Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Тридцать первый день.

Поуч. 1-е. Препод. Никита, епископъ Новгородскій.

(Молитва и постъ — какъ орудія борьбы съ діаволомъ).

II. Злой духъ, намѣревавшійся погубить препод. Никиту, былъ прогнанъ молитвами св. печерскихъ подвижниковъ, соединенными съ постомъ. Итакъ молитва и постъ суть могущественныя средства въ борьбѣ съ діаволомъ.

Господь I. Христосъ, указывая на силу молитвы и поста противъ злыхъ духовъ, сказалъ: сей родъ — бѣсовскій не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста (Марк. 9, 29). Эти слова поучаютъ тому, что и всѣмъ намъ, братіе, для освобожденія отъ власти діавола, для изгнанія изъ себя овладѣвающаго нами духа злобы, необходимо вооружиться противъ врага нашего спасенія молитвою и постомъ.

а) Молитва отражаетъ стрѣлы вражіи отъ человѣка уже тѣмъ, что возвышаетъ истинно, благоговѣйно молящагося надъ міромъ, содѣлываетъ прилежно молящагося невнимательнымъ къ навѣтамъ діавольскимъ, расторгаетъ союзъ съ діаволомъ: ибо молитва, по словамъ великаго молитвенника св. Іоанна Лѣствичника, есть сопребываніе, соединеніе человѣка съ Богомъ, а кто съ Богомъ, тотъ противъ враговъ Его. Духовный воинъ, предстоя Царю царей, страшенъ бываетъ для враговъ своихъ, которые, видя его бесѣдующимъ съ Богомъ, бѣгутъ отъ него, какъ бы нѣкіимъ огнемъ опаляемы. И, что всего важнѣе, высшая благодатная помощь Всесвятаго Духа, безъ которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовнаго мужества и оружія не предохранили бы Христова воина отъ вражескихъ козней и плѣна, пріобрѣтается молитвою. Ибо хотя Господь, какъ всевѣдущій, и прежде нашего моленія знаетъ наши нужды (Мѳ. 6, 8), и какъ всеблагій, всегда готовъ намъ ниспослать благодатную помощь, однако по премудрости Своей, не желая нарушать дарованной намъ свободы, ниспосылаетъ Свою помощь только просящимъ о ней у Него день и нощь (Лук. 18, 4). Молящагося Самъ Духъ Божій укрѣпляетъ на брань, Самъ побораетъ за него, какъ нѣкогда за Моисея, стоявшаго на верху горы и поднимавшаго руки къ Богу на одолѣніе амаликитянъ (Исх. 17, 10, 11), Самъ поражаетъ и прогоняетъ полчища сатанинскія. Прилежно молящагося св. Нилъ подвижникъ уподобляетъ парящему въ высоту птенцу орлему: послѣдняго не можетъ поймать птицеловъ, такъ и возносящуюся къ небу на крылахъ молитвы душу человѣческую злой духъ не въ состояніи уловить въ свои сѣти. И сколько побѣдныхъ чудесъ совершенно было святыми молитвенниками Божіими!

б) Для стяжанія молитвы сильной и дѣйственной въ борьбѣ съ исконнымъ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ потребно строгое воздержаніе отъ пищи и питія и отъ всѣхъ чувственныхъ удовольствій: молитвенные подвиги безъ поста не возможны для истиннаго воина Христова. Постъ, по словамъ св. Василія Великаго, предпосылаетъ молитву на небо, дѣлаясь для нея какъ бы крыльями при восхожденіи души горѣ и въ соединеніи съ молитвою имѣетъ великую силу не только надъ плотію нашею вещественною, надъ ея страстями и похотями, но и надъ самымъ невещественнымъ производителемъ страстей и похотей — злымъ духомъ, діаволомъ, по непреложному увѣренію Христа Спасителя (Марк. 9, 29).

Такъ какъ духъ злобы содѣлываетъ насъ своими плѣнниками, порабощая духъ нашей плоти, то для освобожденія себя изъ плѣна діавольскаго мы должны возвратить духу своему господство надъ плотію, умерщвляя ея вожделѣнія, а это мы можемъ сдѣлать черезъ постъ. Опытъ показываетъ, что всякія пожеланія усиливаются въ насъ по мѣрѣ удовлетворенія имъ и, наоборотъ, ослабляются по мѣрѣ отказа въ удовлетвореніи ихъ, а потому, чрезъ строгій постъ отказывая въ удовлетвореніи своимъ плотскимъ пожеланіямъ, мы тѣмъ самымъ естественно ослабляемъ въ себѣ эти пожеланія. Военачальникъ, желая покорить враговъ своихъ, заключившихся въ крѣпости несокрушимой, старается прежде всего отнять у нихъ съѣстные припасы и воду, и враги, томимые голодомъ и жаждою, покоряются ему безпрекословно и безъ кровопролитія. Подобнымъ образомъ должна поступать и душа наша, когда хочетъ побѣдить враговъ своего спасенія и вознестись своимъ умомъ и сердцемъ къ Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться отъ всѣхъ плотскихъ пожеланій и удовольствій, должна отнимать у своихъ враговъ возможно больше пищи и питія, а особенно отнимать яства лакомыя и утучняющія тѣло, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словомъ сказать, должна соблюдать постъ по уставу и наставленію св. церкви православной. Чрезъ постъ, подлинно, сбывается въ насъ непреложное слово св. апостола: если внѣшній нашъ человѣкъ и тлѣетъ, то внутренній со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16).

III. Итакъ, братіе, молитва и постъ необходимы намъ для одержанія побѣды надъ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ: молитва содѣлываетъ душу невнимательною къ навѣтамъ вражіимъ и укрѣпляетъ ее въ борьбѣ со врагомъ благодатію Всесвятаго Духа, а постъ располагаетъ духъ къ молитвѣ и порабощаетъ плоть духу. (Сост. въ сокращ. по проп. прилож. къ «Рук. для с. п.» 1892 г., мартъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 83-84.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0