Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-ое. Святый Ефремъ Переяславскій.

(Польза созиданія храмовъ и благотворительныхъ учрежденій).

По кончинѣ тѣло святителя Ефрема оказалось нетлѣннымъ, сначала почивало въ созданной имъ церкви святаго Архистратига Михаила, а во время нашествія татаръ перенесли его въ Печерскій монастырь, гдѣ почиваютъ они и до сихъ поръ.

II. Итакъ святитель Ефремъ во время своего святительства всего болѣе заботился объ устройствѣ храмовъ и благотворительныхъ учрежденій. Что можетъ быть прекраснѣе подобной заботы и подобнаго употребленія земныхъ сокровищъ? Блага земныя — даръ отъ Бога — и вотъ къ Богу же чрезъ благотворенія они и возвращаются. Любя Бога, строютъ храмы, — по любви къ Нему же созидаются и богадѣльни, больницы, пріюты и другія подобныя имъ мѣста. Лучшаго дара нельзя принести Господу Благодѣтелю нашему за всѣ Его безчисленныя милости, преизобильно изливаемыя на насъ. Счастливъ тотъ, кто понимаетъ правильно, по-евангельски, назначеніе сокровищъ земныхъ, и правильно, благоразумно расточаетъ ихъ. Таковой исполняетъ слова Спасителя: сотворите себѣ други отъ мамоны неправды, да егда оскудѣете, примутъ вы въ вѣчные кровы. И подлинно, чрезъ такое употребленіе сколько душевной пользы доставитъ онъ и другимъ и себѣ!

а) Вотъ благодѣтель устроилъ храмъ, — начинается въ немъ совершеніе богослуженія, приносится безкровная жертва, — добрые христіане посѣщаютъ его, — и сколько отрады получаетъ каждый своему сердцу! Приходитъ онъ отрѣшенный отъ заботъ житейскихъ, погружается весь въ Бога, слушаетъ хваленіе Его, слово Божіе и какъ будто не на землѣ онъ, — все только небесное, божественное, ничего мірскаго. Вотъ Спаситель, вотъ Божія Матерь — наша первая Ходатаица, — вотъ апостолы, преподобные, святители, мученики — все жители міра небеснаго, — и успокоивается духъ странника земного среди такого святого общества. Посмотритъ на другихъ, — всѣ погружены также въ небесное, очи возведены у всѣхъ горѣ. И отрадно дѣлается ему. А когда сдѣлается онъ созерцателемъ Таинства Таинствъ, присутствуя за Божественной литургіей, когда видитъ духовно своего Спасителя, то какъ бы снова исходящаго съ проповѣдію къ міру, то идущаго снова на закланіе за грѣхи наши, что бываетъ на великомъ входѣ, то, какъ на тайной вечерѣ, снова приглашающимъ всѣхъ къ принятію Тѣла и Крови Своей, то поучающимъ, то являющимся по воскресеніи — скажите, можно ли описать радость духа вѣрующаго, духовно созерцающаго все это? У грѣшника льются слезы, ему противенъ становится любимый его грѣхъ, и какъ часто изъ храма онъ возвращается новымъ, другимъ человѣкомъ, и самъ постепенно начинаетъ преобразоваться въ храмъ духовный, въ храмъ и жилище Тріνпостаснаго Бога. Ужели мало вамъ всего этого для того, чтобы понять, какое великое благодѣяніе въ дѣлѣ спасенія каждый новосозидаемый храмъ.

б) Другой, или тоже самое лицо, устроиваетъ на богоданныя средства благотворительное учрежденіе — богадѣльню. Не одинъ десятокъ лицъ послѣ бурнаго плаванія по морю житейскому пришли сюда найти покой себѣ. Все у нихъ готово, и пища, и одежда, и сухо и тепло у нихъ, — трудятся, которые могутъ трудиться, остальнымъ — немощнымъ одинъ покой. Скажите, какое благодѣяніе можетъ сравниться съ этимъ благодѣяніемъ? Всю жизнь проведшіе въ нуждѣ, въ заботахъ, въ скорбяхъ, въ трудахъ имѣютъ возможность остатокъ дней своихъ прожить безъ печали, въ единственной заботѣ о своей душѣ. Тотъ, кто не имѣлъ одной свободной минуты подумать о Богѣ и Его милостяхъ, о душѣ и спасеніи ея, теперь можетъ каждую минуту употреблять на это – не милость ли, не благодѣяніе ли это для бѣдныхъ, престарѣлыхъ и нуждающихся? Прежде, быть можетъ, слово ропота срывалось съ устъ ихъ; а теперь одни слова сердечнаго благодаренія ко Господу слышатся отъ нихъ. А говорить ли здѣсь о другихъ подобныхъ учрежденіяхъ — больницахъ, пріютахъ? Сколько льется добраго, полезнаго для души тѣхъ, которые пользуются этими милостями, и исчислить даже нельзя. Но, спасая другихъ, благотворитель спасаетъ прежде всего себя самого. Къ нему относятся эти сладчайшія и утѣшительныя слова Спасителя, которыя Онъ любящимъ Его скажетъ на страшномъ судѣ Своемъ. Пріидите благословенные Отца Моего, наслѣдуйте царствіе, уготованное вамъ отъ сложенія міра. Боленъ бѣхъ и посѣтисте Мене, — нагъ, и одѣясте Мене, Я жаждалъ, алкалъ, и вы накормили и напоили Меня.

III. О, дай Богъ, чтобы больше и больше было подражателей св. Ефрема въ дѣлѣ благоустроенія храмовъ и благотворительныхъ учрежденій! Много нынѣ этихъ подражателей. Мы счастливы, что живемъ въ такое время. Дай Богъ, чтобы не охладѣвалъ, а еще болѣе возгарался во всѣхъ духъ благотворительности. (Сост. по поуч. свящ. Шумова, помѣщ. въ прилож. къ журн. «Кормчій» № 4, 1896 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 76-78.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0