Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ іюль.
Пятый день.

Поуч. 3-ье. Обрѣтеніе мощей препод. Сергія Радонежскаго чудотворца.

(Назидательные уроки изъ жизни преподобнаго Сергія).

II. а) Препод. Сергій съ самаго дѣтства имѣлъ столь сильную расположенность къ посту и молитвѣ, что въ среды и пятки не вкушалъ ничего, а въ прочіе дни питался хлѣбомъ и водою; часто цѣлыя ночи проводилъ безъ сна въ молитвѣ. Благоразумная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не разстроить здоровья, но Сергій отвѣчалъ матери: «если я, находясь еще въ колыбели, по средамъ и пяткамъ постился, какъ вы сказывали мнѣ, то могу ли я теперь не понудить себя къ тому, чтобы Богъ избавилъ меня отъ грѣховъ моихъ? Я долженъ укрощать плоть свою воздержаніемъ и трудомъ для сохраненія чистоты душевной и тѣлесной». Вотъ какъ преп. Сергій смотрѣлъ на постъ и молитвенные труды. Онъ не думалъ, что постъ и бдѣнія могутъ разстроивать здоровье человѣка, какъ то думаютъ плотоугодники, а, напротивъ, считалъ ихъ самымъ вѣрнымъ средствомъ для обуздыванія прихотливой плоти, для предохраненія себя отъ грѣхопаденій, для соблюденія своей чистоты душевной и тѣлесной; вѣчное спасеніе души составляло для него предметъ первостепенной важности; по его убѣжденію, если внѣшній нашъ человѣкъ и тлѣетъ, то внутреній со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16).

б) Когда препод. Сергію, въ мирѣ Варѳоломею минуло семь лѣтъ, родители отдали его учиться грамотѣ, вмѣстѣ съ старшимъ братомъ его Стефаномъ и младшимъ братомъ Петромъ Братья учились успѣшно, а Сергій далеко отставалъ отъ нихъ. Учителя наказывали его; сверстники-товарищи укоряли, родители увѣщевали — онъ самъ со слезами молился Богу, но грамота ему не давалась. Не смотря на свою непонятливость, Сергій не переставалъ просиживать ночи за книгою и въ школѣ слушать внимательно, усерднѣе и усерднѣе молиться Богу и дома и въ церкви. Однажды пошелъ онъ въ лѣсъ и тамъ, на единѣ, упалъ на колѣни и, горько заплакавъ, молилъ Бога о вразумленіи и долго бы, можетъ быть промолился такъ въ лѣсу печальный мальчикъ, если бы не представился глазамъ его у одного дерева священникъ — старецъ. Увидѣвъ старца — священника, Сергій поспѣшно всталъ, подошелъ къ нему и сказалъ ему: «отче! помолись за меня Господу, чтобы Онъ помогъ мнѣ научиться грамотѣ; я изо всѣхъ силъ стараюсь учиться, но ученье не дается мнѣ». — «Успокойся, дитя, сказалъ ему старецъ, Господь поможетъ тебѣ за усердную молитву твою». Потомъ благословилъ Сергія и далъ ему часть просфоры скушать, и перемѣнился мальчикъ Сергій: возвратившись въ школу началъ все понимать, легко усвоялось имъ все преподаваемое тамъ и лучше всѣхъ товарищей сталъ онъ учиться.

Дѣти, обучающіяся въ училищахъ! Поступайте и вы такъ, какъ поступилъ препод. Сергій, когда не дается вамъ грамота, когда вы не понимаете, что толкуютъ вамъ наставники. Вы не покидайте учиться, не вдавайтесь въ лѣнь и нерадѣніе, а усердно прилежите къ книгѣ, и со всѣмъ вниманіемъ слушайте наставниковъ, хотя бы они васъ порицали и наказывали, хотя бы надъ вашею безуспѣшностію смѣялись товарищи; со слезами молитесь Богу и сами, и просите своего духовнаго отца помолиться за васъ, чтобы Отецъ свѣтовъ и Господь разумовъ далъ вамъ смыслъ и понятливость. И несомнѣнно усердная, неотступная молитва ваша и неусыпный вашъ трудъ наконецъ препобѣдитъ все; Богъ непремѣнно откроетъ вашъ умъ къ уразумѣнію ученія.

в) Препод. Сергій, достигнувъ совершеннолѣтія, пожелалъ вступить въ иноческое житіе, но родители говорили ему: «помедли, мы стары, немощны и скудны, братья твои обязались супружествомъ и потому заботятся о своихъ женахъ; хорошо, что ты печешься, какъ угодить Богу, только послужи намъ не много и проводи насъ во гробъ, тогда исполнишь свое желаніе». Благодатный сынъ повиновался. Не оставляя родителей до смерти ихъ и сопроводивъ ихъ въ загробную жизнь молитвами и милостынями, Сергій оставилъ земное наслѣдіе родительское младшему брату своему Петру, а самъ пошелъ искать единственно наслѣдія небеснаго, поселился въ пустынѣ, въ густомъ лѣсу, въ мѣстѣ, удаленномъ не только отъ жилищъ, но и отъ путей человѣческихъ; срубилъ самъ себѣ келлію и поставилъ малую деревянную церковь, которая потомъ и освящена была во имя св. Троицы, чѣмъ положено начало славной Свято-Троицкой лаврѣ.

Юноши и дѣвы, рѣшающіеся на подвигъ странничества, желающіе монастырской, уединенной жизни! поучитесь у препод. Сергія не оставлять престарѣлыхъ отца и мать на произволъ бѣдности и безпомощности и противъ воли родительской не уходить въ монастырь, или странствовать по св. мѣстамъ. Обязанность ваша — покоить и питать родителей во время ихъ бѣдности, болѣзни и старости, а по смерти ихъ похоронить и помянуть ихъ по-христіански, — есть обязанность прямая, святая и великая уже по тому одному, что внушается самою природою и потому исполнять ее вы должны прежде и паче всего; кромѣ сего, есть положительная заповѣдь Господня о почитаніи родителей. Много ли выйдетъ хорошаго изъ того, что вы, побуждаемые духовною гордостію, возмнивъ о себѣ, что вамъ не стоитъ оставаться въ мірѣ, уйдете въ монастырь или начнете странничать, а родители ваши бѣдные, престарѣлые и быть можетъ больные, будутъ нуждаться во всемъ, терпѣть холодъ и голодъ и принуждены будутъ, какъ нищіе, испрашивать себѣ у сосѣдей подаянія? Вы своею неразумною ревностію по благочестію не угодите Богу, а прогнѣвите Его и своихъ родителей огорчите. Оставляющій отца, то же, что богохульникъ, и проклятъ отъ Господа раздражающій мать свою.

г) Поселясь въ пустынѣ, препод. Сергій не тотчасъ обязалъ себя обѣтомъ монашества, но напередъ испыталъ себя во всякомъ упражненіи, трудѣ и подвигѣ монашеской жизни. Сознавъ въ себѣ силу къ тому и положась на Бога, онъ принялъ постриженіе на 24 году жизни своей. Въ уединенной пустынѣ сколько искушеній и трудностей встрѣтилъ препод. Сергій! Терпѣлъ онъ и голодъ и жажду, страдалъ отъ холода; былъ въ опасности погибнуть отъ скудости въ пропитаніи, отъ дикихъ и лютыхъ звѣрей; испытывалъ тягость плоти, уныніе души, смущеніе и разсѣяніе мыслей.

Братія и сестры, жаждущіе вѣчнаго спасенія души, желающіе благоугодить Богу! Вамъ нужно будетъ постоянно бдѣть на стражѣ своего спасенія. Предъ вами лежитъ путь скорбей, трудовъ и лишеній; вамъ ставятся отовсюду камни претыканія и соблазна; противъ васъ собственная ваша плоть съ ея похотями и немощами, и міръ грѣшный и прелюбодѣйный съ его обольщеніями и гоненіями. Въ особенности же невидимые враги, когда примѣтятъ, что вы, удаляясь отъ міра и презирая плоть, станете усиливаться проникнуть въ область духовную, къ общенію съ небесными силами и Самимъ Богомъ, тогда, чтобы воспрепятствовать вамъ, съ неимовѣрною дерзостію устремятся на васъ, такъ что не только издалека станутъ пускать въ васъ разженныя стрѣлы противныхъ помысловъ, но и воспламенять ваше воображеніе и чувства, представятъ вамъ страшные образы и нелѣпыя мечтанія. Не смотря на все это вы, подвижники благочестія, не падайте духомъ, дерзайте противъ враговъ спасенія, поражайте ратниковъ темнаго царства именемъ Божіимъ и Христовымъ, знаменіемъ крестнымъ, сосредоточенною молитвою и строгимъ постомъ. Не опасайтесь, чтобы дурные помыслы, приходящіе въ вашу душу противъ вашей воли, повредили чистотѣ ея. Возмущеніе дурными помыслами по свидѣтельству препод. Пимена (Учил. благ. т. II, стр. 162, 163), есть общая всѣмъ слабость; избавиться отъ нихъ невозможно, но надобно бороться съ ними; не должно слушать ихъ и услаждаться ими, исполнять ихъ, и они ничего не сдѣлаютъ вамъ, мало-по-малу исчезнутъ (Дост. сказ. о подвижн. св. и блажен. отц. стр. 231, 15, 20, 257, 123; 263, 154—282, 5—261, 146). Непріятны будутъ вашей прихотливой плоти продолжительные посты, труды, стоянія на молитвѣ, колѣнопреклоненія и бдѣнія: она станетъ изнемогать отъ нихъ; но жалѣть ее нечего: сколько отнимешь у тѣла, столько придашь силы душѣ (св. Васил. Велик.); по мѣрѣ истощенія тѣла будетъ укрѣпляться душа ваша. Будетъ васъ манить въ свое сообщество міръ, суля вамъ сокровища земныя, почести и отличія свѣта: но вы не прельщайтесъ ими; мірскія блага непостоянны и кратковременны, часто смѣняются внезапнымъ разореніемъ и уничиженіемъ, не послѣдуютъ за вами далѣе гроба, помѣшаютъ вамъ въ пареніи къ небу, оземлянятъ вашъ духъ, отвлекутъ отъ богомыслія и легко могутъ обратиться для васъ въ предметъ идолослуженія.

III. Бр. хр.! Жизнь угодника Божія препод. Сергія такъ богата назиданіемъ, что каждый фактъ, каждое событіе изъ нея можетъ служить для насъ вразумленіемъ во спасеніе. Но для настоящаго праздника мы ограничимся только тѣмъ, что выше сказано. Наше послѣдованіе святому примѣру препод. Сергія во всемъ нашемъ поведеніи будетъ самою благопріятною для него жертвою, примется за достойное почитаніе блаженной его памяти, послужитъ къ славѣ Самого Бога, дивнаго во святыхъ, и къ нашему собственному благу временному и вѣчному. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. пастыр.» за 1892 г. сент.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 16-18.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0