Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Тридцать первый день.

Поуч. 2-ое. Святые чудотв. и безсребренники Киръ и Іоаннъ.

(Жалующимся на трудность спасенія).

Въ то время царствовалъ Діоклитіанъ, жестокій гонитель истинной вѣры. Когда Александрійскому намѣстнику донесли, что Киръ распространяетъ христіанство между язычниками, его велѣно было схватить. Узнавъ объ этомъ, Киръ удалился въ Аравію и тамъ продолжалъ врачевать душевные и тѣлесные недуги. Здѣсь присоединился къ нему одинъ молодой воинъ, Іоаннъ, родомъ изъ Эдессы; онъ началъ учиться у Кира и подражать его святой жизни. Они вмѣстѣ помогали больнымъ и проповѣдывали слово Божіе.

Въ то время были взяты на мученіе Аѳанасія и три дочери ея: Ѳеоктиста, Ѳеодотія и Евдоксія; онѣ были приведены въ городъ Канопъ (въ нижнемъ Египтѣ). Киръ и Іоаннъ отправились туда же, нашли Аѳанасію и дочерей ея въ темницѣ и убѣждали мужественно исповѣдывать Христа и встрѣтить за Него, если будетъ нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику Сиріану донесли, что двое неизвѣстныхъ людей научаютъ христіанокъ упорствовать и не поклоняться идоламъ, Сиріанъ велѣлъ ихъ схватить и привести къ себѣ и грозно требовалъ, чтобы они отказались отъ своей вѣры и принесли жертвы богамъ, обѣщая имъ за это награды и почести; видя безуспѣшность своихъ попытокъ, онъ приказалъ лишить святыхъ жизни (въ 311 году).

II. Братіе! часто приходится слышать, какъ нѣкоторые, разсуждая о пути къ царствію Божію, находятъ его столь труднымъ, что готовы сказать: кто можетъ спасенъ быти? (Лук. ХѴІІІ, 26). «Трудно», говорятъ, «спастись; въ мірѣ спастись невозможно». Свв. Киръ и Іоаннъ служатъ сильными обличителями такихъ мудрователей. Кто были они? Врачи, т. е. люди мірскіе и близко соприкасавшіеся съ міромъ, однако крѣпкой вѣрою въ Бога и любовію къ ближнимъ достигли вѣчнаго блаженства на небесахъ. Разберемъ наши жалобы на трудность спасенія.

а) «Трудно спастись». Это правда. Спасеніе требуетъ терпѣнія, подвига, труда. А что же приходитъ къ намъ безъ труда? Легко, безъ труда приходитъ къ намъ одинъ грѣхъ, одна пагуба души. Гдѣ и въ чемъ не требуется терпѣніе, усиліе, подвигъ? Временное благополучіе, земныя блага развѣ достаются намъ даромъ? Какимъ не подвергаемъ себя заботамъ, какихъ цѣлый вѣкъ не употребляемъ трудовъ для настоящаго, временнаго своего благополучія? И однако же никогда почти не жалуемся на эти труды. Отчего же одни, для спасенія души подъемлемые, труды кажутся намъ тяжкими, и мы хотимъ избѣгать ихъ, какъ будто превышающихъ наши силы, или какъ будто не такъ нужныхъ для насъ? Развѣ вѣчное благополучіе менѣе временнаго? Развѣ настоящая жизнь, которая можетъ сегодня же кончиться, стоитъ нашихъ трудовъ, а будущая, которой не будетъ конца, не стоитъ нашихъ заботъ? Ахъ, братіе! Мало думаемъ мы о своихъ душахъ, мало дорожимъ спасеніемъ ихъ, не помышляемъ о томъ, къ чему призвалъ насъ и что хочетъ даровать намъ Богъ, а все вниманіе, всю заботу, весь трудъ обращаемъ на земную жизнь, и на временное благополучіе. Вотъ истинная причина, почему намъ кажется труднымъ путь спасенія. А въ самомъ-то дѣлѣ онъ не только не труденъ, но и легокъ и пріятенъ. Вѣдь сказалъ же Господь, что и иго Его благо и бремя Его легко (Матѳ. 11, 30).

И какъ благо-то, и какъ легко-то! Стань только на путь Божій, начни только трудъ спасенія, — и уже готова тебѣ помощь, — Господь съ тобою уже Своею благодатію. И какъ легко и пріятно жить и трудиться съ Господомъ и для Господа! Любовь Божія воспламеняетъ, надежда будущаго блаженства окрыляетъ труженика, и путь спасенія до того становится ему гладкимъ и пріятнымъ, что, хоть бы тутъ встрѣчались съ нимъ бѣды и напасти, хотя бы грозила ему смерть, онъ не сойдетъ съ него, и не промѣняетъ его на распутія міра.

б) «Въ мірѣ», говорятъ, «спастись невозможно». Это отчего? Не такъ удобно, это правда, но чтобы невозможно, это несправедливо. Пусть нѣсколько развлекаютъ насъ отношенія къ міру, заботы семейныя, обязанности службы, занятія въ каждомъ родѣ званія, но могутъ ли они служить препятствіемъ ко спасенію, когда и сами, ежели исполняются въ духѣ истинной вѣры, честно и свято, составляютъ добрыя дѣла, которыя именно и требуются на пути спасенія? Цари, князья, пастыри церковные жили вѣдь въ мірѣ и имѣли постоянное отношеніе къ міру, и однакожъ многіе изъ нихъ не только спаслись, но и прославились, какъ святые угодники Божіи. Пусть встрѣчаютъ насъ искушенія, прелести, соблазны въ мірѣ; но вѣдь отъ насъ зависитъ увлекаться ими, или же презирать и отвергать ихъ.

Отъ насъ, братіе, отъ насъ зависитъ итти путемъ спасенія, или блуждать по распутіямъ міра. Никто и ничто не принуждаетъ насъ жить противно правиламъ христіанскимъ. И ежели мы поползновенны на грѣхъ, то этому причиною собственная наша грѣховная воля; ежели мы не можемъ устоять противъ легкихъ искушеній и соблазновъ мірскихъ, то это наша вина, наша собственная слабость.

в) «Невозможно въ мірѣ спастись». А знаете ли, что мірскіе христіане бывали даже выше и совершеннѣе въ духовной жизни знаменитыхъ пустынниковъ, такъ что Господь указывалъ послѣднимъ на первыхъ, какъ на высокій примѣръ и образецъ христіанскаго совершенства. Послушайте, что повѣствуютъ намъ дѣеписанія церковныя. Разъ случилось съ преподобнымъ Макаріемъ слѣдующее: стоя на молитвѣ, онъ услышалъ голосъ: «Макарій! ты еще не сравнился съ двумя женщинами, живущими въ такомъ то городѣ». Макарій тотчасъ пошелъ въ этотъ городъ, нашелъ сказанныхъ женщинъ, и просилъ ихъ повѣдать ему благоугодныя дѣла ихъ. Женщины сначала отрицались, говоря, что мы живемъ съ мужьями, и ничего за нами особеннаго нѣтъ, но потомъ одна изъ нихъ сказала старцу: «развѣ вотъ что: мы — двѣ невѣстки, обѣ находимся въ замужествѣ пятнадцать лѣтъ, живемъ въ одномъ домѣ, и во все это время не только не было между нами никакихъ ссоръ, но и не слыхали одна отъ другой ни одного непріятнаго слова». (Чет. М. Янв. 19). Вотъ, въ чемъ состоялъ подвигъ сказанныхъ женщинъ: въ постоянномъ взаимномъ согласіи, мирѣ и любви. Подвигъ, видите, самый сподручный, но, какъ оказалось, самый благопріятный Богу. Да и удивляться нечему. Вѣдь любовь — главная и высочайшая добродѣтель христіанская. Она именно и составляетъ законъ Христовъ (Гал. 6, 2). Господь ясно заповѣдалъ всѣмъ намъ любовь. Сія, сказалъ Онъ, заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 15, 17).

III. А ежели такъ: трудно ли послѣ этого для насъ спасеніе? Разумно ли думать и говорить, что въ мірѣ спастись невозможно? Что не удобно для мірскаго христіанина? Обязанности ли христіанскія церковныя — молитва, постъ, покаяніе, причащеніе Св. Таинъ? Да къ этому именно и призываются всѣ христіане. Качества ли христіанскія духовныя, — любовь, согласіе, смиреніе, послушаніе, искренность, честность? Да за это обыкновенно всѣ и всякаго любятъ и почитаютъ. Дѣла ли христіанскія общественныя, — благотвореніе, страннопріимство, призрѣніе бѣдныхъ, помощь несчастнымъ? Да за это и на землѣ бываетъ признателъность и благоволеніе. Нѣтъ, братіе, не на трудность спасенія, а на свои грѣховныя привычки должно жаловаться намъ. Аминь. (Сост. по кн. «Сѣятель благочестія», прот. В. Нордова, т. 2-й, изд. 1891 года).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 84-86.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0