Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 36.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать девятый день.

Св. священномученикъ Игнатій Богоносецъ.

(О пользѣ и спасительности призыванія имени Спасителя).

На него донесли однажды свѣтскія власти императору Трояну, что онъ не дозволяетъ христіанамъ участвовать въ языческимъ торжествахъ по случаю побѣдъ Трояна. Троянъ, прибывши въ Антіохію, призвалъ его къ себѣ. «Ты ли называешься Богоносцемъ? спросилъ онъ его. Да и что такое за названіе?» — Богоносецъ тотъ, кто носитъ Христа Бога въ душѣ своей, сказалъ св. Игнатій.

Троянъ долго старался склонить Игнатія къ отреченію отъ Христа, обѣщая за отреченіе почести и богатства. Богоносецъ отвѣчалъ, что ему лучше страдать за Христа, нежели жить, отрекшись отъ Него, въ величіи и славѣ. Тогда императоръ осудилъ Игнатія на съѣденіе звѣрями. И вотъ Игнатій, связанный тяжкими узами, былъ поведенъ въ Римъ на казнь. Онъ шелъ радостно на казнь за возлюбленнаго Христа и утѣшалъ христіанъ, съ плачемъ выходившихъ къ нему изъ городовъ, мимо которыхъ онъ шелъ. Онъ имѣлъ твердость дорогой даже написать нѣсколько посланій къ христіанамъ. Когда привели его на казнь, онъ съ бывшими туть христіанами помолился. Язычники, слыша, что онъ безпрестанно повторяетъ имя I. Христа, спросили, почему онъ такъ часто повторяетъ это имя? Св.Игнатій отвѣчалъ, что въ его сердцѣ написано имя I. Христа и потому уста исповѣдуютъ Того, Кого онъ въ сердцѣ всегда носитъ. Едва онъ сказалъ предъ смертію еще нѣсколько словъ, какъ львы устремились на него и растерзали его. Христіане собрали его кости и перенесли ихъ въ Антіохію. Долго они о немъ плакали и скорбѣли и нѣкоторымъ изъ нихъ святой являлся, утѣшая ихъ въ печали. Другіе видѣли его молящимся о народѣ.

II. Чему учитъ насъ своимъ примѣромъ св. Игнатій Богоносецъ?

а) Учитъ Бога въ умѣ и сердцѣ держать, спасительное имя Христа Спасителя какъ можно чаще призывать и повторять. Кому Христосъ дороже, какъ не намъ вѣрующимъ въ Него, въ крещеніи сочетавшимся Ему, въ таинствѣ причащенія таинственно соединяющимся съ Нимъ? Кому Онъ ближе, роднѣе, какъ не намъ служителямъ Его, которые Его именемъ называемся, крестомъ Его знаменуемся, крестъ Его на груди носимъ и изъ семи дней недѣли почитаемъ особенно тѣ, въ которые Онъ пострадалъ и воскресъ? Мы съ Нимъ такъ соединились, какъ вѣтвь древесная съ своимъ деревомъ. Азъ есмь лоза, вы же рождіе. Мы Имъ живемъ здѣсь, съ Нимъ же, Имъ же будемъ жить и по смерти, — намъ ли Его забыть? Ему мы служимъ, предъ Нимъ мы согрѣшаемъ, предъ Нимъ каемся, отъ Него же ждемъ и помилованія. Къ кому же значитъ чаще всего нужно возноситься умомъ и сердцемъ, чаще всего нужно обращаться съ молитвою горячею и умиленною, къ кому, какъ не къ Нему — нашему Владыкѣ и Господу?

б) Св. отцы, истинные служители Христовы, такъ именно и дѣлали. Никакое имя они такъ часто не произносили, съ такою любовію въ умѣ и сердцѣ не держали, какъ сладчайшее имя Христово. Молитва Іисусова, преданная ангеломъ преподобному Пахомію: Господи Іисусе Христе, Сыне Божіи, помилуй мя грѣшнаго, — эта молитва была неразлучной спутницей всѣхъ ихъ дѣяній, — внѣ храма и общественной службы. Творя эту молитву сами, они заповѣдали творить ее и мірянамъ, и особенно ищущимъ преуспѣянія въ духовной жизни. Этою молитвою по ихъ ученію можно даже замѣнять службы церковныя, если кому почему нибудь нельзя иногда быть за ними. И они назначили, сколько разъ слѣдуетъ ее прочитать съ поклонами за каждую службу въ отдѣльности, сколько за вечерню, повечеріе, полунощницу, утреню и такъ далѣе. Все это указано въ псалтири.

в) Сладко и утѣшительно сердцу вѣрующему и любящему Господа часто произносить Его сладчайшее имя. Но какъ душеспасительно и какъ дѣйственно призываніе этого великаго имени!

Изъ жизни святыхъ можно указать безчисленное множество примѣровъ необыкновенной силы имени Спасителя.

Въ царствованіе греческаго императора Юстиніана Великаго было въ Антіохіи страшное землетрясеніе, которое угрожало весь городъ съ великолѣпными зданіями обратить въ развалины. Тогда одинъ благочестивый мужъ подалъ совѣтъ на всѣхъ домахъ начертать спасительное имя Господа нашего I. Христа. Когда всѣ это сдѣлали, землетрясеніе кончилось.

Съ однимъ ученикомъ препод. Пафнутія случилась болѣзнь глаза и страшно мучила его. Преподобный, давъ ему свои четки, велѣлъ тысячу разъ проговорить молитву: Господи Iиусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго. Едва ученикъ успѣлъ совершить половинное число, какъ болѣзнь прошла.

Преподобный Моνсей Муринъ былъ преслѣдуемъ ночными скверными мечтаніями, и истощивши всѣ усилія бдѣнія, поста и молитвы, не находилъ себѣ покоя, — тогда пришелъ онъ къ пресвитеру Ѳеодору. Этотъ, сжалившись надъ нимъ, призвалъ имя Господа I. Христа и освободилъ его отъ этихъ мечтаній, сказавши: во имя Господа Іисуса Христа отнынѣ не будетъ съ тобою этого. И дѣйствительно скверныя мечтанія его оставили.

А сколько святые именемъ I. Христа исцѣляли бѣсноватыхъ! Сколько этимъ именемъ исцѣлено людей отъ болѣзней апостолами и другими святыми!

III. Будемъ же, братіе, чаще и чаще произносить это спасительное имя. Итакъ сидите ли за работой, — чѣмъ пѣть пустыя и не рѣдко грѣховныя пѣсни, держите лучше на устахъ и въ сердцѣ имя Христово и молитву къ Нему. Меньше вы и согрѣшите, успѣшнѣе будутъ и дѣла ваши. А главное чрезъ молитву вы будете все болѣе и болѣе приближаться ко Христу. Такъ дѣлайте, когда и отдыхомъ пользуетесь, когда на пути находитесь. Ужели лучше отдаваться разсѣянію мыслей и особенно сквернымъ мечтаніямъ? Дѣлайте такъ и ночью просыпаясь, и изъ дому выходя, и при начатіи всякаго дѣла.

Господь всесильный Своею благодатію, по молитвамъ св. священномученика Игнатія, да управитъ стопы ваши къ дѣланію Его заповѣдей. (Извл. въ сокр. изъ поуч. свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 78-79.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0