Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. День трехъ святителей.

(Противъ увлеченія спиритизмомъ).

II. Разсказанный теперь случай есть одинъ изъ многочисленныхъ опытовъ, неопровержимо подтверждающихъ, что явленія душъ изъ міра загробнаго не невозможны, и дѣйствительно бывали.

а) Неправильное разумѣніе сего рода случаевъ служили для многихъ поводомъ къ напряженному усилію войти въ сообщеніе съ міромъ духовъ. Одни, лишась сердцу близкихъ и любимыхъ, ждутъ ихъ во снѣ, и даже наяву, чтобы спросить ихъ, какъ они живутъ за гробомъ. Другіе, сгарая желаніемъ узнать свое будущее, мечтаютъ въ страшной тишинѣ чародѣйства и гаданій услышать голосъ о своей судьбинѣ. Есть и такіе, которые чрезъ таинственныя открытія, получаемыя будто бы изъ царства духовъ, думаютъ усовершенствовать вѣру христіанскую, которые хвалятся своимъ искусствомъ бесѣдовать съ давно и недавно умершими, и которые дерзко даютъ понять, что вызвать душу изъ иного міра для нихъ также легко, какъ позвать слугу изъ одной комнаты въ другую.

Къ сожалѣнію, гадальщицы и духовидцы между легкомысленными и суевѣрными всегда находятъ себѣ много приверженцевъ. Посему и въ наше время не излишни совѣты противъ того предразсудка, отъ котораго такъ предостерегалъ современниковъ Исаія пророкъ: «когда вамъ скажутъ: посовѣтуйтесь съ вызывателями мертвыхъ, и съ ворожеями... отвѣчайте: не долженъ ли народъ къ своему истинному Богу обращаться? Развѣ о живыхъ можно спрашивать умершихъ?».

б) Хотя то несомнѣнно, что души умершихъ являлись иногда въ дѣйствительности, а не въ воображеніи живымъ; однако же устроять такія свиданія никогда не было предоставлено произволу и искусству человѣка. Душу отшедшую можно увидѣть тому, кому это дано было бы отъ Бога; но вызвать ее никто не можетъ. Являлисъ и ангелы, но не по произволу человѣческому, и даже не сами собою, а потому что Богъ посылалъ ихъ. Не всѣ ли они суть служебные духи, посылаеміи, какъ замѣчаетъ апостолъ, на служеніе хотящимъ наслѣдовать спасеніе (Евр. 1, 14), а не произвольно являющіеся? — Такъ же надобно думать и о душахъ людей усопшихъ. Ихъ вызвать и видѣть не зависитъ отъ нашей власти, и не всегда достижимо для самой пламенной молитвы.

Іоаннъ Златоустъ, сосланный въ городъ Кукузъ, пребывалъ тамъ въ домѣ, принадлежащемъ доброму семейству, изъ котораго одинъ молодой человѣкъ, впослѣдствіи, самъ сдѣлался епископомъ. Этотъ епископъ, по имени Адельфій, разсказывалъ, какое чудное было ему видѣніе: «когда скончался блаженный Іоаннъ, я почувствовалъ невыразимую печаль, что этотъ вселенскій учитель умеръ, лишенный престола. Со слезами молилъ я Бога показать мнѣ, въ какомъ онъ состояніи и причисленъ ли къ святымъ патріархамъ. Въ одно время вижу я весьма благообразнаго мужа: онъ взялъ меня за руку и привелъ въ мѣсто свѣтлое, гдѣ показалъ мнѣ многихъ учителей церкви. Не нашедши тамъ, кого желалъ, я вышелъ оттуда печальный, и стоявшему при дверяхъ повѣдалъ мою скорбь, что не видалъ возлюбленнаго моего Іоанна. Сей придверникъ объяснилъ мнѣ: нельзя тебѣ видѣть его; онъ предстоитъ тамъ, гдѣ престолъ Господень». Разсказъ этотъ указываетъ и на возможность видѣть души праведныхъ, и вмѣстѣ служитъ свидѣтельствомъ, что не является душа, когда хотятъ ее увидѣть, по влеченію хотя и невиннаго, но безплоднаго любопытства. Ибо тотъ же Іоаннъ Златоустъ явился, вмѣстѣ съ Григоріемъ и Василіемъ, митрополиту евхаитскому, когда это было нужно, по устроенію Божію, для умиротворенія вѣрующихъ.

Рѣшительно сказать должно, что духовидцы принимаютъ за дѣйствительность или мечты собственнаго воображенія, или навожденіе злой и темной силы. Нѣтъ сомнѣнія, что небожители не иначе могутъ явиться на землѣ, какъ по волѣ Божіей. Вѣмы же, яко грѣшники Богъ не послушаетъ (Іоан. 9, 31), когда они присвояютъ себѣ значеніе чудотворцевъ, покушаясь вызывать духовъ. Тѣ только сподоблялись чудесныхъ видѣній, которые добрыми дѣлами и долгими подвигами очищали въ себѣ духовное зрѣніе. А наше слабое око, доколѣ покрыто толстою корою грѣховности, способно ли, чтобы видѣть невидимое, существо безплотное? И кто самонадѣянно стремитсякъ сему, того останавливаетъ Премудрый: «не изслѣдуй того, что выше силъ твоихъ; что сокрыто, то не нужно» (Сир. 3, 21). Еслибъ даже намъ и видѣлось что-либо необычайное, не слѣдуетъ обольщаться. Подвижники опытные разсуждаютъ: «когда бываютъ явленія грѣшнику, онъ не долженъ вѣрить имъ, хотя бы видѣлъ Христа. Ибо явленія Божественныя бываютъ только святымъ, и онымъ всегда предшествуетъ въ ихъ сердцахъ тишина, миръ и радость. Даже и они, увѣряясь въ истинности видѣній, признаютъ себя недостойными».

в) Почему же не предоставлено живымъ по произволу вызывать и видѣть души умершихъ? Потому, что это не нужно и было бы даже вредно. Душа евангельскаго богача изъ ада просила Авраама, чтобы на землю, гдѣ онъ оставилъ пять братьевъ по плоти, посланъ былъ Лазарь предупредить ихъ, да не и тіи пріидутъ на мѣсто сіе мученія. Но Авраамъ отвѣтилъ: имутъ Моисея и пророки, да послушаютъ ихъ. (Лук. 16, 29). Если же не было надобности іудеямъ принимать уроки отъ умершихъ, то еще менѣе сіе нужно для насъ: ибо у насъ, кромѣ закона Моисеева и пророческихъ книгь, есть евангеліе, само слово Христово и ученіе апостольское. — О чемъ спрашивать умершихъ, еслибъ это и было доступно? Развѣ о своемъ будущемъ? — Но каждому предсказана его судьба: «живи добродѣтельно, и тебѣ будетъ хорошо». Даже теперь, при безуспѣшности предвѣдѣнія, люди жадны до новостей; но еслибъ можно было узнать будущее, кто сталъ бы заниматься настоящимъ? Не тѣ ли только предпріятія были бы намъ любезны, о которыхъ получена была бы пріятная вѣсть изъ другого міра, и исходъ которыхъ, по предсказанію духовызывателей, долженъ быть выгоденъ для насъ? Не впадетъ ли, напротивъ, въ тупой ужасъ и отчаяніе тотъ, кому вызванная тѣнь предсказала бы бѣдствіе? — Такая пытливость служитъ прямымъ оскорбленіемъ Промысла Божія, который одинъ управляетъ нашими дѣлами и судьбами, утѣшая смертныхъ счастіемъ и вразумляя несчастіями. Отступникъ отъ вѣры въ Провидѣніе, предаваясь суевѣрію, скоро можетъ дойти до погибели. Саулъ, царь израильскій, сначала самъ преслѣдовалъ духовызывателей и гадальщицъ, но, отступивъ отъ Бога, сдѣлался суевѣренъ. Предъ сраженіемъ съ филистимлянами, когда разгнѣванный Господь не далъ ему никакого отвѣта, какъ давалъ прежде, Саулъ переодѣтый пошелъ въ Аендоръ къ волшебницѣ и просилъ ее вызвать тѣнь Самуила. Тѣнь явилась; но что возвѣстила Саулу? — «За то, что ты не послушалъ Іеговы, предастъ Іегова Израиля вмѣстѣ съ тобою въ руки филистимлянъ: завтра ты и сыны твои будете со мною» (1 Цар. гл. 28). На другой день Саулъ и три сына его погибли дѣйствительно на горахъ Гелвуйскихъ.

III. Сберегая насъ отъ несчастныхъ послѣдствій, законъ Божій издревле запрещалъ вызываніе умершихъ и всякаго рода гаданія. Моисей говоритъ народу избранному: «не долженъ находиться у тебя обаятель, призывающій духовъ, волшебникъ и вопрошающій мертвыхъ: ибо мерзокъ предъ Богомъ всякъ дѣлающій сіе» (Втор. 18, 11). Василій Великій опредѣляетъ: «кто предается ворожеямъ, или самъ ворожитъ, да подпадаетъ правилу шестилѣтняго покаянія». То же подтверждено шестымъ вселенскимъ соборомъ: «Предающіеся волшебникамъ, или другимъ подобнымъ обаятелямъ, да подлежатъ правилу шестилѣтней эпитиміи». (Извлеч. въ сокращеніи изъ слова Сергія, митрополита московскаго и коломенскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 79-81.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0