Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Восьмой день.

Поуч. 3-ье. День обрѣтенія Казанской иконы Божіей Матери.

(О чистотѣ души).

II. Измыйтеся и чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ (Исаія 1, 16). Такъ говоритъ Господь чрезъ пророка Своего Исаію. Ясно, братія, чего здѣсь требуетъ Господь. Онъ повелѣваетъ каждому измывать скверны сердца своего, и пріобрѣтать чистоту души. Измыйтеся, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ, и чисти будите. А развѣ есть какая нечистота въ нашей душѣ? Развѣ скверны грѣховныя имѣютъ мѣсто въ нашемъ сердцѣ? Точно такъ. Всякій грѣхъ получаетъ начало свое въ нашей душѣ; всякое беззаконіе исходитъ изъ нашего сердца. Всякъ помышляетъ въ сердцѣ своемъ прилежно на злая по вся дни (Быт. 6, 5). Извнутрь отъ сердца человѣческаго помышленія злая исходятъ (Марк. 7, 21). Посему-то апостолъ Павелъ увѣщеваетъ насъ очищать себя отъ всякія скверны не только плоти, но и духа (2 Кор. 7, 8). И въ церковной молитвѣ мы взываемъ къ Богу: очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Блаже, яко Человѣколюбецъ (послѣд. ко причащ.).

а) Какая же это нечистота души? Что за скверна грѣха въ нашемъ сердцѣ? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивныя мысли. Мерзость Господеви помыслъ неправедный (Притч. 15, 26), говоритъ премудрый Соломонъ. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мірскіе помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: Іисусе, очисти мой умъ отъ помысловъ суетныхъ (Акаѳ. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть всѣ грѣховныя движенія души, гордость, тщеславіе, ненависть, злоба, гнѣвъ, ярость. Отъ сердца исходятъ помышленія злая, лукавствія, лесть, хула, гордыня (Марк. 7, 22), говоритъ Спаситель. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивыя желанія и сладострастныя похотѣнія. Посему-то Богъ въ законѣ повелѣваетъ намъ не желать жены искренняго своего, ни дому ближняго своего, ни села его, ни раба его, ни скота его, ни всего елика суть ближняго своего (Исх. 20, 17). И святая церковь поучаетъ насъ молиться Спасителю: Іисусе, сохрани сердце мое отъ похотей лукавыхъ (Акаѳ. Іис). Нечистота души и скверна сердца суть чрезмѣрныя заботы житейскія, которыхъ удаляться поучаетъ насъ Спаситель. Не пецытеся, говоритъ, душею вашею, что ясте или что піете, всѣхъ бо сихъ языцы ищутъ (Мате. 6, 25, 32). Нечистота души и скверна сердца суть тайныя, по большей части нами непримѣчаемыя, грѣхолюбивыя мысли и желанія. Такъ говоритъ псалмопѣвецъ: грѣхопаденія кто разумѣетъ? Отъ тайныхъ моихъ очисти мя; аще не обладаютъ мною, тогда непороченъ буду, и очищуся отъ грѣха велика (Пс. 18. 13, 14). При таковой нечистотѣ души, человѣкъ пребываетъ грѣшникомъ, хотя бы онъ не дѣлалъ никакихъ открытыхъ преступленій и грѣховъ, хотя бы внѣшняя жизнь его была даже непорочная. Таковы и были фарисеи, которыхъ обличая, Христосъ говоритъ: вы внѣ—уду являетеся человѣкомъ праведни, внутрьуду же есте полни беззаконія (Матѳ. 23, 28). Ибо Богъ не на лица зритъ (Дѣян. 10, 34), но испытуетъ сердца и утробы (Пс. 7, 10).

б) Какъ же, спросите, сохранить чистоту души? Что должно дѣлать, чтобы душу и сердце соблюсти непорочными? Должно всемѣрно избѣгать всѣхъ обольщеній и соблазновъ, отъ которыхъ пораждаются въ душѣ нечистыя мысли и желанія и возбуждаются страсти. Ежели соблазны дѣйствуютъ и обольщенія видимо искушаютъ, должно отвращать очи, еже не видѣти суеты (Пс. 118, 37), и ограждать всѣ чувства, чтобы отразить обольщенія и соблазнъ. Ежели прелесть и суета уже прокрались въ душу, ежели возродилась въ душѣ или гордая и тщеславная мысль, или корыстолюбивое желаніе, или сладострастное похотѣніе, должно немедленно воспротивиться имъ, подавить и умертвить ихъ — чѣмъ? Здравымъ разсужденіемъ, а паче всего сердечнымъ призываніемъ имени Спасителя нашего Іисуса и силою побѣдительнаго креста Его. Аесли случится не устоятъ противъ обольщенія и пасть; если душа омрачится скверною грѣха: что тогда дѣлать? Омывать скверну и очищать душу. Измыйтеся и чисти будите, говоритъ Богъ. Чѣмъ омывать скверну души? Слезами покаянія. Такъ омылся Петръ, послѣ своего паденія; такъ омылась и блудница отъ сквернъ грѣховныхъ. Къ слезамъ покаянія должно присоединить и слезы теплой молитвы къ Богу. Слушайте, какъ спѣшилъ омыться въ этихъ слезахъ Давидъ: обратися, Господи, взывалъ онъ къ Богу, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6. 5, 7). И святая церковь руководствуетъ насъ къ очищенію души молитвами. Очисти, Господи, скверну души моея (троп.); душу мою просвѣти омраченную, Христе (ирм.); души наша освяти, помышленія исправи, мысли очисти (молит. на час). Есть и еще спасительнѣйшее средство къ измовенію и очищенію сквернъ душевныхъ. Это пречистая кровь Спасителя нашего, преподаемая намъ въ таинствѣ святой Евхаристіи. Кровь І. Христа, Сына Божія, по свидѣтельству слова Божія, очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (Іоан. 1, 7). Она, какъ говоритъ церковь, проходитъ во вся составы человѣку, во утробу, въ сердце, очищаетъ душу и освящаетъ помышленія (молит. по причащ.).

III. Если будемъ, братія, такимъ образомъ сохранять чистоту своей души, то и внѣшнее наше житіе будетъ добро (1 Пет. 2, 12) и чисто. Ибо душа управляетъ тѣломъ и располагаетъ дѣлами. Потому какова наша душа, таково и тѣло наше; каковы у насъ мысли, таковы и дѣла. Отъ худыхъ мыслей происходятъ худыя и дѣла, и отъ нечистыхъ похотѣній являются студныя и дѣла; а напротивъ, добрыя мысли раждаютъ и дѣла добрыя, и святыя желанія и намѣренія сопровождаются и дѣлами богоугодными. Будемъ же, братія, всемѣрно хранить чистоту души и непорочность сердца, безъ которыхъ не можетъ быть въ насъ жизни добродѣтельной и богоугодной, и безъ которыхъ, по слову апостола, никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Да дастъ намъ Господь по богатству славы Своея, силою утвердитися духомъ Его во внутреннѣмъ человѣкѣ (Еф. 3, 16); да совершитъ ны во всякомъ дѣлѣ блазѣ сотворити волю Его (Евр. 13, 21). Сія же есть воля Божія, святость наша (1 Солун. 4. 3). Аминь. (Сост. съ доп. по кн. «Сѣятель благочестія», прот. В. Нордова, т. I, Спб. изд. 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 28-30.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0