Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Пятый день.

Поуч. 5-е. Преп. Аѳанасій Аѳонскій.

(Почему праведники иногда умираютъ несчастной смертью?).

Смерть застала преподобнаго среди трудовъ. Однажды вмѣстѣ съ братіею осматривая монастырскія постройки, онъ взошелъ на верхъ строившагося зданія, оно обрушилось, и пять человѣкъ, въ числѣ ихъ Аѳанасій, были задавлены камнями. Остальные поспѣшили раскопать развалины, но извлекли преподобнаго уже мертвымъ.

II. Грустная кончина преподобнаго наводитъ насъ на размышленіе о томъ, для чего Господь попускаетъ иногда праведникамъ претерпѣть насильственную, несчастную смерть. Или Онъ былъ не силенъ избавить ихъ отъ нея? Или у Него нѣтъ любви и состраданія?

а) Однажды преподобный Нилъ постникъ, бывшій сподвижникомъ св. отцевъ, въ Синаѣ и Раифѣ избіенныхъ, память которыхъ совершается 14 декабря, видя избіеніе и страданіе ихъ отъ варваровъ, тоже спрашивалъ: за что они страдаютъ? «Гдѣ, говорилъ онъ, блаженные отцы, труды воздержанія вашего? Гдѣ награда за терпѣніе скорбей? Гдѣ вѣнецъ многимъ подвигамъ? Это ли воздаяніе вашему иночествованію? Или всуе вы текли на предлежавшій вамъ подвигъ? Или есть справедливость въ томъ, чтобы за добродѣтель принимать скорбь, и что убиваемыхъ васъ оставилъ безъ помощи Промыслъ Божій? И вотъ возымѣла силу скверна на ваши тѣлеса святая, и злоба хвалится, что одолѣла» (Чет.-Мин. изд. 1864 г. 14 января, стр. 139). Такъ, въ глубокой скорби, задавалъ себѣ, подобные нашимъ, вопросы Нилъ преподобный; но онъ, къ своему утѣшенію, вскорѣ получилъ на нихъ разрѣшеніе. «Чего ради, сказалъ ему и бывшимъ съ иимъ, спасшимся отъ меча злодѣевъ инокамъ, израненный и едва дышавшій старецъ Ѳеодулъ, — чего ради смущаетъ васъ пришедшая на насъ напасть? Ужели вы не знаете, для чего Господь предаетъ подвижниковъ Своихъ сопротивнымъ? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяніями вознаградить претерпѣвшихъ до конца, какъ и сугубо воздалъ Іову то, что онъ погубилъ? Но намъ, конечно несравненно больше воздастъ, ибо ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Господь любящимъ Его (1 Кор. 2, 9) и терпящимъ до конца» (тамъ же л. 140). Лучшаго отвѣта и на наши, братіе, вопросы о причинѣ неповинныхъ страданій не можетъ быть.

б) Но что сказать, когда видимъ, что праведникъ страдаетъ иногда и не отъ людей? Иной изъ добродѣтельныхъ всю жизнь не имѣетъ гдѣ преклонить главы, а иного, что и еще ужаснѣе, постигаетъ иногда лютая и внезапная смерть. И мы тоже недоумѣваемъ: что это значитъ? За что страдаетъ праведникъ? О братіе! не смущайтесь и здѣсь; ибо хотя и неисповѣдимы пути Промысла Божія, но они всегда ведутъ ко благимъ цѣлямъ, всегда служатъ къ нашему спасенію и блаженству. «Одинъ инокъ, пришедши въ городъ, чтобы продать свое рукодѣлье, видѣлъ погребеніе нѣкотораго злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали съ великою честію церковною и гражданскою. Еще болѣе поразило его то зрѣлище, какое онъ увидѣлъ, возвратясь въ пустыню: благочестивый старецъ, наставникъ его, лежалъ тамъ растерзанный гіеною. Господи, взывалъ осиротѣвшій пустынникъ, почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этотъ святый мужъ растерзанъ звѣремь? — Пачущему явился ангелъ и сказалъ: «не плачь по твоемъ учителѣ. Злой вельможа имѣлъ одно доброе дѣло и за то сподобился честнаго погребенія; но награда его только здѣсь, а тамъ ожидаетъ его казнь за всѣ злыя дѣла его. Напротивъ, твой наставникъ, хотя во всемъ угоденъ былъ Богу, однако у него былъ одинъ порокъ, отъ котораго онъ и очищенъ злою смертію» (Прол. 21 іюля).

III. Итакъ, братіе, ясно, что тотъ не имѣетъ понятія о безконечной любви къ намъ небеснаго Отца, кто дерзаетъ упрекать Его въ неправосудіи или несостраданіи. Будемъ вѣровать, что минутная скорбь ведетъ къ безконечному блаженству, если она понесена съ терпѣніемъ и ради Бога; и будемъ помнить, что настанетъ время, когда Господь отретъ всѣ слезы съ очей рабовъ Своихъ (Ап. 7, 17) навсегда, что у Бога безцѣльно ничего не бываетъ.. Аминь. (Сост. по «Пролог. въ поучен.» свящ. В. Гурьева, изд. 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 21-22.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0