Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Пятый день.

Поуч. 4-ое. Обрѣтеніе мощей преп. Сергія.

(Праведники во вѣки живутъ).

Праведницы во вѣки живутъ и въ Господѣ мзда ихъ (Прем. Сол. 5, 15).

Отчего это? Почему такъ? — А потому, возлюбленные, что праведники, по слову писанія, во вѣки живутъ (Пр. Сол. 5, 15); потому что угодникъ Божій для насъ русскихъ никогда не умиралъ: онъ только «преставился», только перешелъ отъ земли на небо, и оттуда, съ высоты небесной, съ любовію призирая на насъ грѣшныхъ, непрестанно молится у престола Божія за родную ему Русь православную, за державныхъ ея царей, за всѣхъ православныхъ русскихъ людей, близкихъ ему по крови и по духу: вѣдь и самъ онъ былъ истинно русскій въ душѣ!.. Можетъ ли при одной мысли объ этомъ не встрепенуться благодарно радостнымъ чувствомъ каждое смиренно вѣрующее русское сердце?

II. Нѣтъ возможности перечислить всѣ тѣ чудесныя знаменія, въ которыхъ преподобный Сергій являлъ свою благодатную помощь всѣмъ, кто съ вѣрою притекалъ къ его св. мощамъ и со смиреніемъ призывалъ его къ молитвѣ. Воспомянемъ хотя кратко только то, что относится ко всему русскому народу, ко всей православной Русской землѣ. Кто читалъ его житіе, тотъ знаетъ, чѣмъ онъ былъ для своего времени.

а) Не одни простецы приходили къ нему въ пустыню Радонежскую, чтобы повѣдать ему свои скорби и печали, чтобы получить отъ него совѣтъ и наставленіе, чтобы попросить его свв. молитвъ и, по мѣрѣ своей вѣры, получить отъ него исцѣленіе своихъ недуговъ и утѣшеніе въ скорбяхъ. Самъ «великодержавный» князь Дмитрій Іоанновичъ не рѣшился выступить противъ полчищъ Мамаевыхъ прежде, чѣмъ получилъ на это благословеніе смиреннаго старца радонежскаго. Шли къ нему и смиренные иноки, чтобы беззавѣтно отдать себя въ послушаніе этому великому старцу отцу иноковъ; шли и сами старцы, какъ архимандритъ Симонъ, чтобы быть послушникомъ у преподобнаго Сергія; за счастіе почитали бесѣдовать съ нимъ и московскіе первосвятители — Алексій и Кипріанъ. Смирялись предъ кроткимъ словомъ сего благодатнаго старца и гордые сосѣди князья: и ростовскій, и рязанскій, и нижегородскій, и «брали съ великимъ княземъ московскимъ вѣчный миръ и любовь въ родъ и родъ». Такъ глубоко чтили преподобнаго Сергія его современники.

б) Но вотъ онъ отошелъ къ Господу. Оплакали его православные русскіе люди, но крѣпко вѣровали, что угодникъ Божій не забудетъ предъ Господомъ своей земной родины. И дѣйствительно: преподобный Сергій явился, и до нынѣ является, теплымъ молитвенникомъ за всю землю русскую и наипаче въ самыя тяжкія для нея годины испытаній и скорбей. Справедливо одинъ его жизнеописатель говоритъ, что время общественныхъ бѣдствій — его время: когда кажется, что все уже погибло, что русскіе люди уже ничего не могутъ сдѣлать для спасенія своей родины, тогда воздвигается Сергій, и его молитвенное предстательство предъ Богомъ спасаетъ православную Русь.

Такъ въ 1521 году татарскій ханъ Махметъ-Гирей неожиданно подступилъ къ самой Москвѣ. И вотъ, въ одну ночь, слѣпая старица, инокиня Вознесенскаго монастыря, узрѣла въ видѣніи, что мимо ея обители, въ Спасскія (что тогда назывались Фроловскими) ворота, какъ бы въ крестномъ ходу, выходитъ изъ Кремля соборъ святителей, и несутъ они чудотворную Владимірскую икону Богоматери. Едва вышли они изъ воротъ, какъ ихъ встрѣчаетъ нашъ неусыпный молитвенникъ, препод. Сергій, съ другимъ великимъ угодникомъ Божіимъ — препод. Варлаамомъ хутынскимъ. Припавъ къ ногамъ святителей, они спрашиваютъ: зачѣмъ они покидаютъ городъ? На кого оставляютъ его въ такомъ бѣдственномъ положеніи? Святители со слезами говорятъ, что такъ повелѣлъ Господь за то, что люди презрѣли страхъ Божій. Тогда св. подвижники Сергій и Варлаамъ начинаютъ смиренно умолять святителей, чтобы они умилостивили правосудіе Божіе, и вмѣстѣ съ ними стали пѣть молебенъ. Тутъ всѣ угодники Божіи начинаютъ молить Царицу небесную о помилованіи города, осѣняютъ крестообразно городъ и всѣ возвращаются въ Кремль... И Матерь Божія услышала ихъ молитву: Москва была спасена.

Прошло около 90 лѣтъ. Не стало законнаго царя на Руси и настали тяжкія смутныя времена Сердце обливается кровью, когда читаешь страшную лѣтопись о мятежахъ: русскую землю разоряли и поляки и литовцы, и свои же русскіе измѣнники; вездѣ бродили шайки разбойниковъ, тутъ и тамъ появлялись самозванцы... Ночи освѣщались заревомъ пожаровъ; храмы Божіи разрушались и осквернялись; скотъ и псы жили въ алтаряхъ; люди бѣжали въ лѣса, но и тамъ на нихъ охотились съ собаками... Къ довершенію всѣхъ бѣдъ — Москва, это сердце русской земли, съ ея завѣтными святынями находилась въ рукахъ поляковъ... И вотъ, въ такое-то многоскорбное время обитель препод. Сергія является несокрушимою опорою русскаго царства, а самъ онъ, угодникъ Божій, истиннымъ избраннымъ воеводою русской земли, какъ именуетъ его церковь. То видятъ достойные видѣнія, какъ онъ ходитъ по оградѣ и по всему монастырю и окропляетъ все св. водою; то онъ является нѣкоторымъ изъ иноковъ и ободряетъ ихъ надеждою на милость и помощь Божію; то умножаетъ запасы хлѣба чудеснымъ образомъ и въ лаврѣ, и на своемъ московскомъ подворьи; то грозитъ въ видѣніи страшнымъ гнѣвомъ Божіимъ — какъ врагамъ, такъ и нечисто живущимъ въ его обители... Уже враги овладѣли Москвою; повсюду распространилась великая скорбь и уныніе... Горько плачетъ въ его обители одинъ смиренный служитель церкви православной — вѣрный сынъ русской земли, плачетъ о томъ, — что теперь, когда поляки одолѣли православныхъ, то уже не быть на Руси православію! Изнемогши отъ плача, онъ забылся, и вотъ онъ слышитъ въ окно голосъ: «кто ты, который такъ думаешь, будто не быть на Руси православію и хочешь испытать судьбы Божіи? А того не знаешь, что за васъ молитъ Бога Василій Великій, Димитрій солунскій, да и вашъ преподобный Сергій чудодѣйствующій; и будетъ православіе на Руси по-прежнему!» Пришелъ въ себя плакавшій служитель церкви, пошелъ къ архимандриту Діонисію разсказать, что слышалъ; а тамъ стоялъ отрокъ, дотолѣ нѣмой, и яснымъ языкомъ разсказалъ, какъ сейчасъ два святолѣпные старца исцѣлили его отъ нѣмоты, а его сожителя — отъ разслабленія... Между тѣмъ нашъ воевода небесный, преподобный Сергій, готовилъ избавленіе Москвы и всей русской земли отъ враговъ.

Въ Нижнемъ-Новгородѣ онъ явился благочестивому Косьмѣ Минину и повелѣлъ собирать казну для военныхъ людей. Смиренный Косьма устрашился: ему ли, простому человѣку, собирать казну и снаряжать войско? Видѣніе повторяется еще разъ и два, и Косьма исполняетъ повелѣнное. Собрано ополченіе подъ начальствомъ князя Пожарскаго; идетъ оно къ обители чудотворца Сергія, пріемлетъ благословеніе на свой подвигъ отъ преподобнаго архимандрита Діонисія и направляется къ многострадальной столицѣ. Настаетъ часъ освобожденія. 22 октября русскіе взяли Китай-городъ; голодные поляки заперлись въ Кремлѣ. Ночью подъ 25 октября великій печальникъ земли русской, преподобный Сергій, является Арсенію, архіепископу Елассонскому, который томился отъ голода и болѣзни въ осажденномъ Кремлѣ, среди враговъ, и говоритъ ему: «Арсеній! ваши и наши молитвы услышаны: предстательствомъ Матери Божіей судъ Божій объ отечествѣ преложенъ на милость; завтра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена. Встань и иди на встрѣчу православному воинству!». И на утро, дѣйствительно, вѣрная русская рать торжественно вступала въ завѣтный Кремль, и исцѣленный отъ болѣзни святитель Арсеній вышелъ ей на встрѣчу съ крестнымъ ходомъ.

Долго было бы повѣствовать о всѣхъ милостяхъ Божіихъ, явленныхъ русской землѣ по молитвамъ преподобнаго отца нашего Сергія; но и сказаннаго довольно, чтобы видѣть, что сей угодникъ Божий есть дивный, Самимъ Богомъ данный стражъ своей земной родины, съ любовью призирающій на всѣ ея скорби и обстоянія и присно предстательствующій за нее предъ Господомъ.

Напомнимъ только, что св. его инона, написанная на доскѣ отъ его гроба, сопутствовала во всѣхъ походахъ нашимъ царямъ, отъ царя Алексія Михаиловича до почившаго въ Бозѣ Императора Александра II-го; что въ его обители великій преобразователь Россіи Петръ І-й нашелъ спасеніе отъ стрѣльцовъ; что и въ достопамятный 1812 годъ угодникъ Божій не допустилъ врагамъ подойти къ своей обители.

Онъ не только самъ предстательствуетъ за родную ему русскую землю, но собираетъ множество учениковъ своихъ со всѣхъ концевъ Руси, гдѣ они подвизались въ обителяхъ, ими основанныхъ: а такихъ обителей болѣе 70-ти. Сколько подвижниковъ угодило Богу въ этихъ обителяхъ! Сколько благодатнаго свѣта пролилось изъ этихъ разсадниковъ духовной жизни, духовнаго просвѣщенія!.. Кто не знаетъ, что русскій народъ только и жилъ своею вѣрою православной, что не будь этой: вѣры — не было бы и самой Руси святой?... Но кто не знаетъ и того, что средоточіемъ православной духовной жизни съ самаго начала христіанства на Руси были иноческія обители? И вотъ изъ славной лавры Сергіевой и изъ обителей, основанныхъ его учениками и всѣмъ его духовнымъ потомствомъ, преизобильно изливался свѣтъ духовнаго просвѣщенія на всю землю русскую; оттуда выходили проповѣдники вѣры Христовой въ дикія страны сѣвера; оттуда брали мужей достойныхъ на каѳедры святительскія; тамъ переводили или переписывали книги свято-отеческія; туда стремились русскіе люди въ своихъ горестяхъ и радостяхъ, чтобы помолиться Господу Богу, чтобы посовѣтоваться съ опытными въ жизни духовной старцами-подвижниками, чтобы отдохнуть душой отъ всѣхъ житейскихъ печалей и заботъ, подышать чистымъ воздухомъ молитвъ, поучиться подвигамъ духовнымъ... Не затѣмъ ли и теперь стремится сюда множество мужей и женъ; юныхъ и младенцевъ, съ ранняго утра до поздняго вечера наполняющихъ небольшой храмъ Пресвятыя Троицы — сіе смиренное покоище Сергіево, уготованное ему любимымъ ученикомъ его пр. Никономъ?

III. О, гряди туда каждый православный сынъ великой русской земли! Склоняйся до праха земного у гроба великаго заступника нашего, преподобнаго отца Сергія, касайся съ благоговѣніемъ священнаго покровца на главѣ его и неси благодатный миръ и радость съ собою въ родную семью! Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Троицк.листк.» № 642).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 18-21.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0