Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Шестой день.

Препод. Сисой Великій.

(О смиреніи).

Въ бесѣдахъ его съ людьми заключались въ особенности уроки смиренія.

— Отецъ! — сказалъ однажды Сисою одинъ пустынникъ, — я замѣчаю за собою, что памятованіе о Богѣ всегда со мною... — Это еще немного, сынъ мой, — отвѣчалъ ему Сисой, — еще важнѣе того — видѣть себя ниже всѣхъ, потому что такое уничиженіе способствуетъ къ пріобрѣтенію смиренія...

Другому брату сказалъ онъ: — имѣй смиреніе, отрѣшись отъ своей воли, откажись отъ пустыхъ заботъ мірскихъ, и ты найдешь миръ сердца...

О себѣ самомъ Сисой постоянно говорилъ: грѣшникомъ засыпаю, грѣшникомъ пробуждаюсь...

Препод. Сисой говорилъ, что впродолженіе 30-ти лѣтъ онъ молился такъ: — «Господи Іисусе, не дай мнѣ согрѣшить сегодня моимъ языкомъ»... — «И между тѣмъ, — прибавляетъ онъ, — я постоянно согрѣшаю въ этомъ родѣ»...

Во время кончины преп. Сисоя выказалось и великое смиреніе его и великая благодать Господня, пребывающая на смиренныхъ… Умирая, старецъ пришелъ въ восхищеніе, лицо его просіяло и онъ заговорилъ: — «вотъ авва Антоній идетъ ко мнѣ»... Немного спустя воскликнулъ: «я вижу ликъ пророковъ», и въ то же мгновенье лицо его еще болѣе просвѣтлѣло, — «вотъ, пришли апостолы», — сталъ онъ говорить тихо и какъ-будто разговаривая съ кѣмъ-то изъ святыхъ.

— Съ кѣмъ онъ разговариваетъ? —недоумѣвали пустынники, собравшіеся вокругъ преп. Сисоя, чтобы выслушать его послѣднія изреченія.

— Вотъ, ангелы пришли взять мою душу, — и я молилъ ихъ подождать еще нѣсколько, чтобы успѣть мнѣ совершить покаяніе... Они же сказали: ты не имѣешь больше нужды въ покаяніи... — «Не знаю начиналъ ли я еще его?» Эти послѣднія слова преп. Сисоя дали понять ученикамъ его, знавшимъ о глубокомъ его смиреніи, что добродѣтель его была совершенна...

Наконецъ лицо подвижника просіяло какъ солнце и въ то же время онъ воскликнулъ: «смотрите, Господь идетъ ко мнѣ», и съ этими словами переселился въ иной міръ.

II. Препод. Сисой есть великій учитель смиренія и въ жизни своей и при смерти. Посему побесѣдуемъ о смиреніи.

а) Всѣ святые украшались смиреніемъ, не смотря на всѣ свои великія добродѣтели. Посмотримъ на этихъ смиренныхъ людей, которые предъ всѣми себя унижали, посмотримъ, кто они были на самомъ дѣлѣ. Смиренъ былъ патріархъ Авраамъ, онъ говорилъ о себѣ: я земля и пепелъ. Но кто этотъ Авраамъ? Это — отецъ вѣрующихъ, которому между патріархами нѣтъ равнаго. Смиренъ былъ царъ Давидъ, онъ говорилъ о себѣ: я червь, а не человѣкъ. Но кто этотъ Давидъ? Это — порфироносный пророкъ, которому между царями нѣтъ равнаго. Смиренъ былъ апостолъ Павелъ, онъ написалъ о себѣ: я наименьшій изъ апостоловъ, я недостоинъ и называться апостоломъ. Но кто этотъ Павелъ? Это — одинъ изъ первоверховныхъ апостоловъ, который болѣе всѣхъ трудился въ дѣлѣ проповѣданія. Смиренна была пресвятая дѣва Марія; Она, выслушавъ отъ ангела благовѣстіе о зачатіи Сына Божія, говорила: «величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ, яко призрѣ на смиреніе рабы Своея». Но кто эта смиренная дѣва Марія? — Это — пресвятая Дѣва, Матерь Божія, высшая херувимовъ и славнѣйшая серафимовъ. Впрочемъ, на что намъ приводить слишкомъ много примѣровъ? Перечислять смиренныхъ — значитъ перечислять мужей, высокихъ по духу и святыхъ по жизни. Кончимъ все однимъ. Кто есть Христосъ Іисусъ, Который во всю жизнь до самой смерти непрестанно смирялъ и уничижалъ Себя, Который не восхотѣлъ трости сокрушенной переломить и льна дымящагося угасить? Кто этотъ кроткій и смиренный сердцемъ, умывшій ноги Своимъ ученикамъ? Высочайшая премудрость, совершеннѣйшая святость, сіяніе славы Отчей и образъ Ѵпостаси Его; словомъ Богъ - во плоти.

б) Послѣ сего, что же мы должны сказать о тѣхъ людяхъ, которые не хотятъ смириться предъ другими, которые любятъ гордиться собою? Что сказать о нихъ? Это — люди, въ которыхъ нѣтъ истиннаго христіанскаго духа, въ нихъ нѣтъ истинныхъ достоинствъ; въ нихъ нѣтъ ни величія, ви святости. Гордятся только низкіе и ничтожные люди. Все тяжелое естественно падаетъ внизъ, лежитъ на землѣ, а легкое поднимается вверхъ, летаетъ по воздуху; такъ люди великіе и святые всегда смиряются предъ другими, а низкіе и ничтожные ставятъ себя выше всѣхъ. И въ самомъ дѣлѣ, почему нѣкоторые люди ведутъ себя гордо? Не имѣя ничего, они хотятъ гордостію восполнить недостатокъ совершенствъ, надменностію думаютъ замѣнить слабость своихъ силъ. Почему иной человѣкъ, занявъ важное мѣсто въ обществѣ, дѣлается вдругъ неприступнымъ? Онъ боится, чтобы вблизи не разсмотрѣли его, кто онъ таковъ: онъ неприступностію хочетъ скрыть свои недостатки, спѣсью думаетъ восполнить скудность своихъ заслугъ. Если вы увидите человѣка гордаго, неприступнаго: то не старайтесь много разгадывать, кто онъ таковъ; это просто человѣкъ безъ истинныхъ достоинствъ, въ немъ нѣтъ ни хорошаго ума, ни добраго сердца.

Правда, и люди съ великими достоинствами иногда предаются гордости. Но зато надолго ли они остаются великими при своей гордости? Начать гордиться, значитъ начинать падать; мечтаніе о себѣ — приготовленіе къ униженію. Богъ оставляетъ гордыхъ самимъ себѣ, а смиренныхъ поддерживаетъ Своею благодатію. И потому-то, братія, когда вы возмечтаете о себѣ: то бойтесь, чтобы вамъ въ скоромъ времени не посрамиться. Только при смиреніи высокъ и силенъ человѣкъ, а безъ смиренія онъ слабъ и низокъ.

Правда, низкіе и слабые люди тоже иногда смиряются. Ихъ смиреніе не лучше гордости. Предъ кѣмъ смиряются низкіе люди? Только предъ высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнѣе возвыситься. Въ какихъ слабостяхъ признаются низкіе люди? Въ самыхъ ничтожныхъ, маловажныхъ. Для чего признаются? Чтобы дать знать другимъ, какъ маловажны слабости, которымъ они подвержены. Такимъ образомъ у низкихъ и смиреніе всегда низко, истинное смиреніе для нихъ слишкомъ высоко, оно не по ихъ духу. Истинно смиренный потому и смиряется, что онъ смиренъ душею; потому и не возносятся его очи, что не надмевается его сердце; у него сердце какъ невинное, покорное, простосердечное дитя. Отъ того-то истинно смиренными бываютъ только люди съ совершенствами, люди великіе и святые; только у такихъ людей достанетъ духу говорить о себѣ: я земля и пепелъ; я червь, а не человѣкъ.

III. Итакъ, братія, смиреніе вовсе не есть признакъ слабаго и малодушнаго человѣка; вотъ гордые люди всегда слабы и малодушны, а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя есть признакъ величія духа, а гордое чело отпечатокъ малой души. И потому не будемъ смущаться, хотя бы намъ довелось отправлять самую низкую должность раба: низкая служба никогда не унизитъ высокаго человѣка. (Сост. по поуч. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 22-24.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0