Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Восьмой день.

Поуч. 1-ое. Явленіе Казанской иконы Божіей Матери.

(Божія Матерь есть охранительница и поборница, истиннаго ученія Православной Церкви).

Въ XVI столѣтіи, именно въ 1579 году, при царѣ Іоаннѣ Грозномъ Пресвятая Богородица три раза являлась въ сновидѣніи одной дѣвицѣ г. Казани и повелѣвала возвѣстить духовенству и свѣтскимъ начальникамъ того города, чтобы они взяли икону Ея изъ земли, и указывала самое мѣсто, гдѣ сокрыта была икона. Сначала мать, потомъ начальники города не вѣрили видѣнію. Наконецъ, дѣвица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, какъ будто только что написанную, а не бывшую въ землѣ. Икона стала источать чудеса, при видѣ коихъ множество татаръ обращались къ православной вѣрѣ и утверждались въ вѣрѣ. Извѣщенные объ обрѣтеніи иконы архіепископъ, градоначальникъ и народъ, съ крестнымъ ходомъ, взяли и поставили икону въ ближайшемъ храмѣ. На мѣстѣ явленія иконы вскорѣ построенъ былъ монастырь Богородицкій и 8-го іюля, въ день обрѣтенія иконы, установленъ праздникъ.

Явленіе чудотворной иконы Божіей Матери въ г. Казани было весьма благотворно и спасительно. Въ Казани, до завоеванія ея московскимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, всѣ жившіе тамъ татары блуждали во мракѣ ложной вѣры магометанской. Когда Казань была взята нашимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, жители ея мало-по-малу стали принимать христіанство. Но вновъ крещеные татары были еще не тверды въ новой для нихъ вѣрѣ и могли легко отпасть отъ Христовой вѣры и возвратиться въ магометанство. Господь же нашъ І. Христосъ не хощетъ смерти грѣшника (Іезек. ХХХIII, 2), но хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истинный пріити (1 Тим. II, 4). О томъ же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвѣщенныхъ св. крещеніемъ казанскихъ татаръ до совращенія въ прежнюю ихъ магометову вѣру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить въ сіе время въ Казани Свой образъ и на всѣхъ съ молитвою и вѣрою притекающихъ къ Ея иконѣ излить чудеса, черезъ которыя маловѣрные и новопросвѣщенные могли бы воочію убѣдиться въ правотѣ святыя православныя вѣры Христовой.

II. Исторія праздника Казанской иконы Божіей Матери напоминаетъ намъ, братія, о той важной и отрадной истинѣ, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истиннаго ученія православной церкви.

Исторія церкви представляетъ много случаевъ такого охраненія Богоматерью православной вѣры. Представимъ изъ нихъ два.

а) Въ 3 мъ вѣкѣ, когда христіанство, находясь въ борьбѣ съ язычествомъ, должно было бороться вмѣстѣ съ разными лжеученіями, св. Григорій чудотворецъ, епископъ неокесарійскій, желая точнѣе познать таинство вѣры, молилъ Бога объ откровеніи ему Божественной истины; — и въ одну ночь, когда онъ бодрствовалъ, размышляя о вѣрѣ, ему явился старецъ, въ величественномъ одѣяніи, обнаруживавшій въ себѣ великую добродѣтель. Познавши въ немъ мужа Божественнаго, посланнаго къ нему отъ Бога для разрѣшенія его недоумѣній, св. Григорій съ восхищеніемъ и радостію смотрѣлъ на него; но старецъ далъ ему знакъ обратить взоръ на другую сторону, и св. Григорій, по указанію его, увидѣлъ дивное явленіе въ образѣ благолѣпной Жены, превосходящей всякій человѣческій образъ, на, которую, при разливающемся необыкновенномъ свѣтѣ, отъ изумленія и страха, онъ не могъ смотрѣть. Явившіеся были Матерь Божія и св. евангелистъ Іоаннъ. Матерь Божія просила Іоанна открыть св. Григорію тайну благочестія, и св. Іоаннъ, преподавъ ему въ краткихъ и опредѣленныхъ словахъ нужное наставленіе, скрылся отъ очей, его. Святый же Григорій, немедленно записавъ слышанное, согласно съ нимъ сталъ проповѣдывать въ церкви, и Божественное наставленіе, какъ великое нѣкое наслѣдіе, оставилъ своимъ преемникамъ въ рукописи.

Жизнеописатель сего св. Григорія чудотворца, св. Григорій нисскій свидѣтельствуетъ, что живущій въ той странѣ народъ постоянно научался согласно съ симъ наставленіемъ, и не былъ зараженъ никакою ересью и заблужденіемъ. Наставленіе это есть то самое, которое постоянно исповѣдуетъ православная церковь, и которое лежитъ въ основаніи всего христіанскаго вѣроученія. Это ученіе о таинствѣ св. Троицы (См. повѣствованіе о семъ въ концѣ «Прав. испов.» пер. съ греч. изд. 4, 1831 г.).

б) Съ прекращеніемъ жестокихъ гоненій язычниковъ на христіанъ, христіанству не меньшая предлежала опасность отъ богоотступника Юліана, мечтавшаго возстановитъ упадавшее язычество. Много вѣрующіе терпѣли отъ богоотступника, и наконецъ, предъ походомъ своимъ въ Персію, онъ грозилъ св. Василію Великому, епископу Кесаріи каппадокійской, разрушить Кесарію до основанія за ревность ея жителей къ истинной вѣрѣ, и въ самой Персіи, принося жертвы идоламъ, клялся всенародно, что истребитъ всѣхъ христіанъ, если счастливо кончитъ войну свою. Услышавъ объ этомъ, св. Василій Великій, оставшись однажды одинъ въ церкви, сталъ предъ иконою Божіей Матери, на которой начертанъ былъ и ликъ св. мученика Меркурія, и молился о низложеніи отступника и безбожнаго мучителя, — и здѣсь же отъ этой самой иконы получилъ откровеніе о погибели гонителя. Всѣмъ извѣстно, что богоотступникъ пораженъ былъ неизвѣстно кѣмъ пущенною стрѣлою и умеръ отъ истеченія крови (См. продолженіе 3-го слова Іоанна Дамаск. о икон. въ Хр. чт. 1828 г. ч. XXX. стр. 10; сн. Цер. ист. Сокр. к. 3, гл. 21 и Ѳеодорита к. 3 гл. 25; сн. Григ. Бог. слово 2-е на Юліана. т. 1, стр. 186, 214, 189—190. Созом. Церк. ист. к. 6, гл. 2).

III. Да утвердятъ же эти событія, записанныя въ достовѣрныхъ источникахъ церкви, колеблющихся въ православной вѣрѣ. и да побудятъ ихъ, молитвами усердной Заступницы рода человѣческаго, нелицемѣрно всею крѣпостью души искать своего спасенія въ оградѣ православной церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины и вѣрный корабль, приводящій христіанъ къ вѣчному спасенію. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 25-27.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0