснаго Царя съ премилостивѣйшимъ къ всему человѣческому роду словомъ пречестнѣйшаго посла и изящнѣйшаго князя ангельскаго, особымъ празднованіемъ почитати должно есть. Сей бо послужи спасенія нашего таинству».

II. Исторія нынѣшняго праздника въ честь архангела Гавріила напоминаетъ намъ, братія, о той истинѣ, что ангелы Божіи принимаютъ великое участіе въ спасеніи людей и посылаются отъ Господа для служенія имъ въ необходимыхъ и важныхъ случаяхъ.

Что же должна внушать намъ, къ чему должна побуждать насъ, братія, эта истина?

а) Во-первыхъ, мы должны отъ всей души чтить и благодарить св. ангеловъ за ихъ служеніе намъ. Они во всѣхъ отношеніяхъ превосходнѣе насъ: они суть чистые — безплотные духи, а мы обложены грубою перстію; они предстоятъ престолу Божію и выну видятъ лице Отца небеснаго (Матѳ. 18, 10), а мы весьма удалены отъ Него не только по мѣсту, но и по грѣхамъ нашимъ. Поэтому, казалось бы, не ангелы намъ, а мы имъ должны бы служить, какъ низшіе высшимъ; но у св. небожителей нѣтъ гордыни. Они во всемъ дѣйствуютъ любовію и по сей-то любви охотно исполняютъ благопромыслительныя о насъ повелѣнія Божіи, снисходятъ къ намъ на землю, охраняютъ насъ своимъ попеченіемъ и являются намъ во благовременную помощь. Не должны ли мы за это быть признательны къ нимъ? не должны ли чтить и величать ихъ, какъ великихъ благодѣтелей нашихъ и споспѣшниковъ нашего спасенія?

б) Во-вторыхъ, мы должны усердно призывать свв. ангеловъ въ помощь и твердо надѣяться, что они окажутъ намъ ее въ нужныхъ случаяхъ. И добрые люди помогаютъ другимъ по просьбѣ ихъ: могутъ ли же отказать намъ въ помощи своей ангелы Божіи, когда мы будемъ взывать къ нимъ о ней? Если же мы не видимъ ихъ и не замѣчаемъ иногда благотворнаго ихъ дѣйствія: то это потому, что духъ плоти и кости не имать (Лук. 24, 39), а мы привыкли на все взирать тѣлесными очами, которыми нельзя видѣть безплотнаго.

в) Въ-третьихъ, мы должны всемѣрно блюсти себя отъ грѣховъ, которые могутъ удалять отъ насъ свв. ангеловъ и препятствовать имъ дѣлать намъ добро. Ибо кое общеніе свѣту ко тьмѣ (2 Кор. 6, 14)? Какъ можетъ чистый духъ приступить къ человѣку, смердящему грѣхами? какъ онъ можетъ внушать благую мысль грѣшнику, когда сей помышляетъ только о злѣ? Грѣхи, какъ страшная пропасть, разлучаютъ его съ нимъ и онъ принужденъ бываетъ удалиться отъ него, какъ нѣкогда Духъ Господень отступи отъ злобнаго Саула (1 Царств. 16, 40).

г) Наконецъ, и паче всего, мы должны пещись о вѣчномъ спасеніи нашемъ, для коего собственно св. ангелы и посылаются отъ Бога въ служеніе намъ. Если Богъ всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4); если Онъ ради нашего спасенія употребляетъ всѣ средства и нѣкогда послалъ на землю къ намъ Единороднаго Сына Своего, а нынѣ посылаетъ св. ангеловъ: то ужели мы сами вознерадимъ о спасеніи нашемъ? Все земное и вещественное, все, о чемъ мы нынѣ такъ печемся, — слава и богатство, почести и удовольствія — все это оставитъ насъ, когда мы умремъ; а душа наша будетъ жить вѣчно, и вѣчно будетъ страдать, если мы не очистимъ ее нынѣ отъ грѣховъ, не украсимъ добродѣтелями, и не сдѣлаемъ достойною войти въ царство небесное. Поэтому всѣ мы и паче всего должны пещись теперь о вѣчномъ спасеніи ея: ибо какая польза человѣку, говоритъ Спаситель, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ (Матѳ. 16, 26).

III. Итакъ, обратимся къ празднуемому нынѣ св. архангелу Гавріилу, воззовемъ къ нему молитвенно: святый архангелъ Гавріиле! призирай милостиво на всѣхъ насъ, коснись дарованною тебѣ благодатію сердца нашего и возбуди въ насъ чувство покаянія ко спасенію душъ нашихъ. Молимъ тя, сотвори по моленію нашему и порадуй симъ насъ въ настоящій день празднества твоего. Аминь. (Сост. Г. Д—ко по Синакс. 26 марта и «Избран. слов. и бесѣд.», Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 44-46.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0