Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Восьмой день.

Поуч. 5-ое. Блаженный Прокопій Устюжскій.

(Общественныя бѣдствія отвращаются покаяніемъ и молитвою).

II. Это въ высшей степени поучительное событіе указываетъ намъ, съ какимъ расположеніемъ должно встрѣчать и чѣмъ предотвращать общественныя бѣдствія. Размыслимъ о семъ.

Въ основаніе своего разсужденія положимъ слѣдующія слова изъ книги пророка Іоны. «И видѣ Богъ дѣла ихъ, яко обратишася отъ путей своихъ лукавыхъ: и раскаяшася Богъ о злѣ, еже глаголаше сотворити имъ, и не сотвори» (Іон. III. 10).

Эти утѣшительныя слова относятся къ жителямъ великаго города Ниневіи. Пророкъ Іона посланъ былъ отъ Бога сказать имъ, что за грѣхи ихъ весь городъ ихъ долженъ погибнуть. Ниневитяне устрашились суда Божія, признали свои грѣхи, обратились къ Богу въ покаяніи, въ постѣ, въ молитвѣ: и милосердый Богъ принялъ ихъ покаяніе и молитву, и избавилъ ихъ отъ погибели, къ которой они уже были присуждены.

Въ семъ происшествіи открываются истины, которыя мы должны сохранить въ памяти и употребить въ пользу нашей жизни.

а) Первая истина та, что великія общественныя бѣдствія не суть дѣйствія случая, или нѣкоей совершенно непонятной судьбы, но суть дѣйствія Провидѣнія Божія, управляемыя правосудіемъ и милосердіемъ. Востани, говоритъ Богъ Іонѣ, и иди въ Ниневію градъ великій и проповѣждь въ немъ, яко взыде вопль злобы его ко Мнѣ. Что значитъ: вопль злобы? Значитъ умноженіе пороковъ, неправдъ и беззаконій, отъ котораго вопіютъ утѣсняемые неправдами и тварь повинувшаяся суетѣ неволею, уже не только воздыхаетъ (Римл. VIII. 20. 22), но, по чрезмѣрности злоупотребленій, вопіетъ къ Богу о правосудіи. Богъ видитъ и малый грѣхъ, и слово грѣховное слышитъ, и мысль грѣховная отъ Него не скрыта: однако до времени Онъ долго терпитъ, ожидая исправленія грѣшника. Но когда къ Нему восходитъ вопль злобы: Онъ укрощаетъ ее грозными судами Своими, чтобы она не истребила добра.

б) Другая, непосредственно за первою слѣдующая поучительная истина есть та, что бѣдствія общественныя должно встрѣчать покаяніемъ и молитвою, и чѣмъ благовременнѣе, тѣмъ лучше. Когда Іона предвѣщалъ ниневитянамъ погибель: вѣроваша мужіе ниневійстіи Богови и заповѣдаша постъ. И возвратися кійждо отъ пути своего лукаваго, и отъ неправды сущія въ рукахъ ихъ. Не медлили они своимъ обращеніемъ къ Богу, не сказали, что еще неизвѣстно, сбудется ли пророчество, еще нѣтъ признаковъ угрожающаго бѣдствія, но не ожидая начала бѣдъ, по одному слову пророка, признали свою виновность, повѣрили угрожающему суду Божію, и поспѣшили умилостивлять Бога покаяніемъ, постомъ и молитвою. И благоразумно. Потому что теперь они могутъ приносить Богу покаяніе свободно, а по наступленіи бѣды оно не было бы такъ свободнымъ, и слѣдственно не было бы такъ умилостивительнымъ: теперь они могутъ молиться умиленнымъ, но не совсѣмъ стѣсненнымъ сердцемъ; а ужасомъ наступающей уже погибели могло быть подавлено и молитвенное чувство.

в) Третья утѣшительная истина есть та, что покаяніе и молитва суть дѣйствительныя средства противъ самыхъ великихъ угрожающихъ или уже належащихъ бѣдствій. Уже Богъ открылъ пророку, что взыде вопль злобы ниневитянъ, что грѣхи ихъ созрѣли къ наказанію, что Ниневія превратится. Казалось, что и непреложность суда Божія, и достоинство пророческаго слова, которое должно быть ненарушимо, требовали, что бы объявленное опредѣленіе исполнилось безъ измѣненія. Но ничто не воспрепятствовало милосердію и благодати Божіей, какъ скоро нѣсколько имъ открытъ былъ путь покаяніемъ и молитвою. Какъ иногда премудрый и милосердый Царь, желая не столько карать преступника дѣйствіемъ наказанія, сколько исправить страхомъ наказанія, повелѣваетъ составить и объявить ему строгое осуждающее опредѣленіе, но прежде исполненія сего даруетъ ему прощеніе: подобнымъ сему образомъ поступилъ Богъ съ ниневитянами.

III. Итакъ, братіе, если угрожаетъ намъ скорбное посѣщеніе Божіе, признаемъ въ немъ правосудіе Божіе, частію наказующее грѣхи, частію побуждающее къ исправленію, и побудимъ себя къ исправленію нашей жизни покаяніемъ и сердечнымъ сокрушеніемъ. (Сост. по пропов. Филарета, митр. моск. т. IV).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 32-34.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0