Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Девятый день.

Поуч. 1-е. Св. Ѳеодоръ, епископъ Едесскій.

(Нужно молиться ко премудрости Наставнику и смысла Подателю, чтобы Онъ просвѣтилъ нашъ умъ и вразумилъ наше сердце къ познанію истины и добра).

II. Не всякому даются отъ роду одинаковыя дарованія: у иного они сильнѣе и быстрѣе, у другого медленнѣе и тупѣе; но всякій можетъ и долженъ молить премудрости Наставника и смысла Подателя, чтобы Онъ просвѣтилъ ему умъ и вразумилъ его сердце къ познанію истины и добра.

Вотъ, по указанію слова Божія, побужденія къ исканію истины и вѣдѣнія.

а) Они дѣлаютъ человѣка мудрымъ: лучше знаніе, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто изъ желаемаго не сравнится съ нею. Послушайте наставленія, и будьте мудры и не отступайте отъ него (Притч. VIII, 10—11, 33).

б) Познанія содѣйствуютъ спасенію человѣка: изслѣдуйте писанія (Іоан. V, 39), (сказалъ Спаситель и Самъ отверзъ ученикамъ Своимъ умъ къ уразумѣнію писаній) (Лук. XXIV, 45). — И познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными (Іоан. VIII, 32). — Вникай въ себя и въ ученіе; занимайся симъ постоянно: ибо, такъ поступая, и себя спасешь и слушающихъ тебя, пишетъ св. ап. Павелъ Тимоѳею (1 Тим. IV, 16).

в) Нерадѣніе въ изученіи истины сопровождается печальными послѣдствіями: уклоняющійся отъ ученія впадетъ въ бѣды, говоритъ Премудрый (Притч. 17, 16).

г) Нерадѣніе дѣтей о пріобрѣтеніи познаній и вообще о своемъ умственномъ развитіи причиняетъ родителямъ истинное горе, великія скорби: сынъ мудрый радуетъ отца, а сынъ глупый — огорченіе для его матери (Притч. X, 1). — Родилъ кто глупаго, — себѣ на горе, и отецъ глупаго не порадуется. Глупый сынъ — досада отцу своему и огорченіе для матери своей (XVII, 21, 25).

д) Всякій христіанинъ долженъ помнить, что мудрость и знаніе истины имѣютъ своимъ источникомъ Самого Бога и потому ниспосылаются отъ Него, какъ высшіе и драгоцѣннѣйшіе дары тѣмъ, которые достойны ихъ: «у Него премудрость и сила; Его совѣтъ и разумъ», читаемъ въ книгѣ Іова (XII, 13). «Онъ есть руководитель въ мудрости и исправитель мудрыхъ. Ибо въ рукѣ Его и мы и слова наши и всякое разумѣніе и искусство дѣланія», говоритъ Премудрый (Премудр. Солом. VII, 15—16) и продолжаетъ такъ: «Самъ Онъ даровалъ мнѣ неложное познаніе существующаго, чтобы познать устройство міра и дѣйствіе стихій, начало, конецъ и средину временъ, смѣны поворотовъ и перемѣны временъ, круги годовъ и положеніе звѣздъ, природу животныхъ и свойства звѣрей, стремленія вѣтровъ и мысли людей, различія растеній и силы корней. Позналъ я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дыханіе силы Божіей и чистое изліяніе славы Вседержителя. Она есть отблескъ вѣчнаго свѣта и чистое зеркало дѣйствія Божія и образъ благости Его» (VII, 17—21, 25—26). «Всякая премудрость отъ Господа, и съ Нимъ пребываетъ во вѣкъ, говоритъ премудрый сынъ Сираховъ. Песокъ морей и капли дождя и дни вѣчности кто исчислитъ? Высоту неба и бездну и премудрость кто изслѣдуетъ? Источникъ премудрости — слово Бога всевышняго, и шествіе ея — вѣчныя заповѣди. Кому открытъ корень премудрости? и кто позналъ искусство ея? Одинъ есть премудрый, весьма страшный, сѣдящій на престолѣ Своемъ, Господь. Онъ произвелъ ее и видѣлъ, и измѣрилъ ее, и излилъ ее на всѣ дѣла Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно надѣлилъ ею любящихъ Его. Кому благоволитъ Онъ, раздѣляетъ ее по Своему усмотрѣнію» (Сирах. I, 1—10; 14).

е) Желающіе достигнуть истиннаго вѣдѣнія должны просить его себѣ у Бога, по примѣру Соломона, который читалъ слѣдующую молитву о дарованіи ему премудрости: «Боже отцевъ и Господи милости, сотворившій все словомъ Твоимъ и премудростію Твоею, устроившій человѣка, чтобы онъ владычествовалъ надъ созданными Тобою тварями и управлялъ міромъ свято и справедливо, и въ правотѣ души производилъ судъ! Даруй мнѣ присѣдящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня отъ отроковъ Твоихъ; ибо я рабъ Твой и сынъ рабы Твоей, человѣкъ немощный и кратковременный, и слабый въ разумѣніи суда и законовъ. Да хотя бы кто и совершенъ былъ между сынами человѣческими, безъ Твоей премудрости онъ будетъ признанъ за ничто. Съ Тобою премудрость, которая знаетъ дѣла Твои, и присуща была, когда Ты творилъ міръ, и вѣдаетъ, что угодно предъ очами Твоими и что право по заповѣдямъ Твоимъ. Ниспошли ее отъ святыхъ небесъ, и отъ престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспѣшествовала мнѣ въ трудахъ моихъ, и чтобъ я зналъ, что благоугодно предъ Тобою. Ибо она все знаетъ и разумѣетъ, и мудро будетъ руководить меня въ дѣлахъ моихъ и сохранитъ меня въ своей славѣ. Ибо какой человѣкъ въ состояніи познать совѣтъ Божій? Помышленія смертныхъ нетверды и мысли наши ошибочны, ибо тлѣнное тѣло отягощаетъ душу, и эта земная храмина подавляетъ многозаботливый умъ. Мы едва можемъ постигать и то, что на землѣ, и съ трудомъ понимаемъ то, что подъ руками, а что на небесахъ, кто изслѣдовалъ? Волю же Твою кто позналъ бы, если бы Ты не даровалъ премудрости и не ниспослалъ свыше Святаго Твоего Духа? И такъ исправились пути живущихъ на землѣ, и люди научились тому, что угодно Тебѣ» (Премудр. Солом. IX, 1—6, 9—11; 13—18).

ж) Но, братіе мои, для того, чтобы можно было человѣку надѣяться на дарованіе ему божественной помощи въ дѣлѣ пріобрѣтенія истиннаго вѣдѣнія, онъ долженъ стараться быть достойнымъ того по своей благочестивой жизни. «Въ лукавую душу — запомните это, благочестивые слушатели — не войдетъ премудрость и не будетъ обитать въ тѣлѣ, порабощенномъ грѣху. Ибо Святый Духъ премудрости удалится отъ лукавства и уклонится отъ неразумныхъ умствованій» (Премудр. Солом. I, 3—5). — Вѣнецъ премудрости — страхъ Господень, произращающій миръ и невредимое здравіе; но то и другое — дары Бога, Который распространяетъ славу любящихъ Его. Если желаешь премудрости, соблюдай заповѣди, и Господь подастъ ее тебѣ. Ибо премудрость и знаніе есть страхъ предъ Господомъ, и благоугожденіе Ему — вѣра и кротость (Сирах. I, 18, 26—27).

III. Молитвами свят. Ѳеодора, епископа едесскаго, получившаго премудрость отъ Бога, да даруетъ намъ Господь Свою помощь въ дѣлѣ познанія Его спасительныхъ заповѣдей. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 34-36.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0