Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Девятый день.

Поуч. 2-ое. Св. Ѳеодоръ, епископъ Едесскій.

(Храмъ Божій источникъ благословеній Божіихъ).

II. Изъ этого мы видимъ, братія, что храмъ есть мѣсто и источникъ Божіихъ благословеній.

а) Миромъ и радостью наполнено сердце всякаго усердно молившагося въ храмѣ Божіемъ, а отъ избытка сердца глаголютъ и уста: ему желалось бы подѣлиться чувствомъ радостнымъ и съ присными своими. И надолго остается въ его сердцѣ это чувство благодатное; оно обновляетъ его душу, освѣжаетъ и укрѣпляетъ силы, утомленныя будничнымъ трудомъ; бодро онъ выходитъ на другой день на новый трудъ, и Богъ благословляетъ добрымъ успѣхомъ его начинанія.

б) Напротивъ, нѣтъ мира и радости у тѣхъ, кто не освящаетъ праздники молитвою въ храмѣ Божіемъ; такой небрежный къ своему св. долгу христіанинъ работаетъ, не зная праздниковъ Божіихъ, работаетъ, какъ рабъ купленный, и все же у него не спорится ничего: на его трудахъ, видимо, нѣтъ Божія благословенія! А сколько такихъ, которые и въ церковь нейдутъ, и дѣла не дѣлаютъ, или, что еще хуже: люди въ храмъ Божій, а они — въ корчемницу! Будетъ ли на ихъ трудахъ почивать Божіе благословеніе?

в) Ищите, сказалъ Спаситель, прежде всего ищите, царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Исполните прежде заповѣдь Божію, почтите праздникъ Божій молитвою во храмѣ Божіемъ, а о житейскомъ на этотъ день отложите попеченіе: этотъ день не вашъ, а Божій, — Богу его и отдайте. Богъ знаетъ ваши нужды, ваши земныя дѣла и заботы, и по-вѣрьте: Онъ благословитъ васъ за исполненіе Его заповѣди добрымъ успѣхомъ въ дѣлахъ вашихъ. Въ «Прологѣ» (9 іюля) есть такой разсказъ: были два сосѣда — оба портные; у одного было много дѣтей, да отецъ и мать старики, и онъ безъ нужды кормилъ все семейство ремесломъ своимъ, причемъ неопустительно каждый день и въ церковь ходилъ. Сосѣдъ его былъ искуснѣе его по работѣ и работалъ неустанно, даже въ воскресные дни, а въ церковь вовсе не ходилъ; однако же и одного себя не могъ прокормить. И вотъ позавидовалъ этотъ послѣдній первому и разъ говоритъ ему съ досадою: «и откуда это у тебя все берется? Я работаю больше тебя, а живу какъ нищій»... Тотъ отвѣчалъ ему: «я хожу каждый день въ церковь и каждый разъ нахожу на дорогѣ по золотому; вотъ понемногу я и разбогатѣлъ. Хочешь — я буду заходить за тобой, и что найдемъ — будемъ дѣлить пополамъ?» Сосѣдъ охотно согласился, и сталъ ходить съ нимъ въ церковь. И Богъ благосдовилъ его за это, и онъ скоро разбогатѣлъ. Тогда говоритъ ему добрый сосѣдъ: «видишь ли, другъ мой, какъ полезно ходить въ церковъ Божію? Но повѣрь мнѣ: никогда никакого золота я не находилъ на дорогѣ, а ходилъ въ храмъ Божій просто потому, что вѣдь Самъ Богъ обѣщалъ: ищите прежде царствія небеснаго, а все прочее вамъ приложится. Самъ видишь, — я не солгалъ: и тебѣ Богъ приложилъ за твое усердіе къ храму Божію».

г) Всѣ отговорки о томъ, что можно обойтись и безъ молитвы въ домѣ Божіемъ весьма неразумны.

«Дома помолюсь», говоришь ты. А знаешь ли, братъ, что одно «Господи помилуй». произнесенное въ церкви съ соборомъ вѣрующихъ, стоитъ цѣ-лой сотни земныхъ поклоновъ твоей домашней молитвы? Церковь постановила въ праздники быть въ храмѣ Божіемъ, и надобно ея слушаться, а не мудрствовать по своему: «дома помолюсь». Да еще и то надобно сказать: правду ли говоришь, что помолишься?

«Господь не взыщетъ», говоришь ты. А знаешь ли, чьи слова повторяешь? Это вѣдь слова того нечестивца, о которомъ говоритъ царь Давидъ въ псалмѣ 9-мъ: чесо ради прогнѣва нечестивый Бога? рече бо въ сердцѣ своемъ: не взыщетъ (Псал. 9, 34). Но что на это говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ? — сокруши, Господи, мышцу грѣшному и лукавому: взыщется грѣхъ его и необрящется (ст. 36) — такъ, сокруши, чтобы потомъ искать и не найти его нечестія! — «Не взыщетъ», говоритъ иной. Но знаетъ ли онъ, что вотъ за эту его безпечность, за то, что онъ прикрываетъ свою лѣность якобы надеждою на Божіе милосердіе, Богъ и взыщетъ съ него, и строго взыщетъ грѣхъ его нерадѣнія къ храму Божію, къ службѣ церковной! Есть весьма много примѣровъ, какъ Господь наказывалъ нерадивыхъ въ посѣщеніи храма Божія: то отнималъ здоровье, то не благословлялъ нивы ихъ, то попускалъ разныя несчастія отъ злыхъ людей и это продолжалось дотолѣ, доколѣ безпечные и нерадивые не исправлялись.

III. Ходите же, братія, чаще во храмъ Божій, особенно въ праздники: храмъ Божій — источникъ благословеній Божіихъ, — благословеній небесныхъ и земныхъ!.. (Сост. при помощи «Троицк. листк.» № 336).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 36-37.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0